Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Социальные услуги
КОРРЕКЦИОННЫЕ КЛАССЫ – забота о детях с особыми образовательными потребностями
Рубрика подготовлена Фатимой ТОЛБАЕВОЙ, директором ОФ «Келечек плюс»
Проект «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемый Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству и выполняемый консорциумом, состоящим из филиала Ассоциации HELVETAS Swiss Intercooperation и Института политики развития (далее – Проект УУМУ), оказал техническую и финансовую поддержку открытию коррекционных классов в Джеты-Огузском и Бостеринском айылных аймаках Иссык-Кульской области. В результате конкурса партнером Проекта УУМУ по реализации данных инициатив стал ОФ «Келечек Плюс».
Взрослые и дети с ограниченными возможностями нуждаются в социальных услугах вне зависимости от того, где они живут. В силу отсутствия системы доставки социальных услуг до нуждающихся в сельских регионах Кыргызстана, государственные органы не всегда в состоянии обеспечить их необходимыми услугами. Только отдельные инициативы по организации социальных услуг реализуются в регионах, в основном благодаря поддержке и участию международных доноров и местных общественных организаций, реализующих проекты по созданию и поддержке детей и семей с ограничен- ными возможностями здоровья .
С 1 марта 2017 г. ОФ «Келечек Плюс» по заказу Проекта УУМУ стал готовиться к открытию двух коррекционных классов на базе двух школ – им. Мамытова в с. Бостери и им. Д. Иманова в с. Джеты-Огуз Иссык-Кульской области. Первые коррекционные классы за пределами Чуйской области должны открыться 1 сентября, в День знаний. Всего в Кыргызстане действует четыре таких класса, и все они находятся в г. Бишкеке.
После распада СССР многие школы-интернаты, спецшколы и школы с коррекционными классами были закрыты. Причины разные: где-то не хватило финансирования, где-то была реорганизация учреждения или просто у государства не доходили руки до детей с особенными образовательными потребностями (дети с ООП).Однако рождение детей с ООП не прекратилось, более того, наметилась тенденция увеличения их численности. В настоящее время в Кыргызской Республике насчитывается более 29 000 детей с инвалидностью.
29 тысяч детей с ОВЗ: как они живут? Всего на территории Кыргызстана есть 13 образовательных организаций для детей с нарушениями в развитии и 4 специальные вспомогательные школы. Около 2500 детей обучаются в этих учреждениях. Малая часть детей охвачена частными реабилитационными или дневными центрами, еще меньшая часть учится в общеобразовательных школах. Чем же занимаются более 20 000 детей с инвалидностью? Заперты дома, живут в интернатах, работают по найму. К сожалению, по данному вопросу нет точных данных.Большинство детей, остающихся дома, лишены доступа к социальным услугам, не владеют даже бытовыми навыками и навыками самообслуживания; они просто существуют.
Исследования в рамках Проекта «Дети с ООП и их жизнь в селах» Принципы Проекта УУМУ включают обязательное участие местного сообщества в определении приоритетных направлений развития услуг. По результатам проведенных фокус-групп с родителями сел Бостери и Джеты-Огуз было выявлено, что в Иссык-Кульском и Джеты-Огузском районах, из-за отсутствия коррекционных классов и других образовательных учреждений, дети с ограниченными возможностями здоровья не получают образования. По этой причине дети с ООП не социализированы и не адаптированы в обществе. А родители вынуждены сидеть дома и ухаживать за детьми, не имея возможности работать. Также некоторые родители сказали, что не все они готовы признаться, что воспитывают ребенка с инвалидностью. Так происходит, в том числе в силу религиозных предрассудков, согласно которым рождение в семье особого ребенка означает «наказание за грехи». Средневековое отношение к детям и семьям основано на неинформированности, безграмотности и необученности родителей, усиливается на фоне отсутствия на местах организаций, занимающихся нуждами детей с ОВЗ.
Истощенные родители Родители детей с инвалидностью в начале сотрудничества с Проектом УУМУ были неинформированными, пассивными и находились в состоянии стресса, депрессии из-за необустроенности своих детей с ООП (многие родители плакали на семинаре). После встреч по активизации матерей и семинаров по обучению навыкам развития и ухода за детьми с инвалидностью на дому, у родителей наблюдается улучшение психологического состояния. Они лучше узнали свои права и права детей, осознали, что они не одни, что рядом есть и другие похожие семьи, а главное, их дети с ООП пойдут теперь учиться в коррекционный класс. И теперь им не нужно искать образовательное учреждение за пределами своей области или ехать в Бишкек.
Родителям нужна постоянная поддержка от государства. Во многих развитых странах матерям, ухаживающим за детьми с инвалидностью дома, которые не могут реализовать себя на работе в силу отсутствия возможностей работать, оплачивается зарплата по уходу за своим ребенком. Нашим матерям тоже нужна такая поддержка. Моральная, физическая и материальная истощенность наблюдается у 99% родителей детей с ООП.
Школа и учителя Первая реакция учителей и администрации школы на просьбу об обучении детей с инвалидностью – это страх. Страх, происходящий от незнания особенностей таких детей, методов и подходов в работе с детьми с ООП, порождает мифы о невозможности работы с такими детьми.
У преподавателей отсутствуют знания по работе с детьми с ООП. Каждый учитель владеет знаниями о своем предмете. А предмет под общим названием «Обучение детей с особыми образовательными потребностями» в вузовских программах отсутствует. Работе с детьми с инвалидностью обучают только специальных педагогов и других узких специалистов – логопедов, психологов, сурдологов. Но практика показывает, что подобные специалисты ищут работу лишь в больших городах, а работать в сельские школы не идут.
В ходе встреч учителя и администрация школы просили не брать детей с тяжелыми нарушениями в коррекционные классы. Это пожелание можно понять, ведь учитель на весь класс один, а в коррекционные классы дети идут с нарушениями в развитии. Если среди них будут дети с тяжелыми диагнозами, то тут могут быть два варианта:
- 1 вариант – ребенку с тяжелым диагнозом требуется больше внимания, чем всему классу, из-за чего динамика развития класса будет слабой;
- 2 вариант – ребенок с тяжелым диагнозом отсиживает уроки и никак не включается в процесс обучения. Динамики развития у ребенка не будет.
Второй вариант маловероятен, так как дети с тяжелыми умственными нарушениями зачастую не бывают усидчивыми или тихими.Исходя из вышеизложенного, учителям коррекционных классов необходим помощник или ассистент учителя. Включение каждого ребенка в процесс обучения требует особого внимания педагога. А в классе, в котором учатся одни дети с ООП, внимание учителя должно быть двойным.
И все-таки школа в целом готова принять особых детей, особенно ученики. А вот насчет реакции родителей – вопрос неоднозначный. Было заметно, что некоторые родители боятся, что диагноз ребенка с инвалидностью заразен, опасен и страшен для других детей. Во избежание инцидентов необходимо активизировать родителей детей с инвалидностью, чтобы они умели объяснить ситуацию со своими детьми доступным языком и без конфликтов. А также больше информировать общество про жизнь особых детей через республиканские и местные СМИ, документальные и художественные фильмы о семьях и детях с ООП. Людям нужно владеть информацией, чтобы искоренить непонимание и страх.
Органы местного самоуправления на местах готовы работать с семьями, имеющими детей с инвалидностью Но у них связаны руки, так как в местном бюджете нет статей и средств на поддержку этого направления. Забота о семьях и детях с ООП (в данном случае дети с ОВЗ) законом возложена на государство. Следовательно, если органы МСУ сегодня что-то сделают за счет местного бюджета, завтра они могут понести за это наказание в рамках законодательства Кыргызской Республики.
Отсутствие соответствующих инструкций, расписанных обязательств и ответственности, разделенных между ведомствами, также порождает немало проблем. Каждое ведомство несет ответственность только за свою часть касательно одного и того же ребенка с инвалидностью: руки «принадлежат» Министерству социального развития, ноги – Министерству здравоохранения, голова – Министерству образования, туловище – родителям. Каждое ведомство выполняет свою работу касательно одного и того же человека, но нет единого видения целостной картины, нет взаимодействия. В результате страдает ребенок, который недополучает положенных ему услуг, потому что маме нужно пройти сто инстанций, чтобы был получен полный пакет социальных услуг.
Сто инстанций? Сто инстанций ждут маму, которой нужно зарабатывать деньги, убирать дом, готовить пищу, ухаживать за старшими членами семьи, работать в огороде, носить воду, стирать и еще ухаживать за ребенком с инвалидностью. Это трудно. Трудно из-за того, что нет специалиста в одном лице, который владел бы в полной мере всей необходимой ребенку с ООП информацией и направлял, и консультировал бы его родителей. Опять проблема в отсутствии структурированной информации и взаимодействия госорганов.
Мы попытались провести вместе с органами МСУ Бостеринского айылного аймака совместное инклюзивное мероприятие. Попытка не удалась – у них свои планы и видения, а у нас свои взгляды. У каждого органа МСУ в годовом бюджете заложены средства на мероприятия для уязвимых слоев населения: малоимущих, детей с инвалидностью, детей-сирот, многодетных семей и другое. Как правило, айыл окмоту закладывает средства в бюджет на проведение мероприятия для уязвимых слоев населения, но обычно это сумма не превышает 50 000 сомов. И почти всегда на эти средства закупаются подарки детям с инвалидностью два раза в год – на 31 декабря и 1 июня. Ненужные подарки – мороженое, сладости – вот на что уходят бюджетные средства.
Мы понимаем работников МСУ, они делают то, что могут и знают. Но было бы гораздо лучше, если бы эти деньги направлялись на более полезные мероприятия. К примеру, можно раз в год собрать всех родителей детей с ООП и провести для них обучающее мероприятие по реабилитации, развитию детей или пригласить психолога и логопеда. Или организовать лагерь для детей, хотя бы на пару дней. А еще можно организовать социальное кредитование на покупку домашнего скота (коровы или козы) самым бедным семьям, у которых есть дети с инвалидностью. Это было бы одним из способов улучшения питания детей из уязвимых семей. Можно также снять социальный видеоролик про жизнь таких детей и транслировать по местным каналам для включения и информирования местного сообщества в данную проблематику.
Что сделано Проектом УУМУ? В рамках Проекта УУМУ проведены следующие мероприятия:
- оценка потребности целевой группы (дети с ОВЗ, учителя и администрация школы, а так-же родители);
- семинары для учителей по организации коррекционных классов;
- двухдневный семинар по обучению, развитию и уходу на дому за детьми с ограниченными возможностями для родителей;
- уроки доброты к детям с инвалидностью для старшеклассников;
- инклюзивное мероприятие для детей с ОВЗ;
- разработаны методические рекомендации для учителей, работающих в коррекционных классах;
- «круглый стол» в Министерстве образования КР по организации и финансированию коррекционных классов;
- встречи по активизации родителей;
- разработано и в данный момент находится на утверждении в Министерстве образования КР положение о коррекционных классах.
Предварительные результаты:
- Учителя ознакомлены с минимальными стандартами по организации коррекционных классов.
- Исследованы потребности детей с ОВЗ, родителей и учителей.
- Учителя коррекционных классов и родители обучены развитию детей с особыми потребностями, написанию индивидуального образовательного плана ребенка с ООП
- Родители узнали свои права и права детей с ОВЗ.
- Старшеклассники обучены проведению уроков доброты по отношению к детям с инвалидностью.
- Разработаны методические рекомендации для учителей, работающих в коррекционных классах.
Администрация школ и учителя готовы к приему детей в коррекционные классы, и набор учеников начался. К сентябрю планируется закуп оборудования для оснащения коррекционных классов: парт, развивающих игрушек, книг, спортивного инвентаря, мебели и оргтехники.Мы надеемся, что коррекционные классы помогут детям с ООП социализироваться и адаптироваться в общество, так как школа дает базовые навыки, знания и умения, без которых невозможно дальнейшее обучение и развитие ребенка с особы- ми образовательными потребностями.
Похожие материалы:
-
№6 (92) / 2019-08-20 Баткен внедряет государственный социальный заказ
-
№4-5 (90-91) / 2019-06-14 Кочкор-Ата внедряет государственный социальный заказ
-
№№ (12-1) 86-87 / 2019-01-28 СОЦЗАЩИТА между удочкой и рыбой
-
№1 / 2017-02-01 Деинституционализация социальных услуг (переход от интернатов к полустационарным услугам): опыт Украины
-
№1 / 2017-01-03 Концепция реформы оказания полустационарных социальных услуг в Кыргызской Республике
-
№1 / 2017-01-02 СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ