2016-08-09 / Международный опыт МСУ
До поездки в Швейцарию команда Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» изучила много публикаций, которые касались организации вывоза и утилизации мусора в этой стране, которая справедливо признана одной из самых эффективно действующих систем в мире. Поэтому очень интересно было получить информацию «из первых рук» - от директора мусоросжигающего завода в Цюрихе и одного из руководителей муниципального предприятия по вывозу мусора. Немного предыстории. В 80-х годах XX века в Швейцарии сложилась крайне сложная экологическая ситуация, связанная с загрязнением почвы, воды, воздуха из-за бессистемной работы мусорных полигонов (свалок). Ситуация усугублялась ростом потребления гражданами различных продуктов и услуг, в условиях высокой плотности населения, и, соответственно, увеличением выброса мусора. Есть известная закономерность, что динамика роста ВВП сопровождается динамикой роста объема мусора.
Необходимо было коренным образом поменять политику в «мусорных вопросах», поэтому в Швейцарии комплексно подошли к формированию эффективной системы вывоза и утилизации мусора. Было сформировано видение и поставлены стратегические цели в вопросах сбора и утилизации мусора. Швейцария должна стать страной, в которой вопросы экологии и сохранения окружающей среды должны стать приоритетами развития. В вопросах сбора и утилизации мусора было принято решение достичь максимального уровня вторичной переработки мусора и свести к минимуму возможность использования мусорных полигонов. В 2000 г. был принят Закон о мусоре, который установил правила поведения граждан, государственных органов, органов МСУ и поставщиков услуг в вопросах сбора и утилизации мусора. В основе новой схемы по решению «мусорной» проблемы были заложены следующие положения:
-
Мотивировать граждан сортировать мусор и обеспечить максимальную вторичную переработку мусора.
-
Максимально вовлекать частный сектор в реализацию «мусорной» политики при контроле со стороны государственных и муниципальных органов.
-
Создать жесткую систему административного воздействия на нарушителей правил вывоза и утилизации мусора.
Технологически проблема должна быть решена следующими методами: (1) максимальная сортировка и вторичная переработка мусора, (2) сжигание мусора, который не подвергается переработке, (3) захоронение на мусорном полигоне на основе жестких административных правил и под контролем государственных и муниципальных органов. На практике в г. Цюрихе данная система выглядит следующим образом. Сбором и вывозом мусора занимаются как частные, так и муниципальные предприятия. Причем для частных компаний эта деятельность является лицензируемой. Частные предприятия работают с организациями, где численность работающих превышает 250 человек. Стоимость услуги по вывозу мусора частными компаниями устанавливается на договорной основе без согласования с городскими властями.
Частные компании ставят условия клиентам по сортировке мусора, устанавливая соответствующие контейнеры и урны. Надо признать, что не все компании добросовестно сортируют мусор по контейнерам, поэтому частные компании дополнительно самостоятельно проводят и реализуют полученное вторсырье перерабатывающим заводам. Таким образом у частных компаний 2 источника получения дохода: оплата услуг от клиента и продажа вторсырья. Тот мусор, который уже не подлежит сортировке, вывозится на мусоросжигающий завод, который имеет статус муниципального предприятия. За привезенный мусор частник оплачивает заводу услуги по сжиганию в размере 140 франков за тонну (1 франк примерно 70 сомов).Населению и небольшим предприятиям (численностью менее 250 человек) вывоз мусора обеспечивает муниципальное предприятие, которое входит в структуру мусоросжигающего завода.
При этом населению предложены варианты: либо бесплатно сложить мусор в сортировочные контейнеры, либо вынести несортированный мусор в платных мусорных мешках. Стоимость мусорных мешков в зависимости от объемов варьируется от 0,75 до 2,6 франков (от 52 до 182 сомов). Фактически это есть косвенная система оплаты за сбор мусора. Таким образом стимулируется желание граждан максимально сортировать мусор. Интересно, что продажей мешков занимается само муниципальное предприятие по утилизации мусора, как бы выполняя роль фискального органа. Возникает резонный вопрос: а если я не буду покупать эти специальные мешки, а применю контрафактные мешки или любую другую тару? Дело в том, что в Швейцарии существует специальная мусорная полиция, которая отслеживает такие факты, проводит по ним расследование, находит нарушителя и налагает на него крупные штрафы, которые за данное нарушение могут достигать до 10 000 франков.
Сама система наложения административного взыскания за нарушение «мусорного» законодательства очень строгая, а сами штрафы значительные - от 30 франков (за выброшенный в неположенном месте окурок) до 20000 франков за сброс крупногабаритного груза в неположенном месте. Очень интересным даже для самих руководителей мусоросжигающего завода стало обсуждение вопроса о ценообразовании стоимости услуги. Надо отметить, что муниципальные и частные предприятия находятся не совсем в равных условиях по вопросам конкуренции. Источником дохода муниципального предприятия на 50% является продажа мешков, что является обязательством гражданина и в меньшей степени рыночным механизмом. Вторым источником дохода является оплата частными компаниями услуг по утилизации по ценам, которые устанавливают муниципальные власти, что также нельзя рассматривать как рыночный механизм. Третьим источником (до 20%) является продажа вторсырья после сортировки мусора самим муниципальным предприятием. Сами руководители муниципальных предприятий признали, что, несмотря на большую долю частных компаний на этом рынке (до 60%), вся их деятельность осуществляется под координацией и контролем со стороны муниципальных органов.
Риски муниципальных предприятий могут быть скомпенсированы стоимостью мешков (т.е. сборов), что не может позволить себе частная компания. Более того, муниципальное предприятие половину своей прибыли направляет в городской бюджет Цюриха (до 200 млн. франков) на поддержание благоустройства города, и эти деньги также вкладываются в стоимость услуги. Еще важно отметить, что на мусоросжигающем заводе не считают отдельно себестоимость электроэнергии, которая получена от сжигания мусора, а эти расходы в общей сумме затрат завода и муниципального предприятия по вывозу мусора закладывают в стоимость услуги. Фактически эти затраты покрывают сами налогоплательщики. При этом заработная плата работников муниципального предприятия выше заработной платы работника частной компании, и эти затраты также регулируются стоимостью услуги (в том числе стоимостью мешков). Как признали наши коллеги, стоимость мешков в первые годы реформ стремительно росла, так как надо было покрывать расходы, связанные со строительством новых заводов, и только в последние годы их цена стабилизировалась. Руководители муниципального предприятия в конце встречи также признали наличие коррупционных рисков во взаимоотношениях с частными «мусорными» компаниями, так как именно муниципальное предприятие принимает решение принимать мусор или нет, а другой альтернативы у частника нет.
Монополией вывоза некондиционного мусора на полигон обладает только муниципальное предприятие. Этот пример показывает, что за фасадом внешнего благополучия стоит непростая кропотливая работа, имеющая свои проблемы и сложности. Но люди готовы платить достаточно высокие сборы, так как уверены, что за эти деньги получат качественные услуги. Конечно же, большую роль играет менталитет горожан, которые трепетно относятся к собственному городу и сами поддерживают в нем чистоту. Можно сказать, что успех Швейцарии в решении «мусорной» проблемы основывается на мудрых управленческих решениях и ответственности самих граждан. В целом система показала свою эффективность, что выводит Швейцарию в мировые лидеры в части сохранения природы. Кыргызстану обязательно надо перенимать такой опыт, с учетом всех имеющихся трудностей.