2012-07-31 / Горячая тема
Новый Закон КР «О местном самоуправлении» от 15 июля 2011 года № 101 уклонился от установления четких механизмов делегирования государственных полномочий и их финансирования.
Асель МАМБЕТОВА, менеджер по работе на национальном уровне Проекта ГГПОМСУ ИПР
К сожалению, новый Закон КР «О местном самоуправлении» от 15 июля 2011 года № 101 уклонился от установления четких механизмов делегирования государственных полномочий и их финансирования. В результате органы МСУ рискуют остаться «мальчиками на побегушках» у государственных органов, бесплатно исполняя чужие функции, – сегодня органы МСУ кроме 22 собственных вопросов местного значения также исполняют 18 государственных делегированных полномочий без надлежащего оформления передачи и четкого распределения финансирования по каждому отдельному делегированному полномочию.
Для повышения эффективности и улучшения качества услуг, предоставляемых органами МСУ, был разработан законопроект «О порядке делегирования органам МСУ отдельных государственных полномочий». Проектом закона запрещается наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Предложенный проект закона устанавливает передачу полномочий на основании закона или договора и содержит обоснование необходимости делегирования и его практической целесообразности. Документ устанавливает, что передаваемые полномочия не должны создавать препятствия для решения вопросов местного значения, что они должны передаваться при наличии реальных возможностей для их исполнения органами местного самоуправления. Проект предусматривает, что органы государственной власти имеют право наделять своими государственными полномочиями как каждый город (айылный аймак), так и группу городов (айылных аймаков). В проекте закона отдельно прописаны права и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления при делегировании и исполнении делегированных полномочий, а также основания и порядок прекращения осуществления полномочий.
Законопроект прошел первое чтение в Жогорку Кенеше и был вынесен на парламентские слушания по проекту Закона КР «О порядке делегирования отдельных отдельных государственных полномочий органам МСУ и актуальным вопросам МСУ», которые состоялись 19 июня 2012 года в зале заседаний ЖК КР. В качестве актуальных вопросов МСУ также были затронуты следующие темы: 1) взаимоотношения органов государственной власти с органами местного самоуправления; 2) совершенствование бюджетной политики в отношении местных бюджетов; 3) проблемы, барьеры и ограничения, препятствующие органам местного самоуправления в эффективном управлении земельными ресурсами, и пути их решения; 4) попытки изменения состава дел местного значения.
На слушаниях присутствовало 108 человек –депутаты ЖК КР, представители Правительства КР, аппарата Президента КР, мэры и главы городов и АО, а также представители общественных и международных организаций.
Первым с докладом о законопроекте выступил заместитель председателя Комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и МСУ ЖК КР Кенжебек Бокоев, который обосновал необходимость и актуальность принятия данного нормативного акта. В ответ на его выступление поступило несколько предложений к проекту закона, например, четко определить полномочия, которые должны передаваться по закону, и дополнительные полномочия, которые могут быть переданы по договору; пересмотреть порядок прекращения осуществления делегированных госполномочий органами МСУ.
Далее свое видение аспектов взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления представил директор Союза МСУ КР Жалалбек Балтагулов. В выступлении были затронуты темы ненадлежаще урегулированных вопросов делегированных полномочий, в связи с чем возникают проблемы отсутствия финансирования для реализации таких полномочий. Ж. Балтагулов привел примеры нескольких таких полномочий: сбор налогов и страховых сборов, обязанности органов МСУ уплачивать земельный налог и страховые взносы вместо арендаторов, вопросы школьного образования. Также руководитель Союза МСУ предложил рассмотреть результаты внедрения пилота в отношении штатного расписания – когда муниципалитет сам сможет в пределах фонда заработной платы устанавливать размер заработной платы соответствующих специалистов.
Следующий докладчик – эксперт по межбюджетным отношениям Проекта ГГПОМСУ Асылбек Чекиров – представил информацию о проблемах финансирования системы образования. В связи с принятием Правительством Кыргызской Республики 20 сентября 2011 года постановления № 563 «О переводе общеобразовательных организаций Кыргызской Республики на подушевой принцип финансирования» вводится временная методика и формула для расчета категориального гранта. В соответствие с этой методикой бюджетное финансирование, согласно стандарту, осуществляется из двух источников – из республиканского и местного бюджетов. Причем финансирование доли местных бюджетов определяется как по защищенным статьям (зарплатам), так и по незащищенным. Использование двух источников финансирования школьного образования по новой схеме привело к тому, что в стране срывается реформа по школьному образованию. Вместе с тем наносится удар по местному самоуправлению. Также исполнение требований постановления № 563 приведет к тому, что органы местного самоуправления, передавая в управление школам около 90 процентов своих бюджетов, перестанут самостоятельно управлять собственными финансовыми ресурсами. Невыполнение требования по финансированию СБФ в полном объеме неминуемо приведет к конфликту между органами местного самоуправления и наиболее активной частью сообщества – директорами и коллективами школ.
Далее о проблемах, барьерах и ограничениях, препятствующих органам МСУ эффективно управлять земельными ресурсами, выступил исполнительный директор ФРПБ Талант Солтобеков.
Завершала программные выступления председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова с темой «Попытки изменения состава дел местного значения: стратегия и тактика”. Органы местного самоуправления должны обладать соответствующими ресурсами для того, чтобы создавать адекватные условия для человеческого развития, соответственно, они должны обладать соответствующими автономиями. В рамках разработки национального доклада 2012 года о развитии человека с фокусом на местное самоуправление, ИПР впервые в Кыргызстане совместно с Национальным статистическим комитетом разработал региональную карту индекса человеческого развития. В исследовании была показана прямая зависимость между индексом человеческого развития и интересом к МСУ; между индексом человеческого развития и удовлетворенностью услугами, которые предоставляют органы местного самоуправления; четкая обратная зависимость между ростом доходов местного бюджета и уровнем человеческого развития. Говоря об МСУ как о среде для человеческого развития, нельзя ограничиваться только формальным перечнем вопросов местного значения, четко очерченных существующим законодательством. Фактически органам местного самоуправления приходится заниматься целым рядом других вопросов, которые не закреплены законодательством (чрезвычайные ситуации, предупреждение конфликтов, управление традициями и бытом). В выступлении было отмечено, что теоретически полномочия и функции местного самоуправления могут расширяться в зависимости от потребности сообщества, но тактически в отношении каждого конкретного полномочия этот вопрос должен быть привязан к наличию ресурсов. Однако в настоящий момент происходит так называемое безответственное делегирование многих вопросов на плечи органов МСУ. Рекомендации в этом вопросе в основном сводятся к тому, что делегирование должно быть ответственным.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Парламентских слушаний по проекту Закона КР «О порядке делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления» и актуальным вопросам местного самоуправления Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и местному самоуправлению
Признавая объективную необходимость дальнейшего развития местного самоуправления в Кыргызской Республике в целях сохранения социальной стабильности, обеспечения устойчивого развития страны и улучшения качества услуг, предоставляемых гражданам органами МСУ, обсудив своевременность и значимость законопроекта «О порядке делегирования органам МСУ отдельных государственных полномочий», а также ряд актуальных проблем развития МСУ, участники, в лице депутатов Жогорку Кенеша КР, представителей органов МСУ, местных сообществ и организаций гражданского общества, отмечают необходимость реализации следующих мер:
1. Доработать законопроект «О порядке делегирования органам МСУ отдельных государственных полномочий» с учетом предложений и замечаний, поступивших от участников парламентского слушания.
2. Правительству КР разработать четкую государственную политику в отношении дальнейшей децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления. Сформулировать данную политику в виде Национальной стратегии развития МСУ. Создать уполномоченный орган, ответственный за реализацию данной политики и выполнение Национальной стратегии.
3. Разграничить функции и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления. Прекратить практику необоснованного и финансово необеспеченного делегирования государственных полномочий органам МСУ. Разработать и внедрить механизмы делегирования и финансирования, включая переговорный процесс и заключение договоров. При делегировании исходить из того, что, согласно Конституции КР, государственные органы и органы МСУ являются равноправными партнерами в системе управления Кыргызской Республики.
4. Передать весь объем обязательств по стандартам бюджетного финансирования (СБФ), включая коммунальные расходы, республиканскому бюджету. Расчет категориального гранта производить по потребности в СБФ, а не по существующей формуле.
5. Рекомендовать Правительству КР признать утратившим Временную методику и формулу определения категориального гранта местным бюджетам на финансирование образования, утвержденную постановлением «О переводе общеобразовательных организаций Кыргызской Республики на подушевой принцип финансирования» от 20 сентября 2011 г. №563, и разработать новый порядок выполнения государственных обязательств по СБФ. На переходный период сохранить участие органов МСУ в распределении категориального гранта (СБФ). К 2014 г. создать условия для передачи финансирования по СБФ Министерству образования и науки КР.
6. Принять во внимание отчет Фонда развития права и бизнеса «Проблемы, барьеры и ограничения, препятствующие органам местного самоуправления эффективно управлять землями сельскохозяйственного назначения» и рекомендации по совершенствованию законодательства в области управления землями сельскохозяйственного назначения. Устранить проблемы, барьеры и иные ограничения, препятствующие органам МСУ эффективно управлять землями сельскохозяйственного назначения.
7. Создать рабочую группу при Комитете Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и местному самоуправлению с участием представителей органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, независимых экспертов и других заинтересованных лиц в целях совершенствования земельного законодательства Кыргызской Республики.
8. Рекомендовать Жогорку Кенешу КР мораторий на дальнейшее расширение перечня дел местного значения, предусмотренный статьей 18 Закона КР «О местном самоуправлении».