Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Подотчетность мнимая и истинная
Начало года – череда сходов в сельских муниципалитетах, где в присутствии руководителей РГА главы органов МСУ отчитываются о проделанной работе. На сходах присутствует, как правило, большое количество жителей. Часто это мероприятие становится более массовым по сравнению с теми, что органы местного самоуправления проводят самостоятельно, без участия местной государственной администрации. Возникает вопрос – кому подотчетны органы местного самоуправления на практике, с учетом того, что в Конституции Кыргызской Республики однозначно сказано, что местное самоуправление подотчетно сообществу?
Отчитываясь, главы айыл окмоту рассказывают о развитии сообщества и территории, о своей работе над улучшением условий жизни. Одной из тем выступлений становится информация о делопроизводстве. Гражданам рассказывают о том, сколько и от кого за год в айыл окмоту поступает писем, обращений, запросов, а также о том, сколько и кому айыл окмоту готовит и направляет ответов. Как правило, эта информация воспринимается как не очень важная, «текучка», как принято говорить на государственной и муниципальной службе, которая не привлекает внимания аудитории и не считается важным показателем работы местного самоуправления, а зря!
Зря, потому как статистика делопроизводства рисует яркую картину об истинной подотчетности органов МСУ, о том, чем в большей мере озабочены и озадачены сотрудники исполнительного органа – айыл окмоту.Сделать свои выводы о подотчетности предлагает Институт политики развития, который провел исследование по данному вопросу. В январе 2016 года в 34 муниципалитетах Кыргызстана была собрана информация (преимущественно из соответствующих материалов отчетов глав АО) о количестве входящей и исходящей корреспонденции за 2015 год. Всего 34 муниципалитета получили 24 350 писем, требующих ответов. Минимальное число писем – 131, максимальное – 1603. В среднем, каждый муниципалитет за год получил 716 писем или по три письма в день. И только одно письмо из этих трех является письмом или обращением от граждан, доля писем и обращений от граждан составляет 32,7%, при минимальном показателе 5,4% и максимальном – 75%. Остальная корреспонденция (более 60%) приходит отгосударственных органов, которые почему-то называют в муниципалитетах «вышестоящими органами», хотя это неправильно с точки зрения Конституции КР.
В число корреспондентов входят, в основном, местные государственные администрации,полномочные представители правительства в областях, региональные подразделения министерств и ведомств. Анализ адресатов исходящей корреспонденции показал, что органы МСУ в среднем отвечают почти на 90 процентов письменных обращений, и только треть их направляется гражданам, а две трети – государственным органам. При этом в отчетах органов МСУ на сходах с участием акимов не слышно информации о том, какую работу проводит айыл окмоту с населением – нет данных о проводимых сходах, собраниях, курултаях, других мероприятиях, способствующих открытости органов МСУ, вовлечению граждан в процессы принятия решений, достижению реальной подотчетности перед населением по решению вопросов местного значения.Цифры – вещь упрямая, иногда они говорят совсем не то, что написано в законодательстве, свидетельствуя, что буква и дух закона нарушаются.
Но трудно винить в происходящем одни только государственные органы. Ситуация во многом зависит от позиции лидеров местного самоуправления, от их приоритетов в подотчетности. И пока государство будет участвовать в процессе выборов руководителей исполнительных органов МСУ, реальная подотчетность местного самоуправления населению, гражданам, будет таять перед стрем-лением главы айыл окмоту отчитаться перед тем, кто выдвигал его кандидатуру на выборах. При этом главная проблема даже не в том, сколько писем написано в ту или иную сторону, а в том, чьи интересы и проблемы «сидят» в голове у местного самоуправления – государства или местного сообщества. Иными словами, кому подотчетны органы МСУ – гражданам, как требует Конституция Кыргызской Республики, или местным государственным чиновникам, что Конституции противоречит?
Сабина ГРАДВАЛЬ, менеджер Проекта ГГПОМСУ
Похожие материалы:
-
№11 (157) / 2024-12-09 Обучение будущих женщин-депутатов местных кенешей: результаты и перспективы поддержки Проекта УУМУ
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!