Муниципалитет Научно-популярный журнал

№ (12-1) 86-87 1 Декабря 2018

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

СОЦЗАЩИТА между удочкой и рыбой

2019-01-28 / Социальные услуги
СОЦЗАЩИТА между удочкой и рыбой

В декабре 2018 года Институт политики развития в рамках Проекта ГГПОМСУ провел серию пресс-сессий, посвященных государственному и местным бюджетам в 2019 году. В бюджете 2019 года Правительство Кыргызской Республики почти половину расходов направляет на социальный сектор. Но этого все равно мало. Популярная пословица: если хочешь накормить голодного, то дай ему не рыбу, а удочку, полюбилась и кыргызстанским чиновникам, которые часто цитируют ее, когда речь заходит о поддержке уязвимых слоев населения. Однако с этой, казалось бы, бесспорной народной мудростью не согласна эксперт в области социальных вопросов и финансов, в прошлом аудитор Счетной палаты Джамиля СОПУКЕЕВА. – Одной удочкой тут не обойдешься, – считает эксперт Джамиля СОПУКЕЕВА. – А как жить голодному и его семье пока он научится ловить рыбу? Это время они не перестают нуждаться в поддержке. Государство должно довести дело до конца – помочь не разово, вручив средство производства, а дать возможность встать на ноги.

Назначить пособия, устроить детей в садики. Одним словом, использовать весь пакет социальных услуг. Только такими мерами можно бороться с бедностью. Этой теме была посвящена презентация Джамили СОПУКЕЕВОЙ «Бюджет 2019: Финансирование социальной защиты и приоритеты НСУР- 2040», с которой она выступила на пресс-сессии Института политики развития 23 ноября. Проблема поддержки самых беззащитных слоев населения в республике стоит так остро, что ИПР решил еще раз привлечь внимание к ней СМИ республики, вынеся ее на обсуждении пресс-сессии «Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?».
 
 
Мероприятие проводилось в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития. Самое типичное оправдание правительства на запросы общества увеличить субсидирование социального сектора экономики – «в казне не хватает денег». Однако аудит Счетной палаты исполнения республиканского бюджета 2017 года показал недофинансирование защищенных статей расходов на 856 миллионов сомов. Это при наличии в казне достаточных средств! А все потому, говорится в заключении аудиторов, что главные распределители бюджетных средств то ли в заявках указали неполную сумму, то ли сами заявки заполнили не полностью. Но факт остается фактом – 856 миллионов сомов остались в казне нетронутыми.
 
Между тем с начала текущего года в Министерство труда и социального развития от граждан поступило 1135 заявлений и жалоб. Из них около 30 процентов обращений были связаны с государственными пособиями, остальные – с предостав-
лением льгот, оказанием помощи, проблемами лиц с ограниченными возможностями и другие. Можно предположить, что среди обратившихся в ведомство авторов были и те, до которых не дошли деньги, застрявшие где-то между Минфином и Минсоцтруда. А сумма «сэкономленных» на соцзащите денег составляла свыше 100 миллионов сомов. В республике вопрос построения справедливой системы социальной защиты самых уязвимых групп населения стоит давно. Не случайно в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, которая была утверждена Президентом Сооронбаем ЖЭЭНБЕКОВЫМ 1 ноября этого года, решению этой проблемы уделено немало места. Главное, что правительство определилось с приоритетами, – это защита и продвижение интересов детей и женщин, развитие системы социальных услуг и социального заказа. Работа всей системы социальной защиты должна быть направлена на укрепление семьи, поддержку материнства и детства, нетрудоспособных граждан. Необходимо помогать лицам с ограниченными возможностями здоровья для их успешной социальной интеграции, создающей им равные возможности для реализации своего потенциала, – считают общественные организации, лоббирующие интересы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А таковых в республике сотни тысяч.
 
 
В настоящее время на всех уровнях идет обсуждение проекта закона о бюджете на будущий год. Из запланированных 161,7 миллиарда сомов расходов на социальную защиту выделяется 13,8 миллиарда и на социальную помощь – 11 миллиардов. Много это или мало? Учли ли авторы главного финансового документа страны социальные приоритеты, заложенные в Национальной стратегии, при разработке бюджета? Сегодня эти вопросы очень важны, так как растет не только внешняя, но внутренняя миграция. Реальный уровень безработицы в стране по-прежнему высок.  Как и в прошлые годы, правительство объявило, что бюджет-2019 носит социальный характер, так как финансирование этого сектора составляет 48 процентов от всей суммы расходов. Министерство труда и социального развития получил 11,7 миллиарда сомов или всего 7,3 процента от расходов республиканского бюджета. При этом нуждающихся в социальной помощи, по официальным данным, насчитывается более 400 тысяч человек. На детские пособия предусмотрено по-тратить 5,3 миллиарда или 45 процентов бюджета министерства, ежемесячное социальное пособие – 3,4 миллиарда или 30 процентов бюджета ведомства.
 
Стоит заметить, что социальная помощь весьма скромная по размеру: детям-сиротам полагается 2000 сомов в месяц, пожилым – 1000 сомов, лицам с ограниченными возможностями – взрослым – от 2700 до 4000 сомов. Можно ли прожить на эти средства? – вопрос риторический. Но и эти скудные деньги многие нуждающиеся не получают. Недавно в этом убедился новый министр труда и социального развития Улукбек КОЧКОРОВ после посещения новостроек Бишкека – Алтын-Казык, Мурас-Ордо, где проживают в основном семьи внутренних мигрантов. Отсутствие статуса у данных жилмассивов, которые не прикреплены к столице, – основная причина невозможности получения государственных пособий проживающим там малообеспеченным семьям. – Чтобы охватить малоимущих государственной поддержкой, необходимо каждый жилмассив документально прикрепить к определенному району города, - заявил министр после обхода. - После чего его жители смогут обратиться как за оформлением на получение ежемесячного пособия, так и за социальными услугами. В этом году внесены изменения в Закон «О государственных пособиях в КР». Они назначаются не по месту прописки, а по месту фактического проживания. Это дает возможность охватить большее количество нуждающихся семей.
 
По данным неправительственных организаций, в Бишкеке 88 процентов таких семей продолжают оставаться без поддержки со стороны государства. Эту цифру озвучила специалист Центра по защите прав детей (внутренних мигрантов) Фатима САГИТОВА, которая сопровождала министра в экскурсии по новостройкам. Она уверена, что большинству обитателей новостроек можно помочь. Их беда кроется в отсутствии доступа к нужной информации и правовой безграмотности. – Если бы соцработники хотя бы два часа тратили на консультации, то помогли бы тысячам семей получить документы, добиться пособий, устроить детей в школы и сады, – уверена она. – Я не юрист, но у меня большой опыт работы в этой сфере.
 
 
По словам эксперта, она бесплатно по два часа консультирует людей из жилмассивов. В результате за 9 месяцев родители 154 малышей из новостроек «Келечек» и «Дордой Мурас» стали получать пособия на детей. Особенно такая помощь необходима в отдаленных селах, где уровень бедности значительно выше, чем в Бишкеке. Там жители по незнанию просто не обращаются за помощью, которая им предназначена. Это подтвердила председатель правления ИПР Надежда ДОБРЕЦОВА, уже который год занимающаяся ис- следованием этого вопроса.
– В регионах социальная незащищенность особенно бросается в глаза, - рассказала она журналистам, - система предоставления социальных услуг на местах не развита, а органы местного самоуправления не могут этим заниматься, так как не имеют полномочий. Тем не менее расходы местных бюджетов на социальное развитие и защиту устойчиво растут. Это происходит под давлением людей и жизненных обстоятельств. Города вынуждены исхитряться, чтобы поддержать центры помощи инвалидам, организовывать ночлежки для бомжей. Они не имеют права это делать, но они делают, так как к ним в первую очередь обращаются за помощью. Руководители при этом сильно рискуют, так как, если нарушения выявит прокуратура, им не поздоровится.
 
 
По словам эксперта, существует огромный территориальный разрыв в финансировании социальной защиты среди городов. Так, если расходы в Нарыне на душу населения составляют 465 сомов, то в Кара-Суу – 17. Еще более вопиющее неравенство можно наблюдать в финансировании расходов на соцзащиту из местных бюджетов в селах: например, в Манасском районе Таласской области – 3 сома, а в Нарынском районе – 240. Такая ситуация складывается в республике из-за того, что Минсоцтруда не в силах охватить все населенные пункты. В его штате всего 865 сотруд- ников. В то же время города и айыл окмоту могли бы заниматься соцзащитой и делать это открыто, легально. Если бы им делегировали полномочия, подкрепленные финансами. С этим уже и правительство согласилось, но парламент медлит. Который год в республике идет обсуждение законопроекта о госуслугах, а воз и ныне там.
 
Между тем, поведала Надежда ДОБРЕЦОВА, руководители муниципалитетов и сел мало что могут в этой сфере: оказать помощь ветеранам войны и тыла на 9 Мая, поздравить стариков в День пожилых людей, выписать единовременное пособие и все. А жизнь подкидывает им задачи потруднее, на решение которых в бюджете не предусмотрены средства.
– Вот и ищут они обходные пути, чтобы помочь людям. Например, в одном городе, чтобы открыть ночлежку, разработали проект по улучшению туристического имиджа, – рассказала Н. ДОБРЕЦОВА, – включили в расходы проведение тренингов в целях обучения бомжей приличному поведению и т.д. И смех, и грех. Такая ненормальная ситуация возникает из-за отсутствия системного подхода в решении проблемы потому, что депутаты парламента тянус принятием закона.
 
 
– Но и все задачи по соцзащите отдавать на откуп местным органам самоуправления неправильно, – считает Джамиля СОПУКЕЕВА. – Ситуация еще более усугубится, так как бюджеты и возможности везде разные. Тогда бедные станут еще
беднее, а внутренняя миграция усилится.
– Только города могут более или менее заниматься соцзащитой. Сейчас некоторые чиновники и парламентарии озвучивают идею сделать госуслуги функцией местного значения. Но мы - против,– заявила эксперт. – Нужно делегировать полномочия вместе с ресурсами, госполитика в этой сфере должна оставаться за правительством, которое должно вырабатывать стандарты. Независимо где живет человек, он должен получать одинаковый пакет услуг по соцзащите. Кстати, недавно Минсоцтруда обнародовало данные, что в настоящее время в стране 29,9 тысяч детей с инвалидностью, из них около 6 тысяч ребятишек с первой группой инвалидности. Согласно предварительному расчету,
для поддержки родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно из республиканского бюджета потребуется около 420 миллионов сомов. Но это только одна категория людей, нуждающаяся в опеке государства. А есть многодетные семьи, ЛОВЗ, дети-сироты и т.д. Правительство, общество тоже ответственно за них, ибо это наши граждане. 

Лариса ЛИ, медиа-консультант ИПР