2016-01-11 / Ресурсы МСУ
Общеизвестно, что Кыргызстан обладает значительными запасами по многим полезным ископаемым, однако горнодобывающая сфера в то же время является потенциальным очагом социальной напряженности. С целью установления сбалансированности интересов государства, инвесторов и местного населения, правительством в 2014 году предложены новые «государственные» форматы Фондов развития регионов на уровне района и области.
В данной статье рассматриваются преимущества Фондов развития регионов и трудности в их деятельности на примере Фонда развития Таласского района Таласской области. Данному Фонду развития была оказана методическая помощь для повышения потенциала со стороны ОО «Айыл Демилгеси» по инициативе местной государственной администрации. Поддержка была оказана в рамках Проекта «Повышение потенциала Фондов развития регионов в Таласской области» Программы GIZ «Минеральные ресурсы для развития».Как первопроходец, Фонд развития Таласского района испытывал большие трудности: отсутствие необходимых документов, регламентирующих де-ятельность органов управления Фонда развития; недостаточная правовая квалификация состава управления Фондов развития по вопросам ведения делопроизводства. Наблюдался невысокий уровень представителей органов МСУ по отбору приоритетных инициатив среди населения, подготовке проектных документов, проведению мониторинга и оценки их реализации.
Кроме того, проведенный ОО «Айыл Демилгеси» экспресс-опрос выявил негативное отношение отдельных лиц к разработке Джеруйского месторождения. Трудности испытывали и заявители – органы местного самоуправления, так как многие из них впервые столкнулись со сложными требованиями к подготовке проектной заявки и проектно-сметной документации. Так экспресс-опрос показал: умение муниципалитетов разрабатывать качественные проектные заявки или бизнес-планы было оценено - 40% опрошенных лиц как «среднее», и столько же затруднились ответить на этот вопрос. Пятая часть (20%) респондентов вообще сомневается в возможности муниципалитетов самостоятельно разработать хорошие проектные заявки или бизнес-планы. К сожалению, многие представители органов МСУ не могут подняться над своими стереотипами «все делить поровну», мыслят текущими мелкими «сегодняшними» проблемами.
Так на практике не были представлены заявки хотя бы в формате проектных предложений, которые имели бы долгосрочные устойчивые эффекты социально-экономического и экологического развития территорий, повышения уровня жизни местных сообществ с учетом интересов будущих поколений. Высокие ожидания населения от Фонда развития Таласского района, по мнению респондентов, связаны с совершенствованием инфраструктуры (30% респондентов) и социальным развитием региона (21%). Также были озвучены потребности по «улучшению качества жизни жителей», «реализации экономических и социальных программ», «улучшению благосостояния народа» и «обеспечению населения доброкачественной питьевой водой». Учитывая выявленные потребности и трудности, эксперты ОО «Айыл Демилгеси» провели большую учебно-методическую работу, оказали консультативную помощь и правовую поддержку в повышении потенциала членов Наблюдательного совета и правления Фонда развития, а также представителей органов местного самоуправления Таласского района.
Всем участникам консультативных встреч и семинаров были предоставлены необходимые для дальнейшей работы раздаточные электронные материалы на кыргызском и русском языках, в частности: «Практическое руководство для представителей Фонда развития регионов» в формате вопросы-ответы, Методическое руководство для заявителей «По разработке проектов, финансируемых Фондом развития», Таблица «Пошаговые действия органов местного самоуправления при подготовке проектной заявки» и другие. В ходе данной работы эксперты ОО «Айыл Демилгеси» выявили преимущества Фондов развития регионов, которые изложены в «Типовом положении о порядке формирования фондов развития регионов» от 10 ноября 2014 года, № 633 (далее Типовое положение), обратим внимание на некоторые из них.Согласно данному документу, денежные средства Фонда развития регионов формируются за счет налоговых и неналоговых отчислений недропользователей, поэтому они являются бюджетными денежными средствами государства. Кроме того, Фонд развития вправе привлекать добровольные взносы доноров, спонсоров и иные источники, не запрещенные законом.
Однако Типовым положением дается строгий перечень целей, на что можно направлять денежные средства Фонда развития. В связи с этим в качестве учредителей Фонда развития регионов выступают местные государственные администрации. Фонд развития должен осуществлять свою деятельность на принципах законности, открытости,прозрачности, гласности и отчетности перед местным сообществом, а также на принципах приоритетности инициатив местного сообщества, целевого, рационального использования и эффективного управления средствами Фонда. Типовым положением создается необходимое правовое поле для поддержки фондами развития регионов приоритетных инициатив местного сообщества городов и айылных аймаков, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание условий для местного экономического развития. Так, например, проекты, направляемые на рассмотрение в Фонд развития, должны быть обсуждены с жителями айылного аймака/города и потом обязательно утверждены местным кенешом.
Для недопущения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, в Типовом положении предусматривается ряд мер. Во первых, включить в органы управления Фондомразвития представителей общественности и председателей местного кенеша. Во-вторых, обеспечить мобилизацию местного сообщества для участия в реализации проекта. В-третьих, проводить закупки товаров и услуг по проекту в соответствии с законодательством Кыргызстана. В-четвертых, осуществлять регулярный мониторинг эффективности деятельности Фонда развития. В ходе данной работы ОО «Айыл Демилгеси» выявило трудности в деятельности Фонда развития, которые имеют объективные причины. Это связано с необходимостью доработки вышеуказанного Типового положения, несмотря на недавно принятые полезные дополнения и изменения2, где остались проблемы, которые необходимо разре-
шить для того, чтобы обеспечить эффективность деятельности Фондов развития регионов.
Рекомендуем внести следующее изменение в пункт 62 Типового положения: «Стоимость подготовки проектно-сметных и технических документаций проекта включается в бюджет проектной заявки на финансирование за счет средств Фонда», это поможет преодолеть серьёзный барьер для бедного бюджета муниципалитетов. Даст возможность главам местного самоуправления оплатить услуги специалистов для качественной подготовки проектно-сметной и технической документации проектной заявки, оплатить проведение необходимых экспертиз, согласований и получения соответствующих заключений от уполномоченных госорганов. Практика показывает, что органы МСУ и местное сообщество в настоящее время пока не готовы подготовить и предложить в кратчайшие сроки социально значимые, капиталоемкие инфраструктурные или социально-экономические проекты.
Поэтому будет справедливо внести изменение в пункт 881 Типового положения: «Неосвоенные на конец отчетного года остатки бюджетных средств на счетах Фонда положить на депозит».Для учета специфики и сезонности реализации инфраструктурных,социально-экономических и экологических проектов предлагаем установить не один, а два предельных срока приема проектов на финансирование за счет средств Фонда развития в течение текущего года (например: январь и июль). Дополнить положением, что Заявитель - орган местного самоуправления - имеет право представить дополнительную, кроме установленного лимита (3 проекта в год), проектную заявку, если инфраструктурный или социально-экономический объект имеет статус районного (областного) значения и расположен в границах его административной территории.Кроме совершенствования Типового положения, назрела острая необходимость отдельно разработать четкие правовые механизмы для полноценного развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Необходимо создать правовые основы для реализации принципов совместного участия Фонда развития в капитале с инвесторами и/или совместного финансирования с инвесторами. Для обеспечения целевого, рационального использования и эффективного управления муниципалитетами денежными средствами, поступающими за счет налоговых и неналоговых отчислений недропользователей напрямую (минуя Фонды развития регионов), у органов МСУ есть актуальная потребность в методической помощи по организационно-правовой и финансовой регламентации данных процедур со стороны уполномоченных государственных органов. Таким образом, создание соответствующих правовых условий, повышение необходимого потенциала представителей органов управления Фонда развития регионов и муниципалитетов (заявителей), а также местного сообщества, обеспечат рациональное, прозрачное использование денежных средств Фондов развития регионов и устойчивую их деятельность на благо народа Кыргызстана.