Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Доверие граждан к МСУ – дело рук самого МСУ

2015-10-05 / Юридическая консультация

Сабина ГРАДВАЛЬ, заместитель руководителя Проекта ГГПОМСУ

Летом 2015 года Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Правительством Швейцарии и выполняемый Институтом политики развития (ИПР), начал сотрудничество с целевыми муниципалитетами Чуйской области. Первым шагом работы с сообществами стали информационные встречи, во время которых муниципалитеты узнали о предстоящей работе по повышению прозрачности и подотчетности органов МСУ перед населением, о мерах по повышению уровня вовлеченности самого местного сообщества в решение вопросов местного значения. В рамках первых встреч во всех 12 муниципалитетах был проведен опрос. Всего в анкетировании приняли участие 550 человек.
 
Представителям сообществ и органов МСУ – как работникам айыл окмоту и мэрии, так и депутатам местных кенешей, было предложено рассказать о взаимодействии органов МСУ с населением, ответив на вопросы анкет, а также оценить качество ряда услуг, предоставляемых на местном уровне.Для более детального изучения мнения населения и внедрения Модели участия граждан в принятии решений органами МСУ, в каждом муниципалитете был проведен комплекс работ. Работы включали проведение СИНС-мероприятий – фокус-групп, рабочих встреч, во время которых уже обученные специалисты органов МСУ проводили глубокое обсле- дование потребностей населения, в деталях выявляли наиболее острые вопросы. В данных мероприятиях приняло участие около 4000 человек. Данные этих обследований лягут в основу работы органов МСУ на ближайшее время.Активисты местного сообщества в партнерстве с аппаратом АО (мэрии) и депутатами будут разрабатывать Планы совместных действий. Планы будут представлены и обсуждены общественностью на сходах.Результаты анкетирования были обработаны и проанализированы сотрудниками ИПР, представлены всем муниципалитетам для дальнейшей работы и распространения среди населения в виде информационных бюллетеней как первый шаг в повышении качества взаимодействия органов МСУ с населением.
 
Граждане смотрят на местное самоуправление с оптимизмом  Результаты опроса демонстрируют привлекательную картину по всем муниципалитетам. Население достаточно высоко оценивает взаимодействие органов МСУ с населением, подтверждает наличие информационного обмена, возможности высказывать свое мнение по общественно важным делам, влиять на качество работы органов МСУ. Достаточно высоко оценивает население и старания органов МСУ по организации услуг.Важно, что при упоминании местного самоуправления у респондентов преимущественно возникают положительные эмоции, что крайне важно для усиления доверия к власти, для конструктивного диалога власти с населением, для разделения ответственности за принимаемые решения.
 
Так, в ответ на вопрос о том, какие эмоции возникают при упоминании местного самоуправления,чаще всего была выбрана эмоция «оптимизм»,реже всего – «раздражение».Самый высокий уровень оптимистично настроенных респондентов отмечается в Юрьевском АА Иссык-Атинского района – 74%, и здесь же самый высокий уровень оптимистов из числа рядовых граждан – 69,4%.Можно отметить незначительное различие между эмоциями представителей органов МСУ и граждан: отрицательные эмоции чаще возникают не у рядовых жителей, а у самих представителей МСУ. При этом в числе негативных эмоций у представителей МСУ проявляется жалость – в 30 процентах случаев.
 
Из 12 муниципалитетов в двух именно представители органов МСУ сказали, что то, чем они занимаются, вызывает у них только негативные эмоции: жалость и разочарование, хотя в тех же аймаках рядовые граждане оказались настроенными более позитивно, и у них при упоминании МСУ чаще возникают позитивные эмоции – от 35% до 70%. Результаты опроса дают основания полагать, что в муниципалитетах Чуйской области высокий уровень оптимизма можно объяснить следующим: хорошей работой органов МСУ; хорошим взаимодействием органов МСУ с населением, открытoстью органов МСУ, которые в достаточной мере предоставляют информацию о своей деятельности; приемлемым качеством услуг, предоставляемых населению на местах.
 
Самооценка уровня удовлетворенности работой органами МСУ выше, чем оценка со стороны населения Высоко оценили удовлетворенность работой айыл окмоту (мэрии) все респонденты, а 45% сказали, что полностью удовлетворены работой. Оценка со стороны самих представителей органов МСУ выше оценки со стороны простых граждан, но отличие составляет до 20% среди полностью удовлетворенных. На вопрос о работе местных кенешей, заявивших о полном удовлетворении было 30%, и разница между оценкой со стороны представителей органов МСУ составляет 10%. Частично удовлетворенных как работой АО (мэрии), так и кенеша среди простых жителей больше.Интересно отметить, что есть разница между самооценкой и оценкой коллегами представителей разных ветвей власти в МСУ. Больше уверенных в себе среди сотрудников АО (мэрии) – 70%, в то время как среди депутатов таких только 44%. Но и это выше оценки со стороны местного сообщества, поскольку доля представителей сообщества, полностью удовлетворенных работой МСУ, состасляет чуть более 41 процента. 
 
Взаимодействие с местным самоуправлением граждане оценивают высоко Респонденты довольно высоко оценили уровень взаимодействия органов МСУ с населением. Полностью удовлетворены степенью взаимодействия с исполнительными органами 42% опрошенных, с местным кенешем – 27% респондентов. Здесь также наблюдается разница в оценке взаимоотношений со стороны представителей власти и населения, что видно из диаграмм ниже.Почти на 6 баллов из десяти возможных были оценены сотрудничество МСУ с населением и поддержка предложений населения со стороны органов МСУ. Более 80% респондентов оказались полностью и частично удовлетворенными информацией о работе органов МСУ при небольших различиях оценок со стороны сообществ и представителей МСУ.
 
Граждане сомневаются в своих возможностях влиять на качество услуг Результаты анкетирования также показали высокий уровень удовлетворенности большинством услуг, предоставляемых на местном уровне. В среднем по всем услугам около 30% удовлетворенных респондентов. Многие участники опроса считают, что у граждан есть возможность влиять на качество предоставляемых услуг. При этом среди граждан таковых в 1,5 раза меньше, чем представителей органов МСУ.
 
Объективная картина хуже, чем первичная оценка граждан Такими нарисовали свои муниципалитеты местные сообщества и их органы местного самоуправления. Эта картина говорит о достаточно высоком