Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Что такое социальный контракт?

2016-11-09 / Горячая тема

Министерство труда и социального развития КР (МТСР) провело обучение специалистов территориальных управлений и айыл окмоту работе с малообеспеченными семьями в формате социального контракта в сентябре этого года. Идея нового дизайна выдачи пособий малообеспеченным семьям в сельской местности заключается в том, чтобы получатели пособий эффективно использовали полученные пособия по малообеспеченности. «Социальный контракт это новый вид поддержки семей, получающих ежемесячное пособие по малообеспеченности.

По желанию малообеспеченная семья может заключить соглашение о взаимных обязательствах с территориальными органами социального развития и получить годовую или 75% годовой суммы пособия. Эти средства могут быть вложены в развитие животноводческой, растениеводческой или мелкой предпринимательской деятельности. Каждая семья, желающая принять участие в социальном контракте, разработает программу социальной адаптации и реализует ее при поддержке и содействии органов социального развития и местного самоуправления, - сообщили в ведомстве».

В чем проблема? Министерство труда и социального развития КР (МТСР) ежемесячно выдает социальные пособия. Для этого из бюджета населению в 2015 году перечислено более 4,7 млрд. сомов. Однако семьи как были малообеспеченными, так и остались малообеспеченными. В связи с этим возник вопрос: как, используя существующий размер социального пособия по малообеспеченности, улучшить жизнь малообеспеченных семей? Получатели пособий жалуются на маленький размер пособий, а у МТСР нет средств повысить их размер. Эта ситуации создала предпосылки для поиска новых форм использования пособий. Как сделать так, чтобы размер пособия позволил бы малообеспеченным семьям открыть свое дело, посеять больше площадей сельхозкультур, купить корову и т.д.? Так родился новый дизайн выдачи социального пособия по малообеспеченности не один раз в месяц, а один раз в год или один раз 75% от годовой суммы пособия. 

Старый вариант предусматривал выдачу пособий ежемесячно. Однако такой вариант выдачи пособий имеет одно неудобство для получателей, сумма пособия очень маленькая. Получатели пособия ничего не могут сделать. Например, посеять поле, купить скот и т.д. Соответственно, у них появилась потребность обратиться к МТСР с просьбой, увеличить размер пособия, чтобы на него можно было что-то начать делать. Однако у МТСР и у государства нет средств на увеличение размера пособий. Наоборот, государство снижает количество получателей пособий по малообеспеченности. В такой ситуации МТСР ищет выход. Выход, при котором нет возможности увеличить размер пособия.Такой выход предложил Всемирный банк: выдавать пособия или 75% от годовой суммы один раз в год.

Но прежде обучить социальных работников айыл окмоту, как получатели пособий могли бы эффективно использовать полученные пособия. Возникает вопрос: старый вариант изжил себя или нет?Ответ на этот вопрос дадут результаты пилота, который проводится в Ак-Талинском районе Нарынской области, Ноокенском районе Джалал- Абадской области, Аламединском районе Чуйской области и городе Узгене Ошской области. По данным МТСР, в 2015 году количество полу чателей по малообеспеченности сократилось на 10 тыс. детей1. Средний размер ежемесячного пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей, увеличился за год на 38,9%. Общая численность получателей государственных пособий (малообеспеченные дети, ЛОВЗ, дети-сироты) составила 384,8 тыс. человек. Для этого из бюджета населению перечислено более 4,7 млрд. сомов.

Новый подход – плюсы и минусы Собирается большая сумма, когда выдается пособие раз в год или 75% годовой суммы пособия. Можно открыть дело, купить корову, использовать на выращивание с/х культур и т.д. Казалось бы, потребности получателей пособий учтены. Теперь можно всю сумму пособий получить один раз за год. Получатель должен быть удовлетворен. Получили всю сумму за год, а что дальше делать с деньгами? МТСР предлагает добровольно составить план развития. Как будет использовать средства получатель пособия? С этого момента возникают два вопроса. Первый – может ли МТСР контролировать этот процесс использования средств получателем пособия? Влиять на решение получателя пособия, как поступить с деньгами?

Да, таким инструментарием будет социальный контракт, заключенный между айыл окмоту (?) и получателем пособия. А что, если после заключения социального контракта, получатель пособия откажется от исполнения взятых на себя обязательств по социальному контракту. Последует ли санкция? Пособия не выдадут? Возникает множество вопросов, ответы на которые даст, видимо, результат пилота. Есть большой плюс, получатель пособия получает большую сумму денег. Хорошо было бы дать ему самостоятельно определять, как он будет использовать полученные деньги, а не обязывать социальным контрактом. Например, он может купить путевку, отдать долги, провести той и т.д. Социальный контракт предусматривает расходование средств только на развитие. Хотя у малообеспеченных семей множество других проблем.

Роль органов местного самоуправления в исполнении социального контракта Цель, поставленная МТСР, благородная: сократить количество получающих пособия, в конечном счете, снизить уровень бедности в стране. Возни кает вопрос: насколько поставленная цель достижима при имеющихся ресурсах и способах ее достижения? Одним из способов достижения предлагается сопровождать малообеспеченные семьи с момента получения пособия до его эффективного использования. На это у МТСР нет средств и ресурсов для сопровождения. Они используют один и тот же инструмент (выдача пособия), но не имеют инструментариев сопровождения, подкрепленные ресурсами. МТСР хочет добиться результата - сократить количество малообеспеченных семей, нуждающихся в пособиях, хотя их цель - охватить как можно больше семей, нуждающихся в пособиях.Они не должны бороться с бедностью, они должны защищать людей в трудной жизненной ситуации через выдачу пособий. МТСР должно отвечать целям, поставленным перед ним, оказывать социальную защиту населения, а не бороться с бедностью.

МТСР не может влиять на выбор семьи: куда и  как использовать пособия? Это выбор семьи, получающей пособие. Социальный контракт – это попытка внедрить инструмент эффективного использования пособий малообеспеченными семьями, при поддержке ОМСУ и госорганов. Роль органов местного самоуправления велика. Какой набор помощи в дополнение к пособиям могут предложить органы местного самоуправления? Что будет стимулом к исполнению социального контракта со стороны получателей пособия? Цель: стимулировать исполнение социального контракта семьями, получающими пособия. Например, предоставить землю, сократить налоги, предоставить технику и т.д., если такой набор будет и заинтересует получателей пособия, новому дизайну выдачи пособий гарантирован успех. А также со стороны МТСР, например, обучение, консультации и т.д. Возможно, делегировать эти полномочия неправительственным организациям.Например, НПО успешно реализуют грантовые програм- мы на миллионы сомов. Например, грант Японии, в размере 490 тысяч долларов США или 32,8 млн. сомов, нацелен на расширение экономических возможностей более 2000 уязвимых сельских домохозяйств, возглавляемых женщинами. Вот неполный перечень вопросов, которые требуют ответов.

Мониторинг и оценка как инструмент управления Без мониторинга и оценки достижения поставленных целей, эффективности использования средств и полученных результатов будет невозможно. Чего хотели достичь новым дизайном выдачи пособий? Для этого на начальном этапе должны определить: цели, задачи, средства, продукты, результаты и ожидаемое воздействие от нового дизайна выдачи пособий. А самое главное – определить целевые индикаторы как качественные, так и количественные. В 2015 году, по данным МТСР, общая численность получателей государственных пособий (малообеспеченные дети, ЛОВЗ, дети-сироты) составила 384,8 тыс. человек. Чтобы вести мониторинг такого количества социальных контрактов, надо иметь хорошую систему мониторинга. Для того, чтобы мониторить продукты, результаты нового дизайна, нужно время. Продуктколичество семей, прошедших обучение по эффективному ис- пользованию пособия, результат - количество семей, заключивших социальный контракт, и как воздействие – снижение процента малообеспеченных семей по стране. Вопрос в том, как с помощью системы мониторинга и оценки оценить: как пособия улучшают жизнь малообеспеченных семей? как измерить эффективность использования пособий?

Вопросы для оценки. Если пособия по малообеспеченности не улучшают положение малообеспеченных семей, то в чем их ценность как для семей, так и для государства? Какой напрашивается вывод? МТСР не борется с бедностью, а лишь защищает людей в трудной жизненной ситуации. У МТСР должен быть, на- пример, индикатор (1) – количество семей, получающих пособия. Этот индикатор должен расти, пропорционально росту/снижению уровня бедности в Кыргызстане. Индикатор (2) – сумма выданных средств, сумма, соответственно, тоже должна расти, как и размер пособия. У МТСР не может быть индикатора – количества семей, вышедших из числа малообеспеченных. Если оценивать работу МТСР как борьбу с бедностью, то эффективность работы будет практически нулевая. Этот индикатор МТСР не может контролировать, соответственно, не может его достичь. Цель, средства и результаты должны быть адекватными, отвечающими целям, поставленным перед министерством.

Важно понять, что социальный контракт – это всего лишь один из инструментов эффективного использования пособий малообеспеченными семьями для улучшения их материального положения, а также сокращения расходов государства. Будет ли воспринят большинством семей, получающих пособия, новый вариант выдачи пособий, предлагаемый со стороны МТСР, покажет время, а какова эффективность этого инструмента, покажут результаты пилотных мероприятий.

Похожие материалы: