Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Местные сообщества: сила созидания и партнерство с государством
Местное самоуправление как право и способность местных сообществ обеспечивать организацию жизни является природной и уникальной особенностью народа Кыргызстана. Способность граждан Кыргызстана самоорганизоваться для решения общих проблем особенно ярко проявилась в момент создания и в период становления современного кыргызстанского государства после развала СССР. Несмотря на крайне низкий ВВП и низкий уровень доходов большинства населения, в Кыргызстане никогда не наблюдалось массового нищенства, практически исключены были случаи смертей от голода. И хотя тяжелые 90-е годы прошлого века, безусловно, сказались на человеческом развитии, здоровье и продолжительности жизни людей, в целом страна сохранила человеческий капитал за счет внутренних резервов, аккумулированных в сообществах. Одновременное влияние двух факторов – традиционных знаний и гибкости в реагировании на требования времени – позволили местным сообществам Кыргызской Республики трансформироваться в устойчивое социальное явление, на которое опирается, по сути, местное самоуправление, а в целом и вся система государственного управления. Об этом говорят несколько факторов.
- Во-первых, сельская инфраструктура Кыргызстана не деградировала, но демонстрирует рост исключительно благодаря самоорганизации граждан и житейской хитрости органов местного самоуправления. Не сосчитать, сколько мостов и дорог, общественных зданий и сооружений, объектов исторического наследия и культуры, спортивных сооружений были не только сохранены, но и вновь построены усилиями самих граждан и органов МСУ. Конечно, в этом есть большая заслуга международных донорских организаций, на протяжении двадцати лет активно финансировавших объекты инфраструктуры. Но они финансировали, прежде всего, ограниченный список объектов, таких, как системы водоснабжения, детские сады и фельдшерские пункты, а забота об остальной инфраструктуре легла на плечи сообществ.
- Во-вторых, большинство гуманитарных и социальных направлений развития местных сообществ стали возможными благодаря самоорганизации граждан. При этом вне поля зрения сообществ не остались вопросы духовные, нематериальные: так местные сообщества контролируют и регулируют такие вопросы, как поведение в семье, воспитание, этнические отношения, конфликтогенность, противостоят распространению экстремизма. Нельзя не заметить, что разнообразные модели вовлечения сообществ в процесс принятия решений на местном уровне, привносимые проектами развития, чрезвычайно легко ложатся на местные сообщества Кыргызстана, сразу же адаптируются ими и широко применяются. Например, общественные слушания по бюджету или общественный мониторинг услуг.
- В-третьих, местные сообщества являются существенной силой в политическом процессе, что показали события 2005 и 2010 годов, когда верховная власть страны была сменена волей местных сообществ. При этом местное самоуправление сохранялось и устойчиво развивалось в Кыргызстане, несмотря на наличие или отсутствие политической воли правящей элиты, и именно сокращение автономий местного самоуправления стало важнейшим фактором событий 2010 года, вернувших страну на путь децентрализации и развития местного самоуправления.
- В-четвертых, сила местных сообществ во многом стала источником формирования гражданского общества в современном понимании, появления множества развитых и активных гражданских организаций на всей территории страны, что продемонстрировало ясное понимание людей своего права на объединение и защиту интересов. Местные сообщества являются средой и движущей силой формализованных и неформальных групп граждан, начиная от инициативных групп по ремонту водоснабжения и заканчивая развитыми сетевыми структурами по защите прав детей.
Местные сообщества, формализованные и неформальные группы граждан и организации гражданского общества вносят существенный вклад в развитие страны в социальном, политическом и экономическом выражении. Они стали неотъемлемой частью общественного договора между государством, бизнесом и обществом, в рамках кото- рого развивается сегодня Кыргызская Республика. Именно местные сообщества являются фактором приверженности Кыргызстана демократическим ценностям, а местное самоуправление, несмотря на все его недостатки, опирающееся на силу местных сообществ, является основой демократического строя и главным условием устойчивого развития страны в будущем. Все наше будущее строится вокруг простой логической связи: «местные сообщества – местное самоуправление – демократическое государство – устойчивое развитие – благополучное будущее страны и гражданина».
Чтобы эта логическая связь работала без сбоев, Кыргызстану необходимо усиление партнерства между государством и местными сообществами в лице органов местного самоуправления. Но партнерство не должно быть декларативным, не должно ограничиваться политическими заявлениями и парадными мероприятиями. Это должен быть работающий, регулярный, эффективный политический диалог, подобный тому, что устанавливается в последнее время между государством и бизнесом. Но такой практический политический диалог между государством и местными сообществами до настоящего времени, к сожалению, не сформирован. Его отсутствие создает трудности как местным сообществам, так и государству.Местные сообщества не всегда могут быть уверены, что их интересы учитываются в процессе принятия решений на центральном уровне. Государство же – в отсутствии указанного политического диалога рискует принять неверные решения и утратить доверие народа. В этой ситуации критически возрастает роль союза местных самоуправлений, который должен стать истинным партнером государства в переговорах, в политическом диалоге между государством и местными сообществами.
Органы местного самоуправления по отдельности не могут быть партнерами правительства в политическом процессе, здесь нужно их объединение и консолидированная позиция. Однако в рамках своего сообщества органы МСУ являются эффективными организаторами диалога между местны-ми сообществами и властью,одновременно выступая как представителями самого сообщества, так и государства, выполняя большую работу как по вопросам местного значения, так и по государственным полномочиям.За последнее десятилетие участие граждан в местном самоуправлении значительно усилилось. Однако в то же время выросли и требования граждан и местных сообществ от органов МСУ. Док зав местным сообществам свою подотчетность перед населением, на деле показав, что приоритеты местного сообщества – первостепенная задача для АО и кенеша, органы МСУ не только получили признание и восстановили доверие, но и повысили планку ожиданий к себе со стороны местных сообществ.
Доверие и реальные условия жизни местных сообществ требуют от органов МСУ гораздо больших усилий по организации услуг и решению вопросов местного значения.Одним из самых существенных достижений Правительства Кыргызской Республики за последнее пятилетие стало внедрение концепции государственных и муниципальных услуг, в результате чего удалось защитить гражданина от желания государственных и муниципальных органов навязать гражданам ненужные им услуги, особенно платного характера, а также максимально ограничить деятельность государственных и муниципальных органов в отношении коммерческих услуг. Эти достижения соответствуют принципам рыночной экономики и реформе местного самоуправления. Уже сейчас видны первые результаты реформы по государственным услугам:
- сокращается количество необоснованных платных услуг,
- поставлены под жесткий контроль действия государственных органов по организации услуг,
- начался процесс стандартизации и регламентации услуг. В то же время эффективность этих реформ мало сказалась на муниципальных услугах. Связано это, прежде всего, с тем, что муниципальные услуги в той трактовке, которая определена законодательством, не входят на сегодняшний день в перечень наиболее актуальных проблем.
В рамках одного из проектов Институт политики развития провел тестирование нового законодательства по муниципальным услугам и определил, что в долгосрочном периоде необходимо концептуально расширить фокус законодательства по услугам на уровне местного самоуправления с включением в эту сферу всего спектра услуг, которые находятся в сфере ответственности и обязательств органов МСУ. Проще говоря, в концепцию государственных и муниципальных услуг должна быть включена часть вопросов местного значения. Именно деятельность органов МСУ по организации услуг в рамках решения вопросов местного значения представляется сегодня наиболее актуальной и приоритетной. Условно такого рода услуги можно разделить на две группы:
- услуги досуга, культуры и спорта и (2) жилищно-коммунальные услуги и услуги по благоустройству.Первая группа услуг, как правило, предоставляется самими органами МСУ, муниципальными учреждениями или передается на аутсорсинг неправительственным организациям. Достаточно долгое время этим проблемам не уделялось должного внимания, поэтому в лучшем случае решение вопросов досуга и культуры ограничивалось инфраструктурными проектами, ремонтом и строительством объектов, но конечного результата - доступной и качественной услуги, к сожалению, достичь удается не всегда.Поэтому зачастую мы видим пустующие здания домов культуры, заросшие спортивные площадки, и в целом «затухание» культурной и спортивной жизни на селе и в городе.
Пока не достигну главный результат – привлекательная и востребованная услуга, которая и будет формировать в целом уровень культуры на уровне села. Очень непростая ситуация складывается с организацией предоставления жилищно коммунальных услуг и услуг по благоустройству. В последние годы возникли как минимум две нездоровые тенденции: (1) зачастую необоснованные решения по созданию муниципальных предприятий, с игнорированием других методов предоставления услуг, (2) увлечение органов МСУ прямой предпринимательской деятельностью в ущерб решению вопросов местного значения и с нарушениями бюджетного процесса, не говоря о демотивации развития местного бизнеса и урона местному экономическому развитию. Есть необходимость в создании правовых, организационных, финансовых условий по организации управления услугами, которые позволили бы органам МСУ заниматься своими прямыми обязательствами в рамках своих полномочий, реагируя на запросы граждан. Для этого государству в партнерстве с органами местного самоуправления в интересах местных сообществ необходимо решить в ближайшее время ряд задач.
- Во-первых, завершить работу по разграничению полномочий между органами управления. Начать практическую реализацию закона о делегировании органам МСУ государственных полномочий и их надлежащем финансировании. Более четко изложить формулировку вопросов местного значения, чтобы избежать расплывчатых и непонятных определений.
- Во-вторых, расширить сферу действия закона о государственных и муниципальных услугах, включив туда услуги досуга, культуры и спорта, жилищно-коммунальные услуги и услуги по благоустройству.
- В-третьих, органам МСУ необходимо скоординировать свои действия и придать новый смысл работе союза местных самоуправлений с тем, чтобы организовать политический диалог с государством для защиты интересов местных сообществ.
В заключение позвольте от имени коллектива Института политики развития и других общественных организаций поздравить вас с Днем местных сообществ, пожелать свершений и развития, победы в предстоящей выборной кампании. И в праздничный день хочется напомнить, что, сколько бы мы ни спорили о направлениях развития и полномочиях той или иной части системы управления, мы не должны забывать, что местное самоуправление будет жить ровно столько, сколько будут жить местные сообщества. А местные сообщества будут жить столько, столько будет жить человеческая цивилизация, потому что, начиная с каменного века, человек живет в своем сообществе. И потому, уважаемые представители местных кенешей и главы МСУ, передайте также наши поздравления всем жителям ваших сел и городов, потому как они и есть наша с вами страна!
Похожие материалы:
-
№11 (157) / 2024-12-09 Обучение будущих женщин-депутатов местных кенешей: результаты и перспективы поддержки Проекта УУМУ
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!