Вопросы задают жители муниципалитета, депутаты местных кенешей и сотрудники органов МСУ.
Вопросы задают жители муниципалитетов, депутаты местных кенешей и сотрудники органов МСУ.
Ответы дают юристы Проекта “Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс”, выполняемого Институтом политики развития, Асель Мамбетова и Нурдин Кумушбеков
Про отношения МСУ с Минфином
Вопрос задает глава МСУ
- Может ли руководство территориального подразделения Министерства финансов КР уволить начальника финансово-экономического отдела айыл окмоту?
- Вопросы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления урегулированы законодательством Кыргызской Республики. Так, согласно статье 110 Конституции Кыргызской Республики, местное самоуправление - гарантированное Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Согласно статье 113, государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия местного самоуправления.
Статьей 3 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 15 июля 2011 года установлено, что местное самоуправление осуществляется на принципах: разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; независимости местных кенешей в решении вопросов своей компетенции.
В законодательстве Кыргызской Республики не предусмотрены полномочия государственных органов по увольнению работников органов местного самоуправления, в том числе заведующих финансово-экономических отделов. Например, в статье 10 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» установлены полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления; в Положении «О Министерстве финансов Кыргызской Республики», утвержденном Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года № 114 определены функции и права Министерства финансов.
Вопросы назначения и освобождения работников аппарата айыл окмоту регулируются п. 7 статьи 50 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», согласно которому глава айыл окмоту назначает и освобождает от должности заместителя главы айыл окмоту, работников аппарата айыл окмоту в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Конкретно в отношении заведующего финансово-экономического отдела: ч. 4 статьи 15 Закона Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного само-управления» от 25 сентября 2003 года установлено, что руководитель финансово-экономического подразделения органа местного самоуправления освобождается от должности главой местного самоуправления или мэром с согласия большинства депутатов соответствующего местного кенеша.
Необходимо отметить, что согласно ч. 3 статьи 15 Закона Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного самоуправления», согласие вышестоящего финансового органа требуется только при назначении руководителя финансово-экономического подразделения органа местного самоуправления.
Однако в Примечании (**) Приложения к Типовой структуре и штатной численности айыл окмоту, утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 2011 года № 451 установлено, что заведующий финансово-экономическим отделом – главный бухгалтер айылного аймака – назначается на должность и освобождается от занимаемой должности главой местного самоуправления с согласия большинства депутатов местного кенеша и территориального органа Министерства финансов Кыргызской Республики.
Также требуется согласие территориального органа Министерства финансов Кыргызской Республики на освобождение от должности начфина Типовыми должностными инструкциями работников органов местного самоуправления айылов и поселков Кыргызской Республики, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 февраля 2004 года № 91 (п.1 Должностной инструкции начальника финансово-экономического отдела-главного бухгалтера – назначается на должность и освобождается от должности распоряжением главы местного самоуправления с согласия большинства списочного состава депутатов айылного, поселкового кенеша и заведующего районным финансовым отделом).
Таким образом, нормы, установленные в указанных положениях, противоречат статье 15 Закона Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного самоуправления» от 25 сентября 2003 года.
В итоге любые акты и действия должностных лиц районных подразделений Министерства финансов Кыргызской Республики по освобождению заведующего финансово-экономическим отделом органа местного самоуправления являются незаконными и не подлежат исполнению.
Про отношения МСУ с проверяющими органами
Вопрос задает глава МСУ
- Какие полномочия имеются у прокуратуры и Счетной палаты в отношении органов МСУ?
- В соответствии со статьей 41 Закона Кыргызской Республики «О Счетной палате Кыргызской Республики» от 13 августа 2004 года Генеральная прокуратура, государственный орган по национальной безопасности, Министерство внутренних дел, Национальный банк, Министерство финансов Кыргызской Республики и их ведомственные подразделения, иные государственные органы обязаны содействовать деятельности Счетной палаты, а Счетная палата обязана сотрудничать с вышеперечисленными организациями, а также при выявлении правонарушений сообщить о них и предоставить свои заключения правоохранительным органам или суду.
Счетная палата в соответствии с законодательством может сообщать о возможных правонарушениях в органы прокуратуры.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» от 17 июля 2009 года, прокуратура Кыргызской Республики - орган государственной власти, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицам.
Согласно статье 6 Закона Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики», в органах прокуратуры, в соответствии с их полномочиями, разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов. Также, согласно статье 4 Закона Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики», органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения.
Отмечаем, что статьей 32 Закона Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» установлено, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, вправе: 1) по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения …органов местного самоуправления, иметь доступ к изданным ими правовым актам, а также к документам и материалам, послужившим основанием к их принятию; 2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных предприятий, учреждений и организаций, подчиненных им должностных лиц; проведения проверок поступивших в прокуратуру материалов, информации, обращений и обязывать сообщать об их результатах; 3) вызывать должностных лиц, других лиц указанных органов, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Следовательно, органы прокуратуры имеют право на проведение проверок для реализации своих полномочий в порядке, установленном законодательством.
Про учет военнослужащих
Вопрос задает заместитель главы МСУ
- В нашем аймаке больше полутора тысяч военнообязанных. Согласно штатному расписанию, в этом случае необходимо иметь 2 инспектора ВУС, а у нас он один. Глава МСУ, опираясь на информацию о том, что данное полномочие четко не делегировано, не хочет нанимать второго инспектора ВУС. Ему поступают угрозы подать на него заявление в прокуратуру по данному поводу. Прав ли глава?
- В соответствии со статьей 12 Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» от 9 февраля 2009 года (далее – Закон «О всеобщей воинской обязанности») воинский учет военнообязанных и призывников осуществляется по месту их жительства районными (городскими) военными комиссариатами, а в населенных пунктах, где их нет, воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.
Инспектор военно-учетного стола (далее – ВУС) входит в штатную численность айыл окмоту, утвержденную постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении типовой структуры и штатной численности исполнительного органа местного самоуправления Кыргызской Республики» от 5 августа 2011 года № 451. Статьей 41 Закона «О всеобщей воинской обязанности» установлено, что органы местного самоуправления для обеспечения выполнения гражданами требований всеобщей воинской обязанности обязаны содержать военно-учетный персонал в зависимости от нормы нагрузки. Конкретное количество военно-учетного персонала в соответствии с данной статьей зависит от количества военнообязанных в айыл окмоту, при наличии на учете от 300 до 1000 военнообязанных и призывников - два освобожденных работника, и на каждые последующие 1000 военнообязанных и призывников - по одному освобожденному работнику. Т.е., в данном айыл окмоту, по закону должно быть два инспектора ВУС.
Однако необходимо отметить, что постановка граждан на воинский учет не отнесена к вопросам местного значения, предусмотренных в статье 18 Закона «О местном самоуправлении» (далее – «О МСУ»). В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 20 Закона «О МСУ» ведение первичного учета военнообязанных и призывников, принятие их на воинский учет и снятие с учета относится к основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления. Но в настоящее время ни закона, ни договора на делегирование государственных полномочий по данному вопросу не имеется.
Кроме того, необходимо отметить, что Закон «О МСУ» был принят 11 июля 2011 года, т.е. позже, чем Закон «О всеобщей воинской обязанности», принятый 9 февраля 2009 года. В соответствии со статьей 10 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 года, нормативный правовой акт (структурный элемент) прекращает свое действие в случаях: принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее принятого нормативного правового акта (структурного элемента) или который поглощает нормативный правовой акт (структурный элемент). Также, согласно п.4. статьи 17 этого же Закона, в связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу все акты той же или меньшей юридической силы или их структурные элементы, если они противоречат включенным в новый акт нормативным правовым предписаниям либо поглощены им, либо фактически утратили свое значение. Таким образом, Закон «О всеобщей воинской обязанности» должен был быть приведен в соответствие с Законом «О местном самоуправлении».
Следовательно, нормы статьи 41 Закона «О всеобщей воинской обязанности» о содержании военно-учетного персонала за счет местных бюджетов прекратили свое действие, и органы местного самоуправления не должны вести первичный учет военнообязанных и содержать ВУС за счет местного бюджета.
Выше приведены наши консультации, с точки зрения законодательства Кыргызской Республики. Практический выход в данной ситуации зависит от того, каким является айыл окмоту, дотационным или самодостаточным. В первом случае можно включить расходы на второго инспектора ВУС в проект бюджета на следующий год с обоснованием обязательности его включения в штатную численность в соответствии с законодательством, и, скорее всего, эти расходы будут покрыты за счет выравнивающего гранта. Во втором случае, органам местного самоуправления придется изыскивать средства из местного бюджета либо, в случае поступления актов органов прокуратуры, в соответствии со статьей 113 Конституции Кыргызской Республики обратиться за судебной защитой в связи с нарушением их прав.
Про сборы за альтернативную службу
Вопрос задает заместитель главы МСУ
- Главе МСУ поступают угрозы подать на него заявление в прокуратуру по поводу того, что инспектор ВУС не занимается сборами за альтернативную службу. Как быть?
- Мы уже давали консультации в предыдущем номере журнала по данному вопросу. Напомним, что в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона «О всеобщей воинской обязанности» данного и пунктом 9 Положения о порядке прохождения альтернативной службы гражданами Кыргызской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 мая 2009 года (далее – Положение) прохождение альтернативной службы предусматривает внесение служащими альтернативной службы денежных взносов на специальный счет Министерства обороны через районные (городские) военные комиссариаты по месту призыва. Пункт 5 Положения устанавливает, что контроль за ходом внесения денежных средств осуществляется Главным штабом Вооруженных сил через военные комиссариаты во взаимодействии с руководителями ОМСУ. Ответственность по контролю за ходом внесения денежных средств гражданами альтернативной службы пунктами 6 и 16 Положения возложена на военных комиссаров и соответствующих должностных лиц военного комиссариата.
Следовательно, ни глава айыл окмоту, ни инспектор ВУС не несут ответственности за невнесение денежных средств по альтернативной службе.
Про периодичность ревизий
Вопрос задает заместитель главы АА
- Какова установленная законом периодичность проведения ревизий Счетной палаты в органах МСУ?
- Согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики «О Счетной палате Кыргызской Республики» от 13 августа 2004 года (далее Закон «О Счетной палате») полномочия, организация и порядок деятельности Счетной палаты Кыргызской Республики (далее – Счетная палата) определяются Конституцией Кыргызской Республики, Законом «О Счетной палате», другими законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
В соответствии со статьей 107 Конституции Кыргызской Республики и статьей 8 Закона «О Счетной палате», Счетная палата осуществляет аудит исполнения республиканского и местных бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности. Счетная палата, согласно статьи 5 Закона «О Счетной палате» является государственным аудитором всех государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений Кыргызской Республики.
Согласно статьи 11 Закона «О Счетной палате» Счетная палата строит свою работу на основе стратегического, годового и текущих планов, которые утверждаются на Совете Счетной палаты, внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании поручений Президента, Жогорку Кенеша, запросов Правительства, а также руководителей правоохранительных органов по возбужденным уголовным делам. В статье 12 Закона «О Счетной палате» предусмотрено, что высший орган Счетной палаты – Совет по внутренним вопросам своей деятельности, неурегулированным законодательством Кыргызской Республики, вправе принимать Регламент Счетной палаты.
В соответствии со статьей 1.1. Регламента, утвержденного постановлением Совета Счетной палаты от 6.10.2009 г. № 01-9/83, Регламент является обязательным для исполнения всеми сотрудниками Счетной палаты и регулирует вопросы внутренней деятельности Счетной палаты, проведения аудиторских мероприятий, а также устанавливает порядок реализации полномочий Счетной палаты, ее должностных лиц и работников аппарата. Т.е., сам Регламент – не является нормативным правовым актом, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах», и, следовательно, обязательным для исполнения всеми лицами, но обязателен для исполнения сотрудниками Счетной палаты, в том числе проводящих аудит.
В части процедур проведения проверок статьей 4.1. Регламента установлено: 1) аудиторские мероприятия проводятся Счетной палатой в соответствии с годовыми и текущими планами; 2) право на проведение аудита оформляется приказом председателя, в котором определяется объект, предмет, период и срок аудита, сотрудники, осуществляющие аудит; 3) срок проведения аудита устанавливается, как правило, до трех месяцев, который, с учетом объема и сложности аудита, в соответствии со статьей 17 Закона «О Счетной палате» и Регламентом, может быть продлен на более длительные сроки, приказом председателя Счетной палаты; 4) документом, дающим разрешение на проведение аудита сотрудникам Счетной палаты, а также привлеченным к аудиту внешним специалистам, является удостоверение установленного образца; 5) обязательным условием проведения аудита является наличие утвержденного председателем Счетной палаты плана проведения аудита и пообъектных программ.
Таким образом, периодичность проведения аудита определяется Планом работы, утвержденным Советом Счетной палаты, т.е. зависит от включения аудита конкретного айыл окмоту в данный План. Срок проведения аудита законом не регламентируется, а установлен Регламентом - до трех месяцев, с возможностью его продления.
Права и обязанности должностных лиц объекта аудита установлены статьей 29 Закона Кыргызской Республики «О Счетной палате Кыргызской Республики». Например, должностное лицо объекта аудита, в нашем случае глава айыл окмоту, имеет право знать время проведения и продолжительность аудита, их результаты, выводы и рекомендации, не допускать аудиторов и сотрудников Счетной палаты, не представивших соответствующего документа на проведение аудита, получать письменное обоснование о продлении сроков аудита, обратиться в суд, если считает, что продление аудита необоснованно, ставить в известность правоохранительные органы в случае неправомерных действий со стороны аудиторов и сотрудников Счетной палаты.От имени ИПР мы направим письмо с этим же вопросом, и как только будет получен ответ, опубликуем в журнале.
Про Госэкотехинспекцию
Вопрос задает глава МСУ
- Все инспекции – пожарная, земельная, экологическая, трудовая, техническая – сейчас объединены в одну. Есть ли Положение о деятельности данной инспекции, какие у нее полномочия?
- Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года № 136 утверждено Положение о Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики. В соответствии с п.1 данного Положения, Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики (Госэкотехинспекция) является уполномоченным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный
надзор и контроль по вопросам экологической и технической безопасности. Пунктом 3 данного Положения определены задачи Госэкотехинспекции:
• государственный надзор и контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, технических регламентов по механической, сейсмической, пожарной, экологической, промышленной, энергетической, биологической, химической и радиационной безопасности в отношении продукции (объектов) и/или связанных с ней процессов производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, использования, реализации, захоронений, размещений и утилизации;
• надзор за обеспечением соблюдения трудовых прав граждан, а также требований охраны труда;
• обеспечение исполнения обязательств по международным соглашениям в пределах своей компетенции;
• защита интересов государства и всех участников гражданско-правовых земельных отношений в соответствии с действующим земельным законодательством.
В данном положении установлены и регламентированы также цели, функции, права, организация работы и ответственность Госэкотехинспекции. С текстом Постановления и Положения можно ознакомиться в данном номере журнала «Муниципалитет».
1. Общие положения.
2. Цель Госэкотехинспекции.
3. Задачи Госэкотехинспекции.
4. Функции Госэкотехинспекции.
5. Права Госэкотехинспекции.
6. Организация работы Госэкотехинспекции.
7. Ответственность.
8. Имущество и финансы.
9. Реорганизация и ликвидация.
4. Функции Госэкотехинспекции
7. Госэкотехинспекция в установленной сфере деятельности выполняет следующие функции:
1) функции надзора и контроля:
Осуществляет в установленном порядке надзор за соблюдением:
• трудового законодательства Кыргызской Республики и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;
• охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
• природоохранного законодательства, установленных правил, лимитов, квот и норм природопользования, нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в окружающей природной среде;
• требований по охране окружающей среды, проведению взрывных работ, размещению и эксплуатации накопителей, шламохвостохранилищ, терриконов, отвалов, свалок, а также при осуществлении геологоразведочных работ, скотопрогона и других работ, связанных с воздействием на природные комплексы; при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений, других химических веществ, препаратов, в том числе радиоактивных, использование которых разрешается в отдельных отраслях экономики; при эксплуатации природоохранных сооружений;
• требований промышленной безопасности при строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировке опасных веществ на опасных производственных объектах;
• требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
• требований земельного законодательства и градостроительных норм об использовании земель по их целевому назначению (в соответствии с генеральным планом городов, населенных пунктов) и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
• требований по наличию и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
• требований безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
• правил проведения маркшейдерских и геологических работ (в части обеспечения безопасности) при разведке и разработке месторождений полезных ископаемых и при использовании отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для хозяйственных нужд;
• требований по безопасности при изготовлении, строительстве, диагностировании, реконструкции, монтаже, пуско-наладке, ремонте и эксплуатации: паровых котлов (в т.ч. электродных) и сосудов, работающих под давлением, водогрейных котлов, газифицированных котлов, трубопроводов для пара и горячей воды I, II, III категории, оборудования и средств для хранения и отпуска нефтепродуктов и газов, систем газоснабжения в городах, поселках городского типа и сельской местности, а также при ведении работ на объектах, связанных с транспортировкой, хранением и использованием природного и сжиженного (пропан-бутан) газов, жидкого хлора и аммиака, станций наполнения баллонов кислородом, углекислотой, аргоном, ацетиленом, водородных станций, постов газопламенной обработки металлов, грузоподъемных кранов, подъемников (вышек), лифтов (кроме малых грузовых), эскалаторов, фуникулеров, подвесных пассажирских и грузовых канатных дорог;
• требований правил безопасной эксплуатации при строительстве, монтаже и наладке электрических сетей и электрооборудования;
• энергоснабжающими организациями, промышленными и другими предприятиями, организациями, учреждениями и бытовыми потребителями требований правил устройства электрических установок, правил технической эксплуатации газовых, электрических и теплоиспользующих установок и безопасной их эксплуатации, правил пользования и учета природного газа, электрической и тепловой энергии, технических требований и других нормативных правовых актов;
• требований к допустимому шуму, вибрациям и звукоизоляции в жилых, общественных и производственных зданиях;
• проектных решений, требований технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов и технических условий при производстве строительно-монтажных работ, реконструкции объектов, установке рекламно-информационных щитов, по качеству применяемых строительных материалов, конструкций и изделий физическими и юридическими лицами, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, а также организации приема в эксплуатацию завершенных строительством объектов.
Осуществляет в установленном порядке кон-троль за:
• выполнением мер по строительству и вводу в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, оснащению источников загрязнения приборами контроля и регулирования сбросов и выбросов; рекультивации земель и своевременной передаче их для использования по назначению,
защите почв от загрязнения отходами производства, ядохимикатами и другими химическими веществами (в том числе радиоактивными), иной порчи земель при строительстве, разработке полезных ископаемых, проведении изыскательских работ; охране, воспроизводству и восстановлению объектов животного и растительного мира, в том числе ценных, а также находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики;
• состоянием и эффективностью работы природоохранных сооружений и устройств;
• рациональным использованием атмосферного воздуха для производственных и иных нужд, земельных и лесных ресурсов при хозяйственной деятельности, связанной с преобразованием природных объектов и формированием ландшафтов;
• размещением отходов производства и потребления;
• выполнением обязательных требований по обеспечению безопасности нефтепродуктов;
• исполнением требований Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), в части ввоза и вывоза в (за) пределы Кыргызской Республики;
• достоверностью земельного баланса, сведений об использовании земель, а также о наличии свободного земельного фонда, представляемых органами местного самоуправления и местными государственными администрациями;
• своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
• выполнением рекультивации земельных участков с нарушенным почвенным покровом, по подготовке проекта рекультивации и включения в проект финансовых затрат на восстановление земель;
• выполнением проектов землеустройства, других проектов и мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих загрязнение и деградацию земель, использованию и охране земель;
• изменением количественного и качественного состояния земель;
• своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование;
• выполнением биотехнических мероприятий, включая мероприятия по реконструкции охотничьих угодий, улучшению условий обитания охотничьих животных, искусственному разведению дичи;
• готовностью организаций, горноспасательных, газоспасательных и противофонтанных формирований, аварийно-спасательных служб к ликвидации последствий возможных аварий;
• разработкой, изготовлением, испытанием, хранением, учетом, использованием и уничтожением промышленных взрывчатых материалов, простейших взрывчатых веществ, оборудования и приборов, используемых при взрывных работах;
• строительством и эксплуатацией подземн