Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Местное самоуправление Республики Эстония и Республики Латвия

2019-09-12 / Международный опыт МСУ
Местное самоуправление Республики Эстония и Республики Латвия

Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемый Институтом политики развития (далее - Проект ГГПОМСУ), организовал ознакомительную поездку делегации Кыргызстана с целью изучения опыта Эстонской Республики и Латвийской Республики в сфере проведения административно-территориальной реформы, цифровизации страны, децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления.

Делегацию Кыргызстана возглавил Первый вице-премьер-министр Кыргызской Республики К. А. БОРОНОВ, в состав делегации вошли депутаты Жогорку Кенеша К. К. КЕРЕЗБЕКОВ, Т. Г. ТИЛЛАЕВ, А. У. ЖАПАРОВ, представитель Аппарата Правительства КР, заместители Министерства финансов, экономики, заместитель директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР, заместитель председателя Государственного комитета информационных технологий и связи КР и представители Проекта ГГПОМСУ. Согласно проведенным переговорам с партнерами в лице Латвийской и Эстонской Ассоциации муниципалитетов, ознакомительная поездка была организована 23-25 сентября 2019 г. в Эстонской Республике и 25-28 сентября 2019 г. в Латвийской Республике.

В рамках изучения опыта Эстонии делегация Кыргызстана ознакомилась со следующими аспектами развития:

  • административно-территориальной реформой Эстонии (цель, этапы, достижения, опыт, извлеченные уроки);
  • вопросами построения цифрового Правительства (предоставление электронных услуг населению в государственном секторе, история и принципы внедрения электронного Правительства, успехи, трудности и достижения в цифровизации страны);
  • системой государственного и местного управления Эстонии (функции и задачи местного самоуправления, переговорный процесс между Ассоциацией муниципалитетов и центральной властью Эстонии);
  • вопросами управления муниципальными финансами (доходы и расходы МСУ, межбюджетные отношения, система выравнивания и финансирования делегируемых самоуправлениям государственных полномочий);
  • деятельностью Ассоциации городов и волостей Эстонии, включая роль Ассоциаций в переговорных процессах с центральной властью;
  • деятельностью муниципалитета города Пярну и электронной системой управления города Пярну.

 

В первый день делегация Кыргызстана в Эстонии провела встречу с председателем Совета Ассоциации городов и волостей Эстонии (АГВЭ) и председателем Таллинского городского совета г-ном Тийт ТЕРИК, с вице-председателем, директором, заместителем и менеджером по развитию АГВЭ. Были проведены встречи с министром зарубежной торговли и информационных технологий г-жой Керт КИНГО, ИТ-директором Правительства/вице-канцлером по ИТ и телекоммуникации Министерства экономики и телекоммуникации г-ном Сиймом СИККУТОМ. Была организована встреча делегации с депутатом Парламента, председателем финансовой комиссии Парламента Эстонии г-ном Айвар КОКК. На следующий день делегация встретилась с министром государственного управления Министерства финансов Эстонии г-ном Яак ААБА, канцлером Министерства финансов Эстонии г-ном Вейко ТАЛИ. Делегации удалось посетить «Брифинг-центр э-Эстонии», где была экспертом презентована история, этапы, модель и достижения в цифровизации страны, система электронного управления и пути его внедрения. В конце поездки участники посетили город Пярну, где встретились с мэром города г-ном Ромек РОЗЕНКРАНИУС, ознакомились с работой муниципалитета и системой электронного управления города Пярну.

В течение двух дней у делегации Кыргызстана была возможность плодотворно обсудить все интересующие вопросы, обменяться мнением с эстонскими коллегами, рассмотреть преимущества и недостатки всех реформ, трудности, с которыми тем пришлось столкнуться. Ознакомительная поездка помогла сравнить пути развития государственного управления и местного самоуправления Кыргызстана и Эстонии. Большой интерес среди участников вызвали административно-территориальные реформы и реформы в сфере цифровизации, а также переговорные отношения между государственными органами и местным самоуправлением (ассоциациями) относительно защиты интересов МСУ. Интерес был проявлен к политической, административной и финансовой самостоятельности муниципалитетов, функциям самоуправлений в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения, выполняемым самоуправлениями, но финансируемым республиканским бюджетом, к механизмам выравнивания муниципалитетов посредством финансирования из республиканского бюджета.

ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Согласно действующей Конституции, принятой в 1992 году, Эстония является независимой демократической парламентской республикой.

Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (Рийгикогу), в состав которого входит 101 депутат, избираемый на четыре года по пропорциональной системе в ходе равных и прямых выборов.

Главой государства является Президент Республики, избираемый депутатами Рийгикогу или коллегией выборщиков в ходе тайного голосования на пять лет, но не более чем на два срока подряд. Коллегия выборщиков состоит из депутатов парламента и делегатов от всех советов местных самоуправлений и созывается в случае, когда ни одному из кандидатов в президенты не удалось набрать требуемого большинства голосов в парламенте (две трети от конституционного состава). В коллегии выборщиков для избрания главы государства достаточно простого большинства. Каждый член Рийгикогу или коллегии выборщиков имеет один голос.

Исполнительная власть принадлежит Правительству Республики. Правительство возглавляет премьер-министр, которым является лидер победившей на выборах в парламент партии, либо лидер парламентской коалиции. Кабинет министров утверждается президентом по представлению кандидата в премьер-министры, получившего одобрение парламента.

Местные самоуправления Эстонии

С 1993 года в Эстонии используется одноуровневая система самоуправления. Все города и волости равны и выполняют равные задачи. Согласно Конституции, местные самоуправления Эстонии являются независимыми и отвечают за решение всех вопросов местного уровня. Обязанности местных самоуправлений устанавливаются на основании закона либо договора с местным самоуправлением. Расходы, связанные с выполнением делегированных обязанностей государства, возложенные на местные самоуправления на основании закона, возмещаются из государственного бюджета.

В 1994 г. Эстония полностью ратифицировала Европейскую хартию о местных самоуправлениях. Выборы в собрания местных самоуправлений регулируются Законом «О выборах в собрания местных самоуправлений».

Представительный орган МСУ – собрание местных самоуправлений – избирается на срок продолжительностью 4 года. В Эстонии собрания местных самоуправлений являются политическими органами, собрание избирает главу исполнительного органа МСУ (мэра, главу волости), который формирует местное правительство.

Обязанности местных самоуправлений:

  • предоставление публичных и коммунальных услуг, сооружение и обслуживание инфраструктур, необходимых для предоставления публичных услуг;
  • дошкольное, начальное и среднее образование;
  • социальные услуги;
  • культура и спорт;
  • ЖКХ;
  • водоснабжение, канализация;
  • территориальная планировка; муниципальный общественный транспорт и
  • обслуживание муниципальных дорог;
  • работа с молодежью;
  • организация досуга;
  • благоустройство;
  • обработка отходов.

Основные источники доходов местных бюджетов:

1) подоходный налог с физических лиц: 11,86% (2018г.); 11,9% (2019г.); 11,93% (2020г.) – от облагаемых налогом доходов физического лица (подоходный налог – 20%);

2) земельный налог, который полностью поступает в местный бюджет (волостные и городские собрания дифференцируют земельный налог в пределах 0,1-2,5% расчетной стоимости земли);

3) плата за право разработки месторождений (горючий сланец, песок, гравий, вода и т. п.);

4) фонд выравнивания;

5) фонд поддержки;

6) прочие доходы.

Административно-территориальная реформа (АТР) в Эстонии

АТР проводилась в Эстонии с целью создания местных самоуправлений, которые смогут лучше обеспечивать людям публичные услуги, рост конкурентоспособности регионов и самостоятельно выполнять возложенные на них законом обязанности.

Причинами проведения АТР послужили: демографические изменения, урбанизация и рост мобильности, повышение качества местных услуг. АТР проходила в рамках принятого Закона об административной реформе местных самоуправлений, который вступил в силу 1 июля 2016 года. Основным требованием Закона было объединение самоуправлений минимального размера – 5000 жителей (рекомендуемый – 11000 жителей). Проведение добровольного объединения осуществлялось до 1 января 2017 г., принудительного объединения - до 15 февраля 2017 г.

Вдобавок к критериям и целям, установленным Законом об административной реформе, при объединении следовало учесть следующие обстоятельства:

  • историческую обоснованность;
  • влияние на условия жизни населения;
  • чувство сплоченности жителей;
  • влияние на качество оказываемых общественных услуг;
  • влияние на административную состоятельность;
  • влияние на демографическую ситуацию;
  • влияние на организацию транспорта и коммуникаций;
  • влияние на предпринимательскую среду;
  • влияние на ситуацию с образованием;
  • слаженную работу самоуправления, как организации, при оказании услуг единому региону.

До реформы функционировало 213 муниципалитетов, включая 183 волости и 30 городов. После административной реформы в Эстонии образовалось 79 муниципалитетов, включая 64 волости и 15 городов. АТР в Эстонии сопровождалась финансовой поддержкой для добровольно объединенных муниципалитетов и компенсацией для освобожденных муниципальных служащих и глав муниципалитетов. Объем финансовой поддержки (пособий) на объединение составил 66 млн. евро. По собственной инициативе добровольно объединилось 160 местных самоуправлений, т.е. 86%, остальные объединялись принудительно, без финансовой поддержки. В результате АТР было расформировано 15 уездных государственных администраций, их полномочия были распределены между министерствами и муниципалитетами.

Ассоциация местных самоуправлений Эстонии

Местные самоуправления Эстонии вправе образовывать ассоциации и совместные организации. Ассоциация представляет местные самоуправления в качестве единой организации в отношениях с государственными органами, другими лицами и международными организациями.

27 февраля 2018 г. вновь преобразована Ассоциация общегосударственного масштаба - Союз городов и волостей Эстонии (СГВЭ), на основе объединения Союза городов и Союза волостных самоуправлений Эстонии. Сегодня в состав СГВЭ входят 77 муниципальных образований (из 79-ти), в которых проживает 99,8% населения страны. Первый Союз городов и волостей Эстонии был основан 19 сентября 1920 года.

Союз городов и волостей Эстонии состоит из Общего собрания, Совета, Правления и Канцелярии. Общее собрание - высший орган управления, имеет 230 членов. Членов союза представляют, как минимум, двое делегатов от каждого местного самоуправления, максимальное число делегатов от одного местного самоуправления – 12. Совет состоит из 115 советников. Правление - 13 членов - руководящий орган ассоциации, председатель правления − Тийт ТЕРИК, председатель Таллинского городского совета. Канцелярия выполняет административную работу, состоит из 20 работников и руководителя.

Основные задачи СГВЭ:

  • содействие сотрудничеству между представленными местными самоуправлениями, защита и выражение общих интересов и прав;
  • содействие развитию и укреплению системы местных самоуправлений согласно принципам демократии и децентрализации власти, в соответствии с оправданными ожиданиями и интересами населения, а также принимая во внимание особенности развития местных самоуправлений;
  • сотрудничество и укрепление сотрудничества с уездными ассоциациями местных самоуправлений;
  • представление членов Союза в качестве единой организации в отношениях с органами государственной власти, другими учреждениями и международными организациями;
  • сотрудничество с другими союзами местных органов власти;
  • выполнение прочих обязанностей, установленных законом.

В СГВЭ осуществляют деятельность 6 комиссий и 5 экспертных групп по следующим направлениям:

  • финансовая и налоговая политика;
  • образование и работа с молодежью;
  • социальная защита, здравоохранение, занятость;
  • транспорт и инфраструктура;
  • культура и спорт;
  • земельные ресурсы и окружающая среда;
  • экспертная группа по ИКТ;
  • экспертная группа по интеграции;
  • рабочая группа по модернизации ЖКХ;
  • рабочая группа по выполнению стратегии ЕС-2021-2027;
  • рабочая группа по окружающей среде Environment;
  • другие вопросы.

Переговоры между Союзом городов и волостей Эстонии и Правительством Эстонии

Важнейшая и уникальная роль СГВЭ ─ участие в переговорах по государственному бюджету. В данном процессе СГВЭ защищает интересы местных самоуправлений на государственном уровне: ведет с государством переговоры о размере средств, которые будут выделены местным самоуправлениям из государственного бюджета в будущем году.

Темы переговоров:

• размер и принципы выплаты средств, выделяемых из государственного бюджета местным самоуправлениям (подоходный налог физических лиц, стабилизационный фонд, налог на землю, плата за загрязнение окружающей среды);

• условия и порядок возмещения расходов на исполнение обязанностей государства, возложенных на единицу местного самоуправления законом.

Переговоры о государственном бюджете

За организацию переговоров отвечает министр государственного управления, который также является председателем Правительственной комиссии. Членами Правительственной комиссии являются представители Министерства образования и науки, Министерства окружающей среды, Министерства экономики и коммуникаций, Министерства социальных дел, Министерства культуры и Министерства финансов.

В ходе переговоров достигается соглашение об отражении результатов переговоров в стратегии государственного бюджета и проекте государственного бюджета на соответствующий год.

Процесс ведения переговоров регулирует соответствующий рабочий порядок.

Переговоры проводятся в виде совещаний Правительственной комиссии, а также в секторальных рабочих группах.

Секторальные рабочие группы:

  • рабочая группа по финансовой и налоговой политике;
  • рабочая группа по делам молодежи и образования;
  • рабочая группа по вопросам занятости, социальной сферы и здравоохранения;
  • рабочая группа по вопросам транспорта и дорог;
  • рабочая группа по делам культуры и спорта;
  • рабочая группа по вопросам окружающей среды и земельных ресурсов;
  • рабочая группа по вопросам ИКТ;
  • рабочая группа по делам интеграции.

Протокол переговоров, т.е. результаты предварительных переговоров ежегодно представляются Парламенту вместе с проектом государственного бюджета и пояснительной запиской.

Примерные предложения СГВЭ в переговорах с Правительственной коалицией:

  • восстановление доходной базы местных самоуправлений до предкризисного уровня посредством увеличения доли от подоходного налога, распределяемой местным самоуправлениям из госбюджета;
  • увеличение выделяемых местным самоуправлениям пособий на нужды образования, деятельности по интересам и внешкольного образования, социальной сферы, а также культуры и спорта;
  • увеличение выделяемого местным самоуправлениям пособия на содержание местных дорог до уровня, соответствующего реальным потребностям (государство выделяет 29 млн. евро, реальная потребность – 50 млн. евро);
  • модернизация системы местных налогов: расширение возможностей получения доходов/увеличение налоговой автономии местных самоуправлений, например, ввод туристического налога. Местные самоуправления находятся в большой зависимости от государственного бюджета.

Электронная Эстония

Эстония построила цифровое Правительство и общество с нуля, и сегодня она делится своим опытом со всеми заинтересованными странами. В осуществлении электронного управления участвуют более 60 правительств, которые следуют примеру Эстонии и используют ее опыт.

Эстония начала строить информационное общество около двух десятилетий назад, первоначально цифровых данных о гражданах не собиралось. У населения в целом не было Интернета или даже устройств, с помощью которых люди могли бы им пользоваться. Потребовалась сильная политическая воля, чтобы инвестировать в ИТ-решения и идти по пути информационных технологий. В последствии результаты лучших электронных решений привели к тому, что Эстония стала одним из самых развитых цифровых сообществ в мире.

Здесь представлены некоторые индикаторы, которые показывают, как IT-решения улучшили повседневную жизнь в Эстонии:

2% государственного ВВП экономится благодаря коллективному использованию цифровых подписей;

1407 лет рабочего времени ежегодно экономится благодаря электронному обмену данными;

• время на создание бизнеса сокращено с пяти дней до трех часов;

• 98% компаний созданы он-лайн;

• 99% банковских операций проводятся он-лайн;

• 95% налогового администрирования проводятся в он-лайн;

• 98% эстонцев имеют национальное электронное удостоверение личности;

• более 54 000 человек подали заявки на электронное проживание;

• 46,7% эстонских избирателей из 109 стран использовали i-Voting на последних выборах в Европейский парламент;

• 99% избирателей имеют право дистанционно использовать электронное голосование на выборах, не посещая избирательные участки;

• 99% пациентов имеют доступные по всей стране цифровые записи;

• 99% рецептов являются цифровыми;

• 2,3 миллиона электронных запросов от врачей и 1,8 миллиона электронных запросов от пациентов поступают каждый месяц;

• 99% государственных услуг предоставляется в он-лайн с доступом 24/7, что включает 2500 государственных услуг;

• система электронной полиции, доступная на полицейских машинах, объединяет более 15 баз данных, в том числе базы Шенгена и Интерпола;

• в два раза больше студентов получают образование, связанное с ИКТ-курсами, чем в других развитых странах;

• 100% школ Эстонии используют электронные решения и др.

Принципы электронного правительства Эстонии:

• Децентрализация – нет центральной базы данных и каждая заинтересованная сторона, будь то государственный департамент, министерство, самоуправление или бизнес, выбирает свою собственную систему.

• Взаимосвязанность – все элементы системы надежно обмениваются данными и работают вместе.

• Целостность – обмен данными, обмен данными M2M (данные в состоянии покоя и журналы, благодаря технологии цепочки блоков KSI, независимой и полностью подотчетной инфраструктуре), и это работает как открытый источник.

• Нет постоянных правовых изменений.

• Один раз – данные собираются только один раз учреждением, исключая дублирование данных и бюрократию.

• Прозрачность – граждане имеют право видеть свою личную информацию и проверить, как она используется правительством через лог-файл.

ЛАТВИЯ

 25-28 сентября 2019 года ознакомительный визит делегации Кыргызстана продолжился в Латвии. В рамках изучения опыта Латвии делегация ознакомилась с:

• административно-территориальной реформой Латвии: цели и задачи, этапы, достижения, проблемы и извлеченные уроки;

• системой центральных, региональных и местных органов власти, функциями и задачами местного самоуправления;

• бюджетной системой Латвии (межбюджетные отношения, трансферты), системой распределения налогов и иных доходов между республиканским и местным бюджетами, финансированием государственных полномочий, делегированных органам МСУ;

• деятельностью Ассоциации самоуправлений Латвии, включая роль Ассоциации в переговорных процессах с Правительством Латвии;

• деятельностью региона планирования Видземе, Паргауйского муниципалитета, и мэрии города Риги.

Делегация Кыргызстана во главе с первым вице-премьер-министром Кыргызской Республики К. БОРОНОВЫМ провела встречу с премьерминистром Латвийской Республики г-ном Артурс Крисянис КАРИНС. Были проведены встречи с председателем Ассоциации самоуправлений Латвии г-ном Гинтс КАМИНСКИС, с директором Департамента финансового надзора и финансирования МСУ г-жой Инта КОМИСАРЕ, директором Государственной канцелярии г-ном Янис СИТСКОМСКИС. Также делегации удалось провести встречи в Парламенте Латвии с председателем Бюджетно-финансового комитета г-ном Мартинс БОНДАРС, заместителем председателя Комитета государственного управления и местного самоуправления г-ном Улдис БУДРИКИС. Далее делегация провела встречу с представителями муниципалитетов Латвии - с мэром города Риги г-ном Олегом БУРОВЫМ и мэром города Паргауая и председателем региона планирования Видземе г-ном Хардис ВЕНТС.

В ходе ознакомительных встреч членам делегации удалось детально обсудить с коллегами из Латвии о проведенных реформах в разных направлениях и прояснить для себя четкое видение по интересующим темам. В целом обсуждаемые темы и обмен информацией были сконцентрированы на вопросах проведения административнотерриториальной реформы, системы управления центральных, региональных и местных органов власти, бюджетной системы и межбюджетных отношений, по переговорным процессам, проводимым между Ассоциацией самоуправлений и Правительством Латвии, о роли Государственной канцелярии в реформах государственного управления и др.

Латвийская Республика - парламентская республика, однопалатный парламент (100 депутатов), избираемый на 4 года. Парламент избирается на выборах по пропорциональной системе. Парламент избирает Президента страны и Правительство (Президент министров, кабинет министров, декларация правительства).

Местное самоуправление Латвии - местнaя власть, которая через посредничество избранного гражданами представительства-думы и образованных ею органов и учреждений обеспечивает выполнение установленных законами функций, а также в предусмотренном законом порядке выполнение поручений Кабинета министров и добровольных инициатив самоуправления с соблюдением интересов государства и населения соответствующей административной территории.

Выборы в местных самоуправлениях проводятся один раз в четыре года. Депутаты думы избираются путем прямого, всеобщего, тайного голосования, по пропорциональной системе (через списки полит. партий) с барьером 5%.

Местное сообщество на выборах имеет право в списках кандидатов полит. партий отдать свой голос конкретному кандидату или вычеркнуть кандидата.

Права голосования имеют граждане Латвии и ЕС, которые достигли 18-летнего возраста. Число депутатов определяется в зависимости от количества жителей самоуправления.

Число депутатов в муниципалитетах:

• до 5000 жителей - 9 депутатов;

• от 5001 до 20000 жителей - 15 депутатов;

• oт 20001 до 50000 жителей - 17 депутатов;

• более 50000 жителей - 19 депутатов.

В больших городах:

• до 50000 жителей - 13 депутатов;

• более 50000 жителей - 15 депутатов.

• Рига - 60 депутатов.

Подпись: Структура доходов общего бюджета самоуправлений, % Общий доход составляет 1679,7 млн. евро

Функции местного самоуправления в Латвии разделены на автономные – собственные функции самоуправлений и на делегированные – функции государственных органов, переданные самоуправлениям. В свою очередь автономные и делегированные функции делятся на обязательные и добровольные.

Местные самоуправления Латвии в рамках выполнения собственных функций:

• осуществляют организацию коммунальных услуг для жителей;

• устанавливают ответственность за чистоту и санитарный порядок;

• определяют порядок, в котором используются находящиеся в общественном пользовании леса и воды;

• несут ответственность за образование (дошкольное и среднее);

• заботятся о культуре, содействуя сохранению традиционных культурных ценностей и развитию народного творчества;

• гарантируют доступность первоначальной медицинской помощи, а также способствуют здоровому образу жизни населения и занятиям спортом;

• оказывают социальную помощь жителям (социальная помощь малообеспеченным семьям и социально незащищенным лицам, обеспечение пожилым людям места в пансионатах, обеспечение местами в учебных и воспитательных учреждениях сирот и детей, оставшихся без родительской опеки; обеспечение ночлегом бездомных);

• заботятся о попечении, опеке, усыновлении детей и защите их личных и имущественных прав и интересов;

• оказывают помощь жителям по решению квартирных вопросов;

• содействуют хозяйственной деятельности на соответствующей административной территории, заботятся о снижении уровня безработицы;

• выдают разрешения и лицензии на коммерческую деятельность;

• участвуют в обеспечении общественного порядка, ведут борьбу с пьянством и нарушениями нравственности;

• в соответствии с планированием территории соответствующего самоуправления устанавливают порядок пользования и застройки земельных участков;

• осуществляют регистрацию актов гражданского состояния;

• участвуют в обеспечении мероприятий гражданской обороны;

• организовывают предоставление услуг общественного транспорта и т.д.

Местные самоуправления разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты самостоятельно. Государственные органы не вправе вмешиваться в разработку и реализацию бюджета местного самоуправления, если это не предусмотрено законом.

 

   

Доходная часть самоуправлений в консолидированном бюджете составляет 25-27% (налоговая ~19,6%), которая состоит из:

• налоговых доходов;

• местных пошлин (и отдельных государственных пошлин);

• трансфертов от государственного бюджета (дотации, целевые дотации и др.);

• расчетов между бюджетами самоуправлений;

• доходов от платных услуг (от собственной хозяйственной деятельности, использования имущества, продажи имущества и др.). Налоговые поступление в местные бюджеты:

• 80% от подоходного налога с населения;

• 100% от налога на недвижимость;

• 25% налога от азартных игр и 100% от местного налога лотереи (зачисляются в бюджет того самоуправления, на территории которого организуется азартная игра);

• часть налога от природных ресурсов. Налоги администрирует Служба государственных доходов, кроме налога на недвижимость. Этот налог администрируют местные самоуправления. Местные самоуправления могут в рамках собственных полномочий вводить местные пошлины и устанавливать

Трансферты самоуправлениям в 2019 году, млн. евро

Целевые дотации, в т.ч.:

364,64

- Целевые дотации для образовательных мероприятий

65,41

- Целевые дотации для заработной платы и обязательных взносов государственного социального страхования руководителям народных художественных коллективов

0,99

- Целевые дотации для заработной платы и обязательных взносов государственного социального страхования педагогам самоуправлений

267,03

- Целевые дотации для заработной платы и обязательных взносов государственного социального страхования педагогам, которые обучают детей в возрасте от пяти лет в учебном заведении самоуправлений

31,21

Дотация в фонд выравнивания финансов самоуправлений

87,92

Финансирование самоуправлений через отраслевые министерства, в т.ч.:

169,16

- Дотация для обеспечения бесплатных обедов ученикам 1 - 4 классов

18,96

- Приобретение учебной литературы

4,49

- Спортивные объекты (реализация государственных проектов по развитию спортивной инфраструктуры для самоуправлений)

7,42

- Финансирование для заработной платы и обязательных взносов государственного социального страхования педагогам, работающим по программе с уклоном на профессиональный спорт

14,14

- Целевые дотации для автодорог (улиц)

50,86

- Прочее финансирование самоуправлений через отраслевые министерства

73,29

 

ставки. В самоуправлениях могут быть установлены следующие виды местных пошлин за:

• получение разработанных думой самоуправления официальных документов и их заверенных копий;

• проведение развлекательных мероприятий в общественных местах;

• прием отдыхающих и туристов;

• торговлю в общественных местах;

• получение разрешений на строительство;

• размещение рекламы, афиш и объявлений в общественных местах;

• содержание всех видов животных;

• использование символики самоуправлений;

• въезд транспортных средств в зоны особого режима;

• содержание лодок, моторных лодок и яхт;

• содержание и развитие инфраструктуры самоуправления.

Для выполнения функций самоуправления получают целевые дотации из государственного бюджета для заработной платы педагогам; финансирования Фонда автодорог.

 
 

 

Другие дотации через отраслевые министерства поступают из государственного бюджета для выравнивания финансов.

Финансовое выравнивание

Выравнивание финансов самоуправлений в Латвии регулирует Закон «О выравнивании финансов самоуправлений», который был принят Парламентом и вступил в силу 2 июля 2015 года.

Цель выравнивания финансов самоуправлений:

• создать самоуправлениям равноценные возможности для обеспечения функций оговоренных законом, беря во внимание отличия самоуправлений в социально-экономической сфере;

• стимулировать самоуправления проявлять инициативу и самостоятельность в создании базы финансовых ресурсов.

Выравнивание финансов самоуправлений производится с помощью фонда выравнивания фина