Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Социальные услуги
Деинституционализация социальных услуг (переход от интернатов к полустационарным услугам): опыт Украины
Организация Hope and Homes for Children пилотирует в Украине модель деинституционализации (перехода от интернатов к полустационарным услугам) через создание комплекса услуг на уровне общины (района) в Центре социальной поддержки детей и семей. Работа Центра направлена на предотвращение изъятия ребенка из семьи, реинтеграцию (возвращение ребенка в биологическую семью) или устройство детей в семейную форму воспитания. Для детей, которые по разным при-чинам не могут быть устроены в семьи, создается Малый групповой дом (МГД), условия проживания в котором максимально приближены к домашним. Услуги в Центре и МГД создаются в соответствии с потребностями жителей местного сообщества (района) и рассчитаны на поддержку семей разного уровня: семьи из группы риска, проблемные семьи и кризисные семьи. Изъятие ребенка из семьи происходит только в случае, когда отработаны все возможные варианты и в родной семье есть риск для здоровья или жизни ребенка. Методики работы в Центре и МГД сфокусированы на восстановлении родной семьи.
Предыстория и проблематика В Украине на уровне каждого местного сообщества (района) существует целый спектр проблем, которые не решаются действующей системой защиты детей, которая базируется на интернатных формах воспитания. Круг проблем следующий:
- сохранение интернатного учреждения;
- тенденция к увеличению детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в связи с тем, что их родителей лишают родительских прав;
- отсутствие системной работы по развитию семейных форм воспитания, например, подбор кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели и опекуны;
- пребывание детей в больнице по социальным показаниям из-за отсутствия услуг по временному пребыванию;
- большое количество семей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, большая часть из которых не состоит под социальным наблюдением и сопровождением;
- отсутствие поддерживающих услуг для детей-инвалидов и их семей;
- отсутствие взаимодействия государственных структур, которые работают с детьми и семьями.
Успешный опыт Центр социальной поддержки детей и семей – это комплекс семейно-ориентированных услуг в общине, который совместно с Малым групповым домом составляет набор услуг, необходимых местному сообществу для проведения деинституционализации и закрытия интернатных учреждений. Услуги в Центре предоставляются соответственно индивидуальным потребностям ребенка и семьи и могут быть как стационарными, так и дневными. В составе команды Центра работают узкопрофиль- ные специалистыпсихологи, логопеды, физический реабилитолог, социальный педагог, невролог, которые расширяют социальную работу через предоставление психологической, логопедической, коррекционной, медико-консультативной и реабилитационной помощи получателям услуг.
Работа всех специалистов нацелена на сохранение или восстановление родной семьи. Услуги предоставляются по технологии «ведения конкретного случая» и предусматривают проведение оценки потребностей и ресурсов получателей услуг, планирование действий на улучшение ситуации в семье и удовлетворение потребностей ее членов, реализацию плана и мониторинг прогресса. Работа с конкретным случаем базируется на мультидисциплинарном подходе, что гарантирует вовлечение в работу всех необходимых специалистов, и ориентирована на результат и достижение поставленной цели. В структуре Центра функционируют следующие подразделения. Отделение срочного устройства детей (максимальный период пребывания – 3 месяца) предоставляет стационарные услуги детям, которые по разным причинам, в том числе и в связи с жестоким обращением, были изъяты из семей или других форм устройства детей или были оставлены родителями без попечительства. В отделении специалисты создают условия для безопасного, комфортного проживания детей, обеспечивают их круглосуточный уход, предоставляют специализированную помощь. Особое внимание предоставляется изучению семейной ситуации ребенка и возможностей его реинтеграции, а если возвращение в родную семью невозможно, тогда определению его последующего места проживания и воспитания.
При устройстве ребенка в семейные формы воспитания проводится работа по подбору потенциальных приемных родителей, опекунов или усыновителей, подготовке ребенка и семьи к перемещению, поддержка семейных форм воспитания после устройства ребенка. Отделение для матерей с детьми (максимальный период пребывания – 9 месяцев) предоставляет стационарные услуги женщинам с детьми в сложных, чрезвычайных ситуациях, с целью предотвращения отказа от детей. В отделении созданы безопасные условия проживания для матери с ребенком, предоставляется социальная, психологическая и юридическая помощь, поддерживается развитие у женщин навыков ухода и воспитания детей, проводится работа по активизации и формированию сети социальных контактов семьи, по восстановлению утерянных связей и формированию поддерживающей среды в окружении женщины. Специалисты помогают семье адаптироваться к самостоятельной жизни в сообществе.
Служба поддержки семьи предоставляет детям и семьям в сложных жизненных обстоятельствах услуги, направленные на сохранение семьи, профилактику изъятия ребенка из семьи, усиление возможностей родителей заботиться о своих детях, развитие детей. Услуги предоставляются как на базе Центра, так и в условиях выездной мобильной бригады. Служба раннего вмешательства предоставляет дневные услуги для детей с особыми потребностями и их семей с целью ранней диагностики нарушений в развитии ребенка и помощи родителям для создания оптимальных условий воспитания и обучения таких детей. Особое внимание уделяется формированию у родителей необходимых компетенций для воспитания ребенка с особенными потребностями. Это помогает предотвратить устройство детей в специальные интернатные учреждения. Малый групповой дом – это услуга воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, в условиях, максимально приближенных к семейным.
В Малом групповом доме работа с детьми проводится по методике индивидуальных планов работы с ребенком и его семьей, которая предусматривает, что случай ведет ключевой социальный работник, и с ним у ребенка формируется замещающая привязанность. В зависимости от потребностей ребенка и ресурсов его семьи, возможны три варианта решения проблемы: реинтеграция в родную семью, устройство в семейные формы воспитания, подготовка ребенка к самостоятельной жизни и успешной адаптации в сообществе. В Малом групповом доме отсутствует обслуживающий персонал, поэтому дети вместе с социальными работниками самостоятельно ведут свой быт. Обязательным условием является активное участие каждого ребенка в планировании и в процессах принятия решений, которые касаются его жизни. Такой подход позволяет максимально подготовить детей к самостоятельной жизни. Таким образом, дети и семьи имеют возможность получать социальную поддержку:
- на дому через услуги социального работника в общине;
- в дневных отделениях Центра «Хорошо дома» через службу поддержки семьи и службу раннего вмешательства, где одновременно могут получать услуги 60 детей и семей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. Служба раннего вмешательства предоставляет услуги детям с особыми потребностями и их семьям с целью предупреждения помещения их в интернатные учреждения;
- в стационарных отделениях Центра – в отделении для матерей с детьми - могут быть помещены 5 семей (5 мам и 15 детей), которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах; в отделении срочного устройства одновременно могут быть устроены 28 нуждающихся (22 ребенка и 6 выпускников интернатных учреждений, которые нуждаются в социально-психологической реабилитации), находящихся в сложных жизненных обстоятельствах (остались без семьи, пострадали в результате жестокого обращения, убежали из места постоянного проживания и т. д.);
- в Малом групповом доме могут воспитываться 10 детей, оставшихся без родительского попечения.
Стратегия и реализация Стратегия деинституционализации и развертывания комплекса услуг на уровне местного сообщества включает:
- подписание соглашения о сотрудничестве с местной властью;
- формирование и обучение рабочей группы;
- детальный анализ ситуации в системе защиты детей в районе, оценка потребностей семей, которые имеют риск разлучения с детьми; оценка потребностей семей, которые имеют детей с особыми потребностями;
- оценку потребностей каждого ребенка в интернатном учреждении, поиск и поддержку контактов с их родственниками, изучение возможностей реинтеграции или поиск се- мей, которые могли бы взять на воспитание детей; работу с детьми – подготовку их к изменениям и перемещениям;
- работу с семьями, в которых был риск изъятия детей, на предупреждение изъятия детей и сохранение семей;
- разработку дизайна услуг в соответствии с потребностями сообщества, реконструкцию зданий, подготовку помещений к предоставлению услуг;
- введение механизмов взаимодействия всех структур, причастных к работе с семьями и детьми;
- обучение социальных работников в общине для усиления профилактической работы с семьями в общине;
- обучение персонала учреждения и других структур, которые работают с детьми и семьями, новым подходам к работе;
- введение Центра социальной поддержки детей и семей и Малого группового дома в систему защиты детей на районном и государственном уровнях.
Достижения и результаты Главным результатом такой практики является отработка эффективной модели защиты прав ребенка, работа которой основана на принятии решений в интересах ребенка. Все решения относительно ребенка принимаются с учетом оценки его потребностей и ресурсов его семьи. Цель работы с ребенком – обеспечить его проживание в семье. Количественные результаты работы Центра за 1 год работы (на примере Днепропетровского района): благодаря работе социальных работников в общине, предупреждено изъятие 129 детей из 65 семей;
- в результате работы специалистов отделения срочного устройства 17 детей реинтегрированы, 14 устроены в семейные формы воспитания, 3 – переведены в Малый групповой дом;
- 7 мам с 11 детьми после пребывания в отделении матери и ребенка успешно реинтегрированы в сообщество по месту их проживания;
- для 34 детей с особыми потребностями разработаны и реализованы индивидуальные программы реабилитации в службе раннего вмешательства;
- предупреждено изъятие из семей 447 детей благодаря работе специалистов службы поддержки семьи;
- из 16 детей-воспитанников Малого группового дома «Мой дом» – 1 ребенок усыновлен, 5 выпускников устроены на обучение и успешно интегрированы в общество. Ни один ребенок не был устроен в интернатные учреждения со времени функционирования Центра.
Устойчивость (обеспечение стабильного результата) Отработанная модель создания семейно-ориентированных услуг с одновременным закрытием интернатного учреждения является успешным механизмом для деинституционализации как в других сообществах, так и на национальном уровне. Центр является районным коммунальным учреждением и финансируется из местного бюджета1.
Партнерство, лидерство, участие и расширение возможностей сообщества Модель усилила взаимодействие всех участников системы защиты детей на районном уровне, внедрила в систему защиты детей механизм принятия решения относительно ребенка в его интересах, а не в интересах системы. Создание семейно-ориентированных услуг в сообществе дает возможность адекватно и эффективно отвечать на потребности детей и семей, живущих в общине; услуги созданы с учетом потребности сообщества2.
Социальная, политическая и финансовая мобилизация Успешное внедрение такой практики на уровне сообщества позволило организации начать проект по реформированию системы защиты детей на уровне области. Экономичность, финансовая устойчивость (на примере Днепропетровского района).
Контакты: Надежда ТАТАРЧУК, Директор Hope and Homes for Children Украина, www.hopeandhomes.org.ua
Похожие материалы:
-
№6 (92) / 2019-08-20 Баткен внедряет государственный социальный заказ
-
№4-5 (90-91) / 2019-06-14 Кочкор-Ата внедряет государственный социальный заказ
-
№№ (12-1) 86-87 / 2019-01-28 СОЦЗАЩИТА между удочкой и рыбой
-
№8 (69) / 2017-08-10 КОРРЕКЦИОННЫЕ КЛАССЫ – забота о детях с особыми образовательными потребностями
-
№1 / 2017-01-03 Концепция реформы оказания полустационарных социальных услуг в Кыргызской Республике
-
№1 / 2017-01-02 СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ