Муниципалитет Научно-популярный журнал

4(77) 13 Июня 2018

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Управление ресурсами и местным бюджетом

2017-05-03 / Юридическая консультация
Управление ресурсами и местным бюджетом

Рубрика сформирована из вопросов, поступающих в адрес Института политики развития от органов местного самоуправления. Ответы на вопросы муниципалитетов подготовлены Бектурганом ОРОЗБАЕВЫМ и Нуржан МАМЫРАЛИЕВОЙ, юристами Проекта ГГПОМСУ, ИПР

  • О пастбищах
Вопрос: В законе о пастбищах указано, что плата за пользование пастбищами должно утверждаться местными кенешами. Какие документы необходимы для утверждения платы за пользования пастбищами? Должен ли айылный кенеш утверждать бюджет жайыт-комитета (пастбищного комитета)? Должен ли жайыт-комитет отчитываться об исполнении бюджета перед кенешем?
Ответ: Согласно статье 4 Закона КР «О пастбищах», ответственность и контроль за управлением государственными пастбищными угодьями, кроме права распоряжения, переданы органам местного самоуправления, которые, в свою очередь, делегировали полномочия по управлению и использованию пастбищ объединениям пастбищепользователей (жайыт-комитетам). В то же время местный кенеш в рамках контрольных функций ежегодно утверждает:
 
  • планы сообществ по использованию пастбищ;
  • отчеты об их исполнении;
  • а также плату за использование пастбищ.
Размер платы за право пользования пастбищными угодьями устанавливается ежегодно для каждой пастбищной системы и для каждого вида пользования пастбищами жайыт-комитетом, не ниже налоговой базовой ставки с учетом оптимальной нагрузки, включается в ежегодные планы использования пастбищ и утверждается местным кенешем. Размер платы за пользование пастбищами устанавливается в соответствии с Типовым положением о порядке установления платы за использование пастбищ (ПП КР от 7 июня 2016 года, № 307).
Согласно Типовому положению, размер оплаты за пользование пастбищами устанавливается ежегодно с учетом оптимальной нагрузки на единицуплощади пастбищ, состояния их инфраструктуры, а также их продуктивности, отдаленности и других факторов. При утверждении платы за использование пастбищ местный кенеш вправе потребовать от жайыткомитета предоставления необходимых документов, доказывающих, что плата за использование пастбищ была установлена с учетом требований Типового положения о порядке установления платы за использование пастбищ.Также следует иметь в виду, что физические и юридические лица могут использовать пастбища в иных целях, не связанных с выпасом скота, то есть:
 
  • для отдыха;
  • для сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пищевых продуктов;
  • для сбора лекарственно-технического сырья и пчеловодства;
  • для участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
Размер платы за использование пастбищ в иных целях устанавливается в соответствии с Типовым положением о порядке предоставления права пользования пастбищными ресурсами в иных целях, не связанных с выпасом скота, (ПП КР от 13 сентября 2013 года, №515). Важно отметить, что местный кенеш не утверждает бюджет жайыт-комитета, но утверждает размер платы за право пользование пастбищами.
Часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая долю жайыт-комитета, направляется на его содержание, улучшение и развитие пастбищ и пастбищной инфраструктуры. Часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая с учетом оплаты налогов не менее одной третьей части общей доли местного самоуправления, направляется в местный бюджет.
 
  • О возможностях органов МСУ в сфере недропользования
Вопрос: Каковы конкретные полномочия, задачи и процедуры у органов МСУ в сфере недропользования?
Ответ: К сожалению, статья 9 Закона КР «О недрах» объединяет полномочия органов местного самоуправления и местной государственной администрации в сфере недропользования. В данной статье закона перечислены эти полномочия, но разграничения кто именно и за что именно отвечает не приводится. В связи с этим до настоящего времени не решен вопрос о том, кто именно – органы местного самоуправления или местная государственная администрация – несет ответственность за следующие вопросы:
 
  • предоставляют земельный отвод и право временного пользования земельными участками на сроки, которые определены лицензией;
  • обеспечивают беспрепятственный доступ лицензиатов к лицензионной площади;
  • пресекают самовольную добычу полезных ископаемых;
  • контролируют ликвидацию и консервацию горного и иного имущества, использованного при разработке месторождений или геологическом изучении недр, а также рекультивацию земельных участков и лицензионных объектов;
  • участвуют в работе комиссий по проведению конкурсов и аукционов на лицензионные объекты, расположенные в границах административно-территориальной единицы;
  • организовывают общественную экологическую экспертизу проектов недропользования;
  • проводят работу среди местного населения с целью пресечения незаконного вмешательства в деятельность недропользователей;
  • осуществляют иные полномочия в сфере недропользования в соответствии с законодательством КР.
В связи с тем, что законодатель не сделал разграничения данных полномочий между МСУ и МГА, на практике зачастую эти вопросы не решаются. С практической точки зрения можно лишь порекомендовать органам МСУ объединяться с местной государственной администрацией и сообща пытаться решать перечисленные вопросы. А уполномоченным государственным органам следует провести разграничение и определить ответственных.
 
  • О налогах и сборах в местный бюджет от добывающих компаний
Вопрос: Какие налоги и сборы должны платить в местный бюджет компании, добывающие инертные материалы в карьерах, расположенных на территории айылного аймака?
Ответ: От компаний, добывающих полезные ископаемые, в местный бюджет поступают:
 
  • налог за пользование недрами (роялти);
  • платеж за удержание лицензии на право пользования недрами.
Налог за пользование недрами. Согласно Закону о республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2017 год и прогнозе на 2018-2019 годы, 50% налога за пользование недрами (роялти, за исключением стратегических полезных ископаемых: золото, нефть, газ) отчисляется в соответствующие местные бюджеты городов и айылов по месту их разработок. В соответствии со ст. 310 Налогового кодекса КР, ставка роялти устанавливается от объема отбираемой воды в натуральном выражении, за исключением специализированных организаций водоснабжения, в следующих размерах (см. таблицу). Ставка роялти устанавливается от выручки, полученной от реализации:
 
  • на золото, серебро и платину с учетом прироста запасов:
  • для месторождений с запасами более 10 тонн - 5 процентов;
  • для месторождений с запасами от 3 до 10 тонн - 3 процента;
  • для месторождений с запасами менее трех тонн - 1 процент;
  •  для специализированных организаций водоснабжения - в размере 5 процентов;
  • на гипс - в размере 6 процентов;
  •  на природные камни для производства облицовочных материалов - в размере 12 процентов;
  • на уголь каменный, бурый - в размере одного процента.
Ставка роялти на реализованные полезные ископаемые или продукты их переработки, не предусмотренная частями 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается в размере трех процентов от налоговой базы, исчисленной в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 309 Налогового кодекса. Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами. Законом о неналоговых платежах устанавливается платеж за удержание лицензии на право пользования недрами. Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами вносится недропользователем, получившим право на поиск и/или разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых в Кыргызской Республике.
Порядок и сроки уплаты сумм платежа за удержание лицензии на право пользования недрами устанавливаются Правительством КР в соответствии с Законом КР «О недрах». Суммы от платежей за удержание лицензии поступают в бюджеты органов местного самоуправления. В случае если лицензионная площадь или ее часть не входит в границы айылного аймака, города, то платежи за удержание лицензии на право пользования недрами данной площади направляются в республиканский бюджет. Сроки уплаты отчислений за удержание лицензии лицензиат, получивший лицензию на право пользования недрами, в течение 30 календарных дней со дня получения лицензии должен оплатить платеж за первый год действия лицензии на право пользования недрами. В дальнейшем оплата платежа производится на ежеквартальной основе. Общий размер платы за год распределяется пропорционально по месяцам, и лицензиат производит уплату платежа не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.