Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АТАМБАЕВУ А.Ш. по вопросу о конституционном праве граждан быть избранными депутатами местных кенешей

2012-07-31 / Горячая тема

Официальное обращение представителей гражданского общества к Президенту КР

 

Организации гражданского общества, представляющие самые различные слои и группы граждан Кыргызской Республики, обращаются к Вам, господин Президент, с просьбой защитить конституционное право граждан быть избранными депутатами местных кенешей городов Кыргызской Республики. Согласно Конституции, граждане Кыргызстана имеют равные права и никакие ограничения этих прав по половому, национальному, партийному либо каким-либо другим признакам не могут быть допущены ни одной ветвью власти. Иначе не избежать подрыва основ демократического управления в стране и утраты доверия граждан страны и партнеров Кыргызстана на международной арене.
 
Инициатива политических партий, находящихся в настоящее время у власти, ограничить по партийному признаку права жителей городов Кыргызской Республики быть избранными депутатами местных кенешей была, к сожалению, поддержана депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» был принят Жогорку Кенешем и направлен Вам на подпись. Мы увидели, что партийный парламент считает своим приоритетом развитие партийной системы, строительство политических партий в ущерб правам и интересам граждан вне зависимости от их партийной принадлежности. 
 
Теперь наша последняя надежда – Вы, всенародно избранный Президент. Вам предстоит принять решение о судьбе данного законопроекта. Вам предстоит сделать выбор, чьи интересы вы считаете приоритетными, – интересы всех граждан или политических партий. От Вашего решения зависит, сохранятся ли правовые условия для реализации конституционных прав граждан, неформальных местных лидеров, которые не хотели бы вступать в какие-либо политические организации, но желают участвовать в местном самоуправлении и быть полезным для своего сообщества, членом которого они являются. Ваше решение позволит воспринимать Вас либо как руководителя государства, либо как лидера партии власти.
 
Гражданское общество приветствовало Ваше первое решение не подписывать данный закон и получило надежду, что Вы и впредь не допустите нарушения демократических принципов, являющихся самой сутью местного самоуправления.
 
Согласительная комиссия, созданная в связи с внесением Вами своих возражений на указанный законопроект, не учла мнения широкой общественности и, к глубочайшему сожалению, оставила интересы народа и задачу защиты демократии в стороне, согласившись с инициаторами законопроекта. При этом во внимание не были приняты весомые аргументы против введения «партийной монополии» на право быть избранным депутатом городского кенеша. Данные аргументы коротко заключаются в следующем.
 
Цели партийного строительства на данный момент противоречат природе местного самоуправления. Суть местного самоуправления заключается в объединении людей с целью совместного, самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения (обеспечение питьевой водой, функционирование общественного транспорта, системы канализации, строительство и ремонт местных дорог и т.п.), а не в разделении людей по какому-либо принципу. У вопросов местного значения не может быть политической платформы. Люди должны участвовать в управлении своей территорией и научиться нести соответственность вместе с органами МСУ за разрешение вопросов местного значения (а не приезжать в Бишкек и совершать революции из-за неразрешенности указанных вопросов!).
 
Развитие местного самоуправления никаким образом не несет в себе угрозы национальной безопасности и территориальной целостности страны, усилению автономии отдельных территорий и неподчинению их центральной власти. Вопросы местного значения, перечисленные в Законе Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», - это вопросы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории, которые не могут никаким образом повлиять на вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности или территориальной целостности страны.
 
Политический контекст, высокая политизированность общества может спровоцировать волну конфликтов во время осенней кампании выборов в местные кенеши (в Оше наблюдались признаки подобного развития событий, спровоцированные партиями, когда люди одной улицы делились по партийной принадлежности, вместо того чтобы, объединившись, вместе решать общие проблемы соответствующей территории).
 
Индивидуальная подотчетность депутатов местных кенешей сегодня более важна жителям сел и городов; это эффективнее, поскольку с них можно спросить напрямую, чем затрудненный доступ и спрос с центральных органов управления партиями. Депутаты, избранные по партийным спискам, объективно будут подотчетны своей партии, а не местному сообществу, которому сложно будет повлиять на результаты работы такого депутата (сложно представить ситуацию, когда по поводу ненадлежашего функционирования системы водоснабжения или канализации, люди должны будут обращаться в центральный комитет или политсовет партии в Бишкек). При этом заявление отдельных политиков о том, что у партий есть политическая ответственность и с них можно спросить, - не соответствует действительности. 
 
Международное право требует справедливого доступа к депутатским мандатам на местных выборах, вне зависимости от политической принадлежности (Копенгагенский документ ОБСЕ, Комиссариат ООН по Правам Человека, Венецианская Комиссия Совета Европы, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ). Выдержки из указанных международных документов прилагаются. 
 
В течение выборной кампании, которая фактически началась весной и закончится осенью 2012 года, изменение выборного законодательства недопустимо (нарушаются права жителей городов, кроме Оша, Каракола, Балыкчы и Токмока). Кроме того, в стране возникнет ситуация, когда местные кенеши одинаковых по статусу городов будут формироваться по разному принципу. 
 
Уважаемый господин Президент!
 
Мы выступаем за последовательное партийное строительство и считаем наличие политических партий необходимым элементом прогрессивной системы управления в стране. 
 
Однако мы убеждены, что в настоящее время, «партийная монополия» на уровне местного самоуправления ставит под угрозу существование самого местного самоуправления, очень важного института любого демократического государства, что чревато 
угрозой ухудшения доступа граждан к муниципальным услугам, снижением уровня жизни, усилением миграционных потоков и нарастанием социальной напряженности в целом.
 
Мы убедительно просим Вас воздержаться от подписания данного законопроекта и отложить его обсуждение до тех пор, пока в стране не будут проведены опросы общественного мнения, не будет проведено изучение последствий принятия данного решения, пока народ не получит возможность высказать свое мнение по данному вопросу.
 
От имени организаций гражданского общества, представляющих интересы десятков тысяч граждан Кыргызской Республики:
 
Институт политики развития, председатель правления Н. Добрецова,
Союз местных самоуправлений КР, исполнительный директор Ж. Балтагулов,
Коалиция «За демократию и гражданское общество», руководитель Д. Ошурахунова, 
ОО «Айыл демилгеси», исполнительный директор А. Мадраимова,
Фонд развития права и бизнеса, директор А. Мусабеков

Похожие материалы: