2017-05-01 / Юридическая консультация
Рубрика сформирована из вопросов, поступающих в адрес Института политики развития от органов местного самоуправления. Ответы на вопросы муниципалитетов подготовлены Бектурганом ОРОЗБАЕВЫМ и Нуржан МАМЫРАЛИЕВОЙ, юристами Проекта ГГПОМСУ, ИПР
О совместном заседании местных кенешей Решение некоторых вопросов, имеющих межмуниципальное или государственное значение, требует общих усилий органов МСУ, расположенных на уровне района. Соответственно, возникает необходимость проведения совместного заседания местных кенешей. Каковы процедуры и правовая база организации и проведения данного заседания?
Старая редакция пункта 7 статьи 89 Конституции КР давала возможность премьер-министру КР назначать и освобождать глав местных государственных администраций – акимов - по предложению местных кенешей. Поэтому в Законе КР «О местном самоуправлении» был предусмотрен институт совместных заседаний местных кенешей. В компетенцию совместного заседания местных кенешей, согласно статье 21-1 Закона КР «О местном самоуправлении», входило рассмотрение только четырех вопросов:
-
внесение предложения по кандидатуре для назначения на должность акима;
-
заслушивание не реже одного раза в год отчета акима о положении дел на территории района;
-
выражение недоверия акиму за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей двумя третями голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей;
-
представление Центральной избирательной комиссии кандидатур для включения в состав территориальной избирательной комиссии, а также кандидатур в состав резерва территориальной избирательной комиссии.
Соответственно, совместное заседание местных кенешей не вправе было рассматривать другие вопросы, кроме вышеуказанных. С внесением изменений в Конституцию КР на референдуме, прошедшем 4 декабря 2016 года, участие местных кенешей в процессе назначения и освобождения акимов было исключено. Согласно новой редакции Конституции, премьер-министр назначает и освобождает акимов без согласия местных кенешей. В настоящее время Правительством КР инициируется проект закона в целях приведения в соответствие норм законов с Конституцией КР, в частности, планируется расформирование института совместных заседаний местных кенешей, который утратил свое предназначение.
По поводу необходимости рассмотрения местными кенешами вопросов районного значения ивопросов между айылными аймаками следует от-метить, что законодательство не запрещает местным кенешам самостоятельно рассматривать и заслушивать на своих сессиях информацию государственных, муниципальных учреждений, оказывающих государственные или муниципальные услуги, предприятий и организаций, обслуживающих население, а также любого органа или должностного лица, подотчетных либо подконтрольных местному кенешу, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего местного кенеша. Кроме того, в соответствии с законодательством, органы местного самоуправления вправе в порядке межмуниципального сотрудничества совместно с другими органами местного самоуправления решать любые вопросы, относящиеся к их компетенции.
О депутатском запросе Может ли депутат делать депутатский запрос самостоятельно, без предварительного обсуждения на сессии кенеша?
Согласно ст. 11 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме на сессию местного кенеша, он подлежит включению в повестку дня сессии, по нему может проводиться обсуждение и принимается решение. Председатель местного кенеша доводит текст запроса до соответствующего органа или должностного лица, к которым он обращен. Орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны в установленный местным кенешем срок дать устный или письменный ответ на него. Ответ на запрос рассматривается на сессии местного кенеша. Также Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР» позволяет депутату местного кенеша, как физическому лицу, обратиться с запросом в устной или письменной форме к государственным органам и органам МСУ. Органы государственной власти и органы МСУ в течение 14 дней обязаны дать ответ на запрос депутата/физического лица. Проще говоря, депутат может направлять запросы самостоятельно только в качестве гражданина. Для придания запросу статуса депутатского необходимо одобрение сессии.
О депутатах соседнего кенеша Может ли депутат местного кенеша вмешиваться или участвовать в деятельности соседнего местного кенеша?
Депутат местного кенеша не может участвовать в деятельности местного кенеша другого айылного аймака, города или каким-то образом вмешиваться в его деятельность. Согласно ст. 21 Закона КР «О местном самоуправлении», местные кенеши являются самостоятельными юридическими лицами, и каждый решает вопросы, отнесенные законодательством к их компетенции, самостоятельно.
О необоснованной критике в адрес депутата местного кенеша Какие меры в отношении депутата местного кенеша другого муниципалитета может принять наш местный кенеш, если депутат публично высказывает негативное мнение и дает необоснованно плохую оценку деятельности нашего местного кенеша?
Согласно статье 8-1 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», депутат местного кенеша в своей деятельности должен придерживаться общепризнанных норм морали, сохранять собственное достоинство, уважать честь и достоинство других депутатов, иных должностных лиц и граждан, воздерживаться от действий, заявлений и поступков,которые компрометируют соответствующий мест-ный кенеш, избирателей и государство в целом. В своей деятельности депутат должен придерживаться требований Кодекса депутатской этики. В случае допущения депутатом другого айылного кенеша таких нарушений, местный кенеш, руководствуясь статьей 18 части I Гражданского кодекса КР, имеет право обратиться в суд для защиты своей деловой репутации.Деловая репутация местного кенеша как юридического лица, главным образом, формируется из результатов его публичной деятельности и открыто распространяемой о нем информации и представляет собой общественную оценку деятельности юридического лица.
Если сведения, порочащие деловую репутацию местного кенеша, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в доку-менте, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Если решение суда по опровержению не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и порядке, предусмотренном законодательством, в доход государства. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.Местный кенеш, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать в судебном порядке возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Наличие таких вопросов говорит о необходимости разработки кодекса этики для депутатов местных кенешей.
Об инициировании проверки Каким образом айылный кенеш или депутат кенеша может инициировать вопрос о проведении проверки работы органа МСУ контролирующими органами? Согласно статье 12 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», депутат местного кенеша вправе ставить в местном кенеше и его органах вопрос о необходимости проведения проверки деятельности расположенных на его территории предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, а также деятельности государственных органов, за исключением судов и судей, органов объединений граждан, за исключением финансово-хозяйственной деятельности. Так, местный кенеш вправе рекомендовать уполномоченным государственным органам провести проверки по фактам, изложенным депутатами. При этом проверки должны проводиться в соответствии с действующим законодательством.
Депутат свою инициативу о необходимости проведения проверки может внести как вопрос для рассмотрения местным кенешем. При выявлении нарушения прав граждан или иных нарушений законности депутат вправе потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться в соответствующие органы и к должностным лицам, за исключением судов и судей, с требованием пресечь нарушение. Должностные лица государственных органов, органов местногосамоуправления и объединений граждан, администрация предприятий, учреждений, организаций,независимо от форм собственности, а также работники милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры к устранению нарушений, а при необходимости – к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. В случае непринятия мер, должностные лица, к которым обращались депутат, депутатские фракции и группа местных кенешей, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законом.
О сроках предоставления документов на сессию местного кенеша В регламенте местного кенеша айылного аймака был определен срок по предоставлению документов и материалов, подлежащих рассмотрению на заседании, не позднее чем, за 2 календарных дня до начала сессии. Насколько это правомочно?
Установление срока предоставления депутатам документов и материалов, подлежащих рассмотрению на сессии местного кенеша, до начала сессии МК считаем правильным и необходимым. Депутаты и другие приглашенные лица заранее должны изучить рассматриваемые вопросы, подготовить свои ответы, аргументы. В ином случае депутатам потребуется дополнительное время во время сессии для изучения материалов, время, отведенное на сессию будет либо потрачено неэффективно, либо неоправданно увеличится. Либо депутаты будут голосовать на сессии по рассматриваемым вопросам без их детального изучения.
Процедура заблаговременного, за 3 календарных дня предоставления документов практикуется в отношении комитетов, фракций и заседаний Жогорку Кенеша КР. В случае нарушения данной процедуры вопрос может быть снят с повестки дня. Более подробно данная процедура изложена в Типовом регламенте айылного кенеша, утвержденном приказом ГАМСУМО № 01-24/65 от 25.11.2013 г., где, в частности, сказано следующее: «Сессия айылного кенеша является основной организационно-правовой формой деятельности айылного кенеша, обеспечивающей коллективное обсуждение вопросов, отнесенных к ведению айылного кенеша, и принятие соответствующих решений по ним. Пакет документов, вносимый на сессию айылного кенеша должен включать:
-
проект постановления, подготовленный ответственным секретарем айыл окмоту, одобренный председателем айылного кенеша по согласованию с председателями соответствующих постоянных (временных) комиссий;
-
справку-обоснование (информацию) к проекту постановления;
-
сравнительную таблицу (в случае внесения изменений и (или) дополнений в действую-щее постановление);
-
заключение или решение соответствующей постоянной (временной) комиссии;
-
документы, содержащие информацию о согласовании проекта постановления с соответствующими подразделениями государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, с местным сообществом (при необходимости);
-
экспертные заключения, подготовленные в результате проведенных экспертиз (при необходимости).
Проект повестки дня очередной сессии формируется председателем айылного кенеша на основании плана работы айылного кенеша, предложений постоянных (временных) комиссий, депутатов, главы айыл окмоту за 10 дней до проведения заседания и за 5 дней до внеочередной сессии айылного кенеша. В случае возникновения чрезвычайной ситуации - незамедлительно. Вопросы в проект повестки дня сессии включаются председателем после предварительного рассмотрения их на заседаниях постоянных (временных) комиссий и согласования их с председателями постоянных (временных) комиссий айылного кенеша.
Сформированный председателем проект повестки дня сессии с указанием времени и места его проведения, проекты постановлений и иные документы, материалы, указанные выше и подлежащие рассмотрению на сессии, направляются депутатам, приглашенным лицам не позднее, чем за 3 календарных дня до начала сессии. Проект повестки дня одновременно размещается на информационном стенде айыл окмоту, а так-же вывешивается в других общедоступных местах внутри сел для ознакомления местного населения” (главы 16, 17,18 и 36 Типового ресгламента айылного кенеша, утвержденного приказом ГАМСУМО № 01-24/65 от 25.11.2013 г.).
О сроках полномочий депутатов местных кенешей и Жогорку Кенеша Можно ли для рационального использования бюджетных средств и обеспечения продуктивного и действенного взаимоотношения вертикали власти приравнять сроки полномочия депутатов местного кенеша и Жогорку Кенеша?
Данная идея нашла свое отражение в проекте Закона КР «О выборах в органы местного самоуправления», инициированного депутатом ЖК К. БОКОЕВЫМ, где срок полномочий депутатов местного кенеша и глав исполнительных органов местного самоуправления (глав АО и мэров городов) увеличивается с четырех до пяти лет. Увеличение срока полномочий предложено в целях создания достаточных временных условий и удобств для планирования и полноценной реализации программ социально-экономического развития территорий, а также экономии бюджетных средств на выборных процессах.
Поскольку опыт развитых стран показывает, что «пятилетка» является более устойчивой моделью программирования и управления, дает больший размах плодотворной работе, экономически выгодна для муниципалитетов и позволяет повысить стабильность исполнительных и представительных органов МСУ. Проект закона после принятия в первом чтении Жогорку Кенешем прошел обсуждение во всех областях республики в форме парламентских слушаний с участием депутатов ЖК, местных кенешей,глав АО, граждан и др. и находится в процессе доработки и рассмотрения во втором чтении Жогорку Кенешем.