Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Международный опыт МСУ
Латвия – Кыргызстан онлайн
Органы МСУ Латвии рассказали коллегам из Кыргызстана о том, как они поддерживают и защищают своих граждан во время эпидемии при всемерной поддержке правительства.
13 мая 2020 года при поддержке Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ», финансируемого Швейцарией[1], и участии Союза МСУ КР, состоялась видеоконференция, в ходе которой мэры городов и главы айыл окмоту Кыргызстана общались с руководителями муниципалитетов Латвии, делясь своими проблемами и изучая опыт коллег. Главный урок состоял в том, что во время такого тяжелого кризиса правительство должно больше доверять и масштабнее поддерживать местные самоуправления, чтобы те быстрее, качественнее, надежнее и успешнее защитили и поддержали граждан. Что вызвало наибольший интерес в опыте работы самоуправлений Латвии в условиях кризиса, чему можно научиться?
Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала «Муниципалитет»
Органы местного самоуправления Латвии и Кыргызстана оказались лицом к лицу со всеми вызовами эпидемии COVID-19, как и другие органы управления всех стран. Роль органов МСУ в условиях эпидемии – особая, поскольку они находятся на переднем крае управления и непосредственно взаимодействуют с населением. В такой сложной ситуации всем стало ясно, что следует самым тесным образом объединять усилия государства и местного самоуправления, чтобы наилучшим образом защитить интересы гражданина. Руководителей органов МСУ Кыргызстана интересовали вопросы о том, как оплачивалась зарплаты муниципальным служащим; насколько увеличилось количество людей, нуждающихся в помощи во время кризиса; как будет поддержите доходную часть бюджета, если будут налоговые каникулы; на какой срок органы МСУ могут получить заем у правительства; вернулись ли мигранты и как они устраиваются; как Рига переносит отсутствие туристов; каких полномочий не хватает органам МСУ в условиях кризиса; какие каналы использовались для информирования органов МСУ о мерах правительства; не требует ли эпидемия новых регламентов работы для самих органов МСУ, муниципальных учреждений и организаций?
Связка «правительство – МСУ»
В Латвии местные самоуправления традиционно играют серьезную роль в национальной политике, но и в этой стране им пришлось обратить внимание своего правительства на необходимость более тесного взаимодействия. Оказалось, что в 2013 году местные самоуправления были исключены из коллегиальных государственных органов и комиссий, чья работа связана с работой правительства в условиях чрезвычайной ситуации.
Гинтс КАМИНСКИС, председатель Ассоциации Cамоуправлений Латвии рассказал, что ему пришлось лично звонить премьер-министру по данному вопросу и уже 2 через дня Ассоциация участвовала в закрытом заседании правительства по вопросу эпидемии: «Для нас крайне важно было вернуть местное самоуправление в процесс координации работы государства в условиях чрезвычайной ситуации. Это было необходимо, чтобы государство и самая близкая часть управления – местное самоуправление работали как единый организм». |
Самоуправления Латвии создали такую систему взаимодействия с государством, которой поверили люди. Ключевое значение имела информация – каждый житель Латвии получает информацию от органов МСУ и доверяет ей, так как доверие граждан к органам МСУ традиционно выше, чем уровень доверия к некоторым государственным структурам. Процесс прохождения информации о решении правительства до людей всегда занимает некоторое время. Органы МСУ гораздо быстрее могут «достучаться» до людей, довести до их сведения всю необходимую информацию, о том, как вести себя в условиях чрезвычайной ситуации. Очень важная прямая, непосредственная связь между властью и гражданами и только органы МСУ способны обеспечить ее в сжатые сроки. В Латвии органы МСУ реагировали на ситуацию быстрее, чем государственные органы, и иногда даже более жестко, чем даже правительство.
Ассоциация установила прямой канал связи для органов МСУ с правительственными структурами. Регулярно проводятся видеоконференции для всех органов МСУ с министрами: финансов, здравоохранения, благосостояния (аналог министерства социального развития), внутренних дел. К конференции с министром образования, например, подключились до 1000 руководителей и сотрудников органов МСУ, напрямую получая информацию о ситуации, мерах, принимаемых правительством, перспективах развития. Это был первый опыт проведения такой конференции и около 30% подключений были неустойчивыми, что заставило и Ассоциацию, и сами местные самоуправления мгновенно улучшить каналы связи и в дальнейшем конференции проходят без сбоев. Для тех, кто не смог вовремя присоединиться, Ассоциация записывает и хранит в открытом доступе все материалы таких обсуждений.
Крайне важно, что во время видеоконференции с органами МСУ министр финансов Латвии неоднократно и публично заявил о том, что местные бюджеты не будут подвержены секвестру (сокращению).
На встрече с министром внутренних дел обсуждались вопросы о том, как обеспечить соблюдение законов, предотвратить рост криминализации общества, обеспечить социальную стабильность. Премьер-министр Латвии также встретился с советниками и подразделениями Ассоциации МСУ, обсудив с ними не только вопросы работы МСУ в условиях кризиса, но и жизнь после него.
Гинтс КАМИНСКИ уверен, что «кризис – это большая школа для местных самоуправлений, так как каждый день мы оказываемся в новой ситуации, учим новые уроки. Мы «с колес» должны разбираться в том, как мы должны изменить условия работы, институты, законы. Если возникают вопросы у самих органов МСУ, они могут задать их Ассоциации, где эти вопросы обобщаются, передаются министерствам. Затем обобщенные ответы публикуются на сайте объединения, где создан специальный раздел, целиком посвященный вопросам функционирования органов МСУ в условиях пандемии COVID-19».
На сайте Ассоциации Cамоуправлений Латвии размещены многие документы и решения, принятые органами МСУ Латвии, которые доступны по ссылке https://likumi.lv/p/ru/covid-19 в том числе и на русском языке.
Поддержка бизнеса на местах
Андра ФЕЛДМАНЕ, советник Председателя Ассоциации Cамоуправлений Латвии, рассказала о том, что «Местные самоуправления Латвии в условиях эпидемии также не остались в стороне от проблем бизнеса, более того, именно самоуправления, осознавая опасность потери рабочих мест и доходов населением, первыми поставили перед правительством вопрос о том, как остро предприниматели нуждаются в поддержке. В первые дни чрезвычайно ситуации крайне важным было предотвратить нарастание паники, дать бизнесу надежду, указать на перспективы. Правительство отреагировало мгновенно – уже через два дня после объявления чрезвычайной ситуации было объявлено, что бизнесу будет предоставлена материальная помощь на время простоя для выплаты заработной платы. Сначала эта льгота предоставлялась только тем компаниям, кто не имел налоговых задолженностей. Однако далее возможность предоставили всем, кто имеет задолженность не более 1000 евро. Софинансирование заработной платы из государственного бюджета составляет не более 700 евро в месяц и не более 70% от уровня обычной зарплаты. Индивидуальные предприниматели и лица, получавшие авторские вознаграждения, также получили пособия на время простоя. Все пособия не облагаются подоходным налогом и социальными отчислениями. Далее Служба государственных доходов (аналог Государственной налоговой службы КР) подтвердила факт налоговых каникул в течение трех лет не только по оплате налогов, но и задолженности по налогам».
Органы МСУ могут получить беспроцентный заем из государственного бюджета для реализации инвестиционных проектов. Общий объем средств, выделенных на эти цели, составил 150 миллионов евро. Эти значительные средства пойдут на строительство, закупку услуг и другие проекты, которые смогут оживить экономику на местах. Приоритет отдается строительству, которое «потянет» за собой подрядчиков и субподрядчиков. Все компании, затронутые кризисом, могут получить кредитные гарантии и кредиты на оборотный капитал в государственном финансовом институте развития «Алтумс» (Altums). Суммы кредитов – до 15 миллионов евро, сроки погашения – до 25 лет.
Органы МСУ организовали цепочки закупок для поддержки местного бизнеса, покупая на местах защитные средства для полицейских участков, детских учреждений, продуктов для неимущих. Правительство предоставило органам МСУ возможность снижать ставку налога на недвижимость, что также поможет гражданам и бизнесу в этих непростых условиях. Также разрешено предприятиям и гражданам, оказавшимся в кризисной ситуации, получить льготную аренду муниципальной собственности. Теперь местные самоуправления могут предоставлять льготную аренду всем хозяйствующим субъектам. Однако оплата коммунальных услуг остается на прежнем уровне, чтобы поддержать поставщиков этих услуг.
Поддержка уязвимых групп населения
В отношении здравоохранения полномочия органов МСУ в Латвии ограничиваются обеспечением доступа к объектам и услугам охраны здоровья, следовательно, на органы МСУ легла задача обеспечения удаленного доступа в условиях эпидемии. В сфере социалных услуг задача органов МСУ также формулировалась в направлении организации услуги, например, услуги ассисстента для лиц, нуждающихся в уходе.
Илзе РУДЗИТЕ, советник Союза самоуправлений Латвии по здравоохранению и социальному развитию (благосостоянию) считает, что сотрудничество самоуправлений с Министерством благосостояния Латвии (аналог Министерства труда и социального развития КР) складывается продуктивно. Например, в вопросе о том, как организовать в удаленном доступе социальные услуги семьям с детьми, престарелым и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Органы МСУ Латвии получают от социального министерства страны методическую помощь по вопросам: как регировать на внештатные ситуации? как поддерживать контакт с нуждающимися в услугах? как начать разговор с семьей? какую помощь предложить? как отследить риски семейного насилия?
С министерством здравоохранения органы МСУ обсуждали вопросы о том, как минимизировать риски при контактах, что можно и что нельзя в условиях эпидемии, как консультировать жителей, местные сообщества, как проводить информационную работу.
Илзе РУДЗИТЕ: «Проблемой стала достататочность средств защиты от вируса. Мы много информировали органы МСУ о том, как тестировать и защищать сотрудников социальных учреждений, помогали решать конфликты, возникающие от того, что не все граждане адекватно относились к требованию тестирования и защиты.
Сейчас уже местные самоуправления Латвии думают о стратегии выхода и том, как исключить ошибки последних двух месяцев во время вероятной второй волны эпидемии, которая ожидается осенью 2020 года.
Мы понимаем, что довольно людей станут безработными, какое-то время они продержаться на пособиях, но дальше мы должны придумать другие меры поддержки. Например, субсидии на жилье, меры по преодолению бедности. Нам предстоят переговоры с правительством о том, как поддержать людей, кто и какую ответственность должен будет нести за меры выхода из кризиса».
Региональное развитие не остановилось
Как ни парадоксально звучит, но кризис – это время для новых проектов. Хардийс ВЕНТС, председатель Видземского региона планирования, председатель муниципалитета Паргауя (Pārgaujas novads) уверен, что регион как нельзя кстати именно во время кризиса разработал новую платформу для электронного голосования за проекты развития: «Мы стараемся привлечь внимание граждан изнутри региона ко всем проектам развития, просим их подключаться к голосованию за проекты. Например, за один из культурных проектов развития региона проголосовали 12 тысяч жителей».
Регионы Латвии не оставили региональное развитие в условиях кризиса. Удаленно собрали и обсудили проекты развития муниципалитетов. Продолжаются проекты по поддержанию культурного наследия, идет поиск новых форм организации проектов, пригодных для удаленного формата.
Почти ежедневно идут семинары по энергоэффективности, разумному потреблению. Совместно с Эстонией регион разработал и внедрил интересный проект «Лесная тропа», протяженностью 1600 километров. Успешно популяризировали этот проект, побудили людей пойти этим маршрутом, не нарушая социальную дистанцию в два метра. Нашли способ популяризировать этот проект через блогеров. Реализовали проект «Транспорт по заказу», что также принесло хорошие результаты, например, в 12 из 26 муниципалитетов региона нет ни одного заболевшего, в остальных – не более 10 человек, только в центральном городе региона Валмиере – 21 заболевший.
В муниципалитете Паргауя решили сохранить бесплатное питание для детей в условиях дистанционного обучения – роздали семьям талоны, которые можно отоварить в местных магазинах. Тем самым поддержали и семьи, и местных предпринимателей.
Хардис ВЕНТС считает, что «кризис – это проблемы, с которыми нам нужно очень быстро работать каждый день. Но кризис – это одновременно и плюсы. Например, появился стимул сделать то, что мы откладывали во время мирной ситуации. В частности, провести инвентаризацию всех народных промылов и культурных ценностей, книг в библиотеках, сделать косметические ремонты муниципальных учреждений в условиях отсутствия посетителей».
Возможности и проблемы МСУ во время кризиса
Гинта КРАУКЛЕ, заместитель председателя муниципалитета Ливани (промышленный город и 5 волостей, 12 тысяч жителей), подчеркнула, что с такими условиями работы прежде никто в муниципалитете не сталкивался: «Каждый день мы должны принимать решения, подобных которым мы раньше не принимали. Часто нет возможности получить совет, неоткуда ждать помощи. И решения наши должны быть быстрыми, координированными, креативными, ответственными и успешными. Поэтому, например, еще 9 марта, то есть, за три дня до официального объявления чрезвычайно ситуации в Латвии, мы установили карантин в одном из нашего учреждения – пансионате для престарелых как самых уязвимых перед риском заражения».
Тяжело было закрывать школы и детские сады, переводить учащихся на дистанционное обучение. Очень помогла уже введенная в действие на тот момент система Е-класс, где родители, дети и учителя могли обмениваться заданиями, информацией, оценками.
Библиотеки пришлось закрыть, но муниципалитет предоставил возможность людям заказать книги удаленно, библиотекари оставляли пакеты с книгами с именами читателей у библиотеки в определенное время, когда жители могли забрать их. Детские сады сохранили дежурные группы для детей, чьи родители вынуждены были работать и во время кризиса. Вместо школьного питания родителям доставляли пакеты с продуктами, что существенно поддержало семьи. Пытаясь поддержать бизнес и работников, в Ливани отсрочили уплату налога на недвижимость, арендной платы.
Сотрудники местного самоуправления каждый день моделируют ситуации, которых еще не нет, но вероятность наступления событий – высока. Например, несмотря на отсутствие зараженных в Доме престарелых, уже отработаны все меры защиты в случае наступления риска.
Гинта КРАУКЛЕ: «Мы постоянно готовимся к самым разным проблемам, мы просто не можем позволить себе оказаться неподготовленными. Много времени и внимания мы уделяем рискам семейного насилия, неадекватного поведения под воздействием алкоголя, для чего каждую неделю проводим мониторинг и обмениваемся информацией о семьях, где мы видим наличие таких рисков. Мы чувствуем свою ответственность за то, что в таких семьях не случилось ничего трагического».
Большое внимание муниципалитет уделил информированию жителей в условиях, когда граждане утратили многие очные возможности для контакта с властью. Для оперативной связи с гражданами распространили информацию о телефонах персонала и других возможностях связи в виде больших плакатов, которые установили в каждом подъезде города, и люди смогли многие вопросы оперативно решить по телефону. Большой монитор в центре города постоянно транслирует актуальную информацию, регулярно и полноценно информирует людей местная газета, проводятся видеоконференции в Интернете. Пришлось перестроить работу местной думы (аналог местного кенеша) – введено электронное обсуждение и голосование вместо очного заседания.
На вопрос кыргызстанских руководителей органов МСУ о том, насколько изменились условия работы самих муниципальных служащих, Гинта ответила, что изменение регламентов было первым, что пришлось сделать: «Жителей мы информируем и работаем с ними удаленно. Мы ввели канал для связи жителей с мэром, каждую неделю он через Фейсбук отвечает жителям на их вопросы. Латвия много говорила о необходимости перехода в электронный формат предоставления государственных и муниципальных услуг, кризис заставил нас двигаться быстрее. В некоторых МСУ служащие делятся на две команды, которые работают изолированно»
Гинта КРАУКЛЕ считает, что в чрезвычайной ситуации местному самоуправлению нужно давать больше прав и полномочий на принятие оперативных решений и помочь самоуправлениям финансами. В частности, государство не было готово обеспечить муниципалитеты средствами защиты от вируса, местным бюджетам пришлось нести непредвиденные расходы. «Именно самоуправления делают самую большую и самую важную работу. Благодаря нашей активной работе по ограничению распространения вируса, в Латвии заболело так мало людей. Иногда нам все-таки кажется, что мы остались одни. Но плюс в том, что у нас есть ассоциация МСУ, мы получаем от нашего объединения очень многое. Особенно помогают видеоконференции с министрами, мы получаем ответы на свои вопросы, поэтому мы все-таки не одиноки».
В этом вопросе Гинту поддержали коллеги из Латвии и Кыргызстана, заключив, что в чрезвычайных ситуациях, самое важное – это не мешать работе органов местного самоуправления, уменьшить излишние нормативизм и бюрократию, дать больше свободы в принятии решений, доверять органам МСУ. Даже если один ошибется, вся система местного самоуправление не подведет своих граждан. Недаром местному самоупарвлению люди доверяют больше, чем другим институтам власти, не только в Кыргызстане и Латвии, но и в других странах мира.
Полную запись видеоконференции «Латвия-Кыргызстан онлайн» можно увидеть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=tLwvonh3ahk
_________________
[1] Проект «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», финансируемый Правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC) и выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект). www.vap.kg
Похожие материалы:
-
№10 (108) / 2020-11-20 Есть ли возможность у Кыргызской Республики стать первым неевропейским государством, присоединившимся к Европейской хартии местного самоуправления?
-
№4 (102) / 2020-05-08 Латвия – Кыргызстан: онлайн в условиях пандемии
-
№9(95) / 2019-09-12 САМО-САМОуправление в Латвии
-
№9(95) / 2019-09-12 Местное самоуправление Республики Эстония и Республики Латвия
-
№5-6 / 2017-05-04 Местное самоуправление в Эстонии
-
№7-8 / 2016-08-18 АЛБАНИЯ: административно- территориальная реформа, услуги и бюджет – реформы продолжаются
-
№7-8 / 2016-08-09 Система сбора и утилизации мусора в Цюрихе
-
№5-6 / 2016-06-18 Брендинг города и внутренние инвестиции