Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О страховых взносах фермеров и задолженностях

2015-10-02 / Юридическая консультация

На вопросы читателей отвечает юрист Института политики развития Бектурган ОРОЗБАЕВ

ВОПРОС: Депутаты возмущены тем, что платежи по страховым взносам для крестьянских и фермерских хозяйств были повышены в несколько раз. Многие сельские жители еще не знают об этом, так как платят их в конце года. Раньше сумма платежа в Соцфонд равнялась сумме земельного налога на 1 га, а сейчас ставку рассчитывают от среднемесячной зарплаты на каждого члена КХ, в зависимости от площади земель КХ. При этом крестьяне получают доход один раз в год и не могут платить ежемесячно, а также этот доход гораздо меньше годовой среднемесячной зарплаты в районе. Насколько обоснованно повышены тарифы страховых взносов для глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица?
 
ОТВЕТ: Пенсионная система как живой организм зависит от множества факторов, характеризующих современное развитие общества в целом. В этой связи пенсионная система часто вынуждена реагировать соответствующим образом на различные изменения как в демографической, так и в социально-экономической ситуациях, складывающихся на определенном этапе развития государства.В современной системе государственного социального страхования Кыргызстана есть большой пласт проблем, и одна из них - это адекватный охват социальным страхованием неорганизованного сектора экономики, то есть сельских товаропроиз водителей и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью.
 
Доля сельхозпроизводителей и самозанятых граждан в экономике страны достаточно значительная (более 40%), при этом взносы в систему они осуществляют около 3% от всей суммы поступлений страховых взносов. С 2005 года размер номинальной заработной платы увеличился более чем в 3 раза, прожиточный минимум пенсионера вырос в 2 раза, размер средней пенсии в 4 раза, а средняя стоимость налогового патента на рынках выросла почти в 4 раза. Те низкие взносы, которые уплачиваются ими сегодня, они и получат в будущем в виде пенсии.При этом категория сельских товаропроизводителей, внося вклад в пенсионную систему всего в объеме около 1% от общего поступления страховых взносов, получает средства около 36% от всех пенсионных выплат из системы. 
 
Это было обусловлено, прежде всего, установленными ранее низкими ставками тарифов страховых взносов для них. Так, тарифы страховых взносов для крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица были установлены 1998 году в размере базовой ставки земельного налога на текущий год. Отсюда и перекосы в пенсионной системе, когда тот же учитель средней школы, чтобы заработать год страхового стажа платит в среднем 25 000 сомов в год, а сельский товаропроизводитель за тот же период в среднем всего 350 сомов, в южных областях страны, где земли распределялись на каждого члена хозяйства в меньшем объеме, и вовсе по 30 сомов за год. В целях урегулирования данного вопроса Правительством КР был инициирован проект Закона КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» (постановление Правительства КР от 8 июля 2014 года, № 379).
 
Законопроект разработан в соответствии с решением межведомственной комиссии по разработке предложений по реформированию пенсионной системы в части государственного социального страхования сельских товаропроизводителей и физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, созданной распоряжением премьер-министра КР от 27.11.2013г., № 535. Проект закона до его принятия был обсужден на парламентских слушаниях (10 октября 2014 года), где принимали участие депутаты местных кенешей, представители крестьянских (фермерских) хозяйств и лица, занятые индивидуальной предпринимательской деятельностью из разных регионов республики. По итогам слушаний приняты Рекомендации об одобрении данного проекта закона. 11 февраля 2015 года закон был принят Жогорку Кенешем и 19 марта 2015 года был подписан Президентом Кыргызской Республики А.АТАМБАЕВЫМ.В целом, закон направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения сельских товаропроизводителей и физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
 
Так, на основании решения вышеуказанной межведомственной комиссии, а также с целью повышения накоплений на личных страховых счетах сельских товаропроизводителей и индивидуальных предпринимателей, уровня их пенсионного обеспечения, законом устанавливаются нормы, согласно которым уплата страховых взносов указанными категориями будет производиться не в фиксированных размерах, а от среднемесячной заработной платы в соответствии со статьей 14-1 Закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию».Тем самым принятым законом предусматривается следующее. С 01.01.2015 года установление ставки тарифа страхового взноса для глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, владеющих земельной долей до 2 га, ежемесячно в размере 0,5% от среднемесячной заработной платы, сложившейся в регионах за предыдущий год (в среднем по республике сумма к уплате в месяц составит 70 сомов или 834 сома в год), с поэтапным доведением ставки тарифа в течение 10 лет,к 2024 году, до размера 4% от среднемесячной заработной платы (в среднем по республике в месяц - 1288 сомов или 15450 сомов в год).
 
При условии поэтапной уплаты страховых взносов по предлагаемым ставкам в течение 25 лет, начиная с 2015 года, страховая часть пенсии (СП 2) составит 1029 сомов, что в 23 раз больше, чем было бы при действующих ставках тарифов (СП 2 - 45 сомов); Для лиц, владеющих земельной долей от 2 до 10 га, ежемесячно с 01.01.2015г. - в размере 1% от среднемесячной заработной платы, сложившейся в регионах за предыдущий год (в среднем по республике сумма к уплате в месяц составит 139 сомов или 1668 сомов в год), с поэтапным доведением ставки тарифа в течение 5 лет, к 2019 году, до размера 4% от среднемесячной заработной платы (в среднем по республике в месяц - 837 сомов или 10042 сома в год). При условии поэтапной уплаты страховых взносов по предлагаемым ставкам в течение 25 лет, начиная с 2015 года, страховая часть пенсии (СП 2) составит 1153 сома, что в 26 раз больше, чем было бы при действующих ставках тарифов (СП 2 - 45 сомов);
 
Для лиц, владеющих земельной долей от 10га и выше, ежемесячно с 01.01.2015г. - в размере 2% от среднемесячной заработной платы, сложившейся в регионах за предыдущий год (в среднем по республике сумма к уплате в месяц составит 278 сомов или 3336 сомов в год), с поэтапным доведением ставки тарифа в течение 3 лет, к 2017 году, до размера 4% от среднемесячной заработной платы (в среднем по республике в месяц - 690 сомов или 8276 сомов в год). При условии поэтапной уплаты страховых взносов по предлагаемым ставкам в течение 25 лет, начиная с 2015 года, страховая часть пенсии (СП 2) составит 1196 сомов, что в 26,5 раза больше, чем было бы при действующих ставках тарифов (СП 2 - 45 сомов).Следует отметить, что, в соответствии со статьей 14-1 Закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», размер среднемесячной заработной платы, принимаемый для исчисления страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, устанавливается Национальным статистическим комитетом КР.
 
Расчет тарифной ставки в соответствии с данными Национального статистического комитета КР о размере среднемесячной заработной платы, сложившемся в районах и городах республики за предыдущий календарный год, осуществляется ежегодно с 1 июля текущего года. Уполномоченный государственный орган (Соцфонд КР) ежегодно в срок до 1 июля текущего года опубликовывает в СМИ сведения о размерах среднемесячной заработной платы, сложившихся в районах и городах республики за предыдущий календарный год, на основании официальной статистической информации Национального статистического комитета КР для расчета тарифной ставки страховых взносов. Согласно официальным данным, опубликованным Национальным статистическим комитетом КР, ниже представлена среднемесячная заработная плата по Кыргызской Республике за 2014 год для исчисления страховых взносов на период с 01.07.2015 г. до 01.07.2016 года.
 
ВОПРОС: Сотрудники некоторых районных подразделений Социального фонда требуют от сельских жителей, сдающих документы для выхода на пенсию,погасить долги всей семьи за страховые взносы по сельхоз землям (ФПС, земельные доли) с 1996 года, что составляет огромные суммы – до 60 000 сомов. В случае непогашения, документы на оформление пенсии не принимают. Законно ли такое требование?
 
ОТВЕТ: Закон КР «О государственном пенсионном социальном страховании» от 21 июля 1997 года, № 57 является основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы государственного пенсионного социального страхования граждан в Кыргызской Республике. В соответствии со статьей 1 настоящего Закона, право на пенсию имеют застрахованные граждане КР (физические лица, прошедшие регистрацию в органах Социального фонда КР и имеющее удостоверение социальной защиты), а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике, вносящие взносы на государственное пенсионное социальное страхование на основании и условиях, предусмотренных Законом КР «О государственном социальном страховании». Согласно настоящему Закону,назначаются следующие виды пенсий: а) по возрасту; б) по инвалидности; в) по случаю потери кормильца.
 
Порядок и сроки назначения пенсии регламентируются статьей 25-1 данного Закона, согласно которой пенсия назначается со дня обращения застрахованного лица за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права застрахованного лица на пенсию. Днем обращения застрахованного лица за пенсией считается день приема территориальными отделами Социального фонда (районными, городскими) заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления данного заявления. В случае если в представленных документах отсутствуют необходимые данные для назначения пенсии, территориальный отдел Социального фонда дает обратившемуся застрахованному лицу разъяснения о документах, которые он должен представить дополнительно.
 
Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления данного заявления.Также норма настоящего Закона обязывает территориальные органы Социального фонда консультировать и оказывать помощь застрахованному лицу в получении и оформлении необходимых документов для назначения пенсии.Заявление о назначении пенсии рассматривается ими не позднее 15 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления, территориальный отдел Социального фонда не позднее пяти дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает заявителю документы.
 
Для получения более полной информации необходимо ознакомиться с Положением «О порядке обращения за назначением и перерасчетом пенсии, перехода с одного вида на другой», утвержденном постановлением Правительства КР от 12 января 2005 года, № 10. К заявлению о назначении пенсии должны быть приложены все необходимые документы, указанные в «Перечне документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой» утвержденного постановлением Правительства КР от 12 января 2005 года, № 10. Так, согласно пункту 2.1 данного Перечня, к заявлению о назначении пенсии по возрасту на общих основаниях должны быть приложены следующие документы:
 
  • удостоверяющие личность застрахованного лица, его возраст и место жительства:
  • о трудовом стаже за период работы до 1996 года и о периодах работы, приравненных к страховому стажу (учеба, служба в армии, уход за детьми);
  • для лиц, работающих с 1 января 1992 года по 31 декабря 1995 года на частных предприятиях или занятых индивидуальной трудовой деятельностью, - справки, выданные органами Социального фонда, об уплате страховых взносов за этот период;
  • справки о заработной плате (доходе) за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 1996 года по желанию застрахованного лица, обратившегося за пенсией, выданные работодателями, либо государственными органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае прекращения деятельности работодателя, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или государственными архивными учреждениями, располагающими необходимыми сведениями;
  • сообщения о занятости и заработной плате за период с 1 января 1996 года, выданные работодателями на основании первичных бухгалтерских документов;
  • свидетельство о регистрации или расторжении брака, которое предоставляется при наличии документов, выданных на другую фамилию; документы, подтверждающие право на получение надбавок к пенсиям в соответствии со статьей 13 Закона КР «О государственном пенсионном социальном страховании»:
  • удостоверение участника Великой Отечественной войны или инвалида Великой Отечественной войны, или приравненных к ним лиц;
  • удостоверение «Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС»; удостоверения «Почетный донор КР», «Почетный донор Киргизской ССР», «Почетный донор СССР»;
  • справка о реабилитации, выданная судебными или иными государственными органами (органы прокуратуры или национальной безопасности); 
  •  документы, подтверждающие награждение матерей орденами «Мать-героиня» СССР и «Баатыр эне» КР; две фотографии размером 3x4 см для получения пенсионного удостоверения.
Для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях дополнительно к вышеуказанным документам (пункт 2.1 Перечня) должны быть представлены следующие документы: а) по Спискам N 1 и N 2 - справки, подтверждающие льготный характер труда;
 
  •  для назначения пенсии лицам, проживающим в условиях высокогорья, - справки местной госадминистрации или айыл окмоту о месте расположения предприятия, организации, где проходила трудовая деятельность, а женщинам - дополнительно также свидетельства о рождении трех детей и документы, подтверждающие их воспитание до восьмилетнего возраста (паспорта детей, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  • для назначения льготной пенсии многодетной матери - свидетельства о рождении пяти детей и документы, подтверждающие их воспитание до восьмилетнего возраста (паспорта детей, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  • для назначения льготной пенсии матери инвалида с детства - справки врачебно-консультационной комиссии лечебнопрофилактических учреждений Министерства здравоохранения КР или справка Медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) об установлении инвалидности, а также документы, подтверждающие его воспитание до восьмилетнего возраста (паспорт ребенка, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  • для лиц, высвобождаемых с предприятий в связи с их реорганизацией, ликвидацией, сокращением численности штата, - копия платежного поручения о перечислении в Социальный фонд денежных средств на выплату досрочной пенсии до достижения работником общеустановленного возраста выхода на пенсию;
  • для лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов), и диспропорциональных карликов - справки врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;
  • для назначения пенсии летному и летно-испытательному составу - документы о налете часов и документы эксплуатанта воздушного транспорта, подтверждающие перечисление средств, покрывающих расходы на выплату пенсии.
     
  • Для получения пенсии по инвалидности, а также начисления надбавок инвалидам Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам, в территориальное отделение Социального фонда дополнительно к документам, указанным в пункте 2.1 Перечня, представляется заключениеМедико-социальной экспертной комиссии при Министерстве труда и социальной защиты КР об установлении группы инвалидности.
  • В случае признания инвалида недееспособным, к заявлению опекуна прилагается решение органа опеки о назначении опекуном. Для получения пенсии по случаю потери кормильца в территориальное отделение Социального фонда, дополнительно к документам кормильца, указанным в пункте 2.1 Перечня, представляются: - нотариально заверенная копия свидетельства органа записи актов гражданского состояния о смерти кормильца (или документ, удостоверяющий его безвестное отсутствие); свидетельства о рождении нетрудоспособных иждивенцев;
  • в случае назначения пенсии инвалиду с детства - справка МСЭК об установлении группы инвалидности;
  • документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении умершего кормильца;
  • к заявлению опекуна прилагается копия решения органа опеки о назначении опекуном;
  • документы, подтверждающие факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей);
  • документы, подтверждающие, что иждивенцы являются учащимися профессиональных, средних и средних специальных учебных заведений или студентами высших учебных заведений.
Документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и заработной плате, предусмотренные Перечнем, выданные компетентными органами и должностными лицами, принимаются в подлинниках, остальные документы - в копиях. Все представленные копии документов в соответствии с Перечнем в обязательном порядке сверяются с их оригиналами и заверяются органами, назначающими пенсию. Как видно из положений вышеуказанного Закона и Перечня, работники территориальных отделов Социального фонда не вправе требовать у граждан для назначения им пенсии справок или иных документов, подтверждающих погашение долгов за страховые взносы по землям сельскохозяйственного значения (ГФСУ и земельные доли), поскольку такие документы не значатся в Перечне представляемых документов для назначения пенсии гражданам.
 
Таким образом, важно отметить, что к заявлению о назначении пенсии должны быть приложены только те документы, которые необходимо представить по виду назначения пенсии согласно Перечню документов (утвержденному постановлением Правительства КР от 12 января 2005 года, № 10), ибо работники территориальных отделов Социального фонда не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений и документов для назначения пенсии при условии выполнения ими требований вышеуказанного законодательства.Для сведения: необходимо отметить, что 7 августа 2015 года Президент Кыргызской Республики Алмазбек АТАМБАЕВ подписал Закон КР «О списании задолженности по страховым взносам, штрафным санкциям и пени органов местного самоуправления».
 
Принятый Закон также направлен на решение части проблем по вышеобозначенному вопросу, т.е. на оздоровление, стабилизацию и поддержку финансово-экономического состояния плательщиков страховых взносов (органов МСУ) по землям ГФСУ. В целом, согласно статье 2 данного закона, задолженность органов местного самоуправления по страховым взносам, штрафным санкциям и пени, образовавшаяся до 1 января 2015 года в результате неуплаты начисленных страховых взносов при передаче в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, списывается в полном объеме. По состоянию на 01.01.2015 года задолженность органов МСУ за переданные в аренду земли из ГФСУ составляет 74,0 млн. сомов, в том числе:основная задолженность – 63,1 млн. сомов и финансовые санкции – 10,9 млн. сомов.