Муниципалитет Научно-популярный журнал

7-8 (105-106) 9 Сентября 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Концепция реформы оказания полустационарных социальных услуг в Кыргызской Республике

2017-01-03 / Социальные услуги
Концепция реформы оказания полустационарных социальных услуг в Кыргызской Республике

Устойчивое развитие любой страны, в том числе Кыргызской Республики, во многом зависит от наличия и качества человеческого капитала, а также от объема непроизводительных затрат, к числу которых, несомненно, относятся затраты на социальное развитие. Современная наука о государственном управлении и социальном развитии установила, что социальная политика государства должна строиться не только и не столько на оказании прямой помощи в виде пособий, сколько на предоставлении различных видов социальных услуг, что значительно экономичнее не только в отношении текущих расходов, но и будущей нагрузки на государственный бюджет. Действительно, умеющие позаботиться о себе и обладающие профессией лица с ограниченными возможностями здоровья обойдутся государству во много раз дешевле, чем пожизненное содержание их же в интернатном учреждении.

Государство сэкономит огромные суммы на судебных и пенитенциарных расходах и воспитании детей-сирот, если страдающая от насилия женщина найдет убежище во временном приюте и не будет убита мужем-алкоголиком. Такие решения возможны и широко применяются в современном государстве. Однако для их реализации необходима система выявле- ния потребностей и оказания полустационарных, альтернативных интернатным, социальных услуг. И такая система должна эффективно работать на всей территории Кыргызской Республики, обеспечивая доступ к услугам не только в городах, но и самых отдаленных селах.
Ситуация в 2016 году: отсутствие доступа к полустационарным услугам В целом, почти на 70 процентах территори Кыргызской Республики у нуждающихся граждан – детей и семей в трудной жизненной ситуации, детей и взрослых с инвалидностью и пожилых – отсутствует физический доступ к полустационарным социальным услугам. Отсутствие физического доступа к социальным услугам В 2016 году физический доступ к полустационарным социальным услугам имеют жители около 150 муниципалитетов. То есть, жители почти 70% территории страны лишены физического доступа к социальным услугам нестационарного типа. Оценочно1 потребность в социальных услугах в Кыргызской Республике испытывают от 100 до 400 тысяч человек, однако эти потребности удовлетворены в самой минимальной степени или вообще не удовлетворены (не более 2% нуждающихся имеют доступ к нестационарным социальным услугам)
Недостаточное государственное финансирование Финансирование социальных услуг, альтернативных интернатным, никогда не превышало 0,1% от общих расходов госбюджета на социальную защиту (это финансирование предоставляется в рамках государственного социального заказа – ГСЗ).Этого крайне недостаточно, требуется существенное увеличение финансирования данных услуг.Социальная защита в Кыргызстане продолжает существовать исключительно в форме выплат различных пособий и содержания интернатных (стационарных) учреждений. Местные бюджеты не имеют права финансировать данные услуги, поскольку они являются государственным полномочием (есть примеры лишь незначительного финансирования бытовой помощи из местного бюджета, например, покупка угля для одиноких стариков) .
Направление государственных средств на интернатные учреждения Государственная концепция государственных и змуниципальных услуг позволила создать в Кыргыской Республике рынок социальных услуг, поставщиками которых могут выступать государственные, муниципальные, частные некоммерческие и коммерческие организации. Численность государственных и негосударственных поставщиков примерно одинакова. Однако государственные поставщики оказывают более 65 процентов интернатных услуг,ных данных о потребностях указанных целевых групп Кыргызской Республики в социальных услугах не существует, так как система учета этих потребностей не выстроена. Формально обязанность выявления и учета потребностей возложена на органы МСУ, но она в должной мере не выполняется. Во первых, органы МСУ не заинтересованы выявлять потребности и вести учет, так как от них не зависит дальнейшее предоставление услуг (они выглядят беспомощными в глазах уязвимых), во-вторых, государство не финансирует эту работу.
Неустойчивость существующих услуг 72% полустационарных социальных услуг предоставляют негосударственные поставщики. Многие из них являются некоммерческими организациями, созданы и существуют за счет проектов международных доноров. Это делает услуги крайне неустойчивыми, так как организации в состоянии оказывать их только в течение проекта. По завершению проекта многие центры закрываются. Единственная возможность для центров получить государственное финансирование – государственный социальный заказ, но в условиях несовершенства распределения заказов это не решает проблему. Существует тенденция перекладывания ответственности за содержание таких центров на органы МСУ, однако это противоречит действующему законодательству, поэтому Счетная палата КР принуждает органы МСУ прекращать финансирование таких центров из местного бюджета и налагает санкции на органы МСУ.Предлагаемая система оказания полустационарных услуг Предлагаемая система полностью встраивается в систему правоотношений государства, бизнеса и общественного сектора, соответствует нескольким общим долгосрочным тенденциям и концепциям,реализуемым в политике государственного управления в Кыргызской Республике, а именно:
 
  • концепции деинституционализации социальных услуг;
  • концепции развития социальной защиты;
  • концепции государственных и муниципальных услуг;
  • концепции развития местного самоуправле-ния;
  • концепции региональной политики;
  • концепции государственно-частного партнерства, сотрудничества государства с бизнесом и общественным сектором.
В соответствии с указанными концепциями, в Кыргызской Республике создан рынок социальных услуг, однако он не в состоянии удовлетворить все существующие потребности в силу отсутствия социальной инфраструктуры на уровне местного самоуправления, в пределах физического доступа со стороны нуждающихся категорий населения. Проще говоря, государство провозгласило право уязвимых граждан на полустационарные услуги по месту жительства, но не выполняет данные обязательства, хотя средства для этого в государственном бюджете есть.
Как должна выглядеть система, чтобы обеспечить доступ к услугам? Система должна включать различные категории поставщиков полустационарных услуг, занимающихся каждый своим сектором или группой нуждающихся. Заказчиком должны выступать государство и органы местного самоуправления, финансируя оказание данных услуг, но оставляя за собой методологическое обеспечение, утверждение стандартов (государство), а также мониторинг и оценку качества услуг (государство и местное самоуправление). 
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Закрепляет в законодательстве права получателей полустационарных социальных услуг и виды данных услуг. Принимает обязательства в соответствии с международными стандартами и требованиями в случае необходимости. Определяет стратегические направления социального развития на долгосрочный период. Устанавливает законодательные рамки системы оказания и доставки полустационарных социальных услуг (ПСУ), определяя определяяроли и ответственность каждого участника системы. Контролирует исполнение законодательства. Утверждает объемы финансирования ПСУ в ежегодном законе о бюджете.

Правительство Кыргызской Республики. Утверждает государственные программы, определяющие текущие приоритеты социального развития.Устанавливает объемы финансирования оказания ПСУ, в том числе объемы финансирования делегированных органам МСУ полномочий по оказанию ПСУ. Утверждает стандарты качества, регламенты оказания и стандарты финансирования ПСУ. Устанавливает качественные и количественные индикаторы для мониторинга и оценки ПСУ.

Министерство труда и социального развития. Разрабатывает и представляет Правительству КР государственные программы социального развития, учитывающие приоритеты и потребности уязвимых групп в географическом разрезе на базе запросов, представленных органами МСУ.Разрабатывает и представляет Правительству КР регламенты оказания и стандарты качества услуг, объемы финансирования ПСУ. Предоставляет методологическое сопровождение органов МСУ при выполнении ими делегированных полномочий по оказанию ПСУ. Предоставляет методологическое сопровождение поставщикам ПСУ. Осуществляет мониторинг предоставления ПСУ и оценку качества и объема оказания ПСУ в соответствии с установленными правительством качественными и количественными индикаторами. Не занимается организацией и оказанием услуг непосредственно!

Органы местного самоуправления. Осуществляют выявление и ведут учет потребностей населения в ПСУ. Разрабатывают местную политику социального развития, которая является частью программы социально-экономического развития и состоит из двух частей – части, финансируемой за счет местного бюджета, согласно вопросам местного значения; и части, финансируемой из государственного бюджета через делегирование. Формируют информационные запросы в адрес МТСР на оказание ПСУ в зависимости от наличия уязвимых групп на территории муниципалитета и их потребностей в ПСУ. Организуют оказание ПСУ на территории муниципалитета, как за счет собственных средств (в пределах вопросов местного значения), так и за счет трансферта из республиканского бюджета, для финансирования делегированных государством полномочий по оказанию ПСУ. Делегируют оказание ПСУ муниципальным учреждениям (в небольших муниципалитетах и на основе межмуниципального сотрудничества) либо негосударственным поставщикам ПСУ (в более крупных муниципалитетах). Осуществляют мониторинг и оценку оказания ПСУ на территории муниципалитета. Отчитываются перед МТСР об оказании ПСУ в рамках делегированных полномочий.

Государственные поставщики полустационарных социальных услуг. На районном уровне и в некоторых городах занимаются организацией и предоставлением узкоспециализированных ПСУ, требующих специального кадрового потенциала, а также оказанием ПСУ отдельным группам нуждающихся. Например, ПСУ логопеда, дефектолога, реабилитолога и др. узких специалистов, а также ПСУ для жертв войны, межэтнического конфликта или катастрофы. Работают только в крупных муниципалитетах страны и районных центрах.

Муниципальные поставщики полустационарных социальных услуг. Создаются решением органов МСУ в виде муниципального учреждения для оказания ПСУ как за счет средств местного бюджета (в пределах вопросов местного значения), так и за счет трансферта из республиканского бюджета для финансирования делегированных государством полномочий по оказанию ПСУ. Работают, преимущественно, в небольших муниципалитетах, где аутсорсинг ПСУ затруднен в силу недостаточного развития рынка негосударственных поставщиков ПСУ.

Негосударственные поставщики полустационарных социальных услуг. Поставляют ПСУ уязвимым категориям населения, выполняя государственный социальный заказ от имени государства и органов местного самоуправления, в соответствии с новым законом о государственном социальном заказе. В рамках ГСЗ от государства выполняют проекты и предоставляют услуги, имеющие общереспубликанское значение, например, уникальные виды услуг, разработка новых методов и тестирование механизмов и методов, исследования в целях разработки политики, мониторинга и оценки социального развития. В рамках ГСЗ от имени МСУ работают в муниципалитетах, достаточно крупных, чтобы обеспечить конкурентную среду для эффективного размещения государственного социального заказа.