Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Нормы законодательства КР, где органы местного самоуправления вправе использовать средства местного бюджета по реализации требований законодательства в части социальной защиты.

2017-08-12 / Юридическая консультация

Выдержки из законодательства по вопросам социальной защиты, входящим в компетенцию органов местного самоуправления

Закон КР «Об основах социального обслуживания населения в КР» устанавливает понятие «социального обслуживания», которое представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-правовых услуг, материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.Далее закон дает понятие о трудной жизненной ситуации – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, семейное насилие, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
 
Статья 4 указанного Закона перечисляет лиц, имеющих право на социальное обслуживание, которое может предоставляться специальными организациями и учреждениями социального обслуживания.В статье 11 Закона перечислены все виды социальных услуг, на которые имеют право граждане. Данная норма позволяет органам местного самоуправления принимать свои территориальные перечни дополнительных социальных услуг с учетом возможностей местных бюджетов и потребностей населения территории. Закон также дает возможность органам местного самоуправления устанавливать дополнительные основания, по которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание за счет средств местных бюджетов (ст. ст. 1, 4, 7, 11, 26).2.
 
Социальная защита ветеранов войны, Вооруженных сил и тружеников тыла Закон Кыргызской Республики «О ветеранах войны, Вооруженных сил и тружениках тыла» определяет правовые, организационные, экономические основы государственной политики Кыргызской Республики в отношении ветеранов войны, Вооруженных сил и тружеников тыла, устанавливает статус вете-ранов в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, по-чет и уважение в обществе. В соответствии с Законом, к ветеранам войны относятся:
 
  •  участники Великой Отечественной войны;
  • инвалиды войны (участники ВОВ, афганцы и др.);
  • Герои Кыргызской Республики, Герои Советского Союза и лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;
  • участники боевых действий на территории других государств (в т. ч. военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий и др.);
  • другие категории лиц (лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ. Граждане, подвергшиеся в годы ВОВ незаконной насильственной мобилизации в рабочие колонны (трудармию) и впоследствии реабилитированные и др.). 
Закон также определяет статус семей погибших (пропавших без вести) военнослужащих, умерших инвалидов, а также участников Великой Отечественной войны, признанных инвалидами.Данный Закон государственную политику в отношении ветеранов осуществляет через разработку и реализацию целевых государственных и местных программ, обеспечивающих правовые и социальные гарантии ветеранам; а также выделение из республиканского и местных бюджетов средств для обеспечения социальных гарантий ветеранам и членам их семей. 
 
В Законе установлено, что расходы на реализацию социальных гарантий и компенсаций, предоставляемых ветеранам, производятся за счет средств республиканского бюджета. Финансирование дополнительно установленных органами местного самоуправления мер социальной защиты ветеранов осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов. Органами местного самоуправления разрабатываются и осуществляются целевые программы социальной защиты ветеранов, в которых особое внимание уделяется инвалидам войны, семьям погибших и пропавших без вести военнослужащих, одиноким нетрудоспособным ветеранам, а также реализуются все предоставленные ветеранам права, социальные гарантии и преимущества.
 
Социальная защита граждан Кыргызской Республики, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы В соответствии со статьей 4-1 Закона КР «О социальной защите граждан КР, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы», финансирование расходов, связанных с реализацией Закона, осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.Так, статья 6 Закона устанавливает следующие социальные гарантии и компенсации из местного бюджета для лиц, страдающих заболеваниями, вызванными последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой:
 
  • на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство с погашением 50 процентов за счет средств местного бюджета;
  • на получение беспроцентной ссуды в размере 25 расчетных показателей для организации подсобного или фермерского хозяйства. Компенсация банкам потерь от предоставления указанной ссуды осуществляется за счет средств местного бюджета. 
Согласно статье 7 указанного Закона, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения имеют право на социальные гарантии и компенсации на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство с погашением 25 процентов за счет средств местного бюджета.Кроме этого, порядок финансирования расходов предусматривается в Положении о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций гражданам Кыргызской Республики, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденном постановлением Правительства КР от 22 февраля 1994 года, №79, согласно которому: 
 
  • за счет средств республиканского бюджета финансируется выплата компенсаций в размерах и порядке, установленных Правительством Кыргызской Республики;
  • за счет средств местного бюджета финансируется получение беспроцентной ссуды в размере 25-кратной суммы расчетного показателя для организации подсобного или фермерского хозяйства.
Социальная защита пожилых граждан в Кыргызской Республике Согласно Закону КР «О пожилых гражданах в Кыргызской Республике», к пожилым гражданам относятся лица: мужчины в возрасте 63 лет и старше, женщины в возрасте 58 лет и старше, достигшие пенсионного возраста в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Приоритетными направлениями государственной политики в отношении пожилых граждан в Кыргызской Республике, осуществляемой государственными органами и органами местного самоуправления, являются повышение качества услуг здравоохранения и социальной поддержки.
 
Тем самым Закон обязывает органы местного самоуправления участвовать в реализации региональных и местных программ по поддержке пожилых граждан в пределах имеющихся средств. При этом государственные органы в пределах своих полномочий должны оказывать финансовую, организационную, методическую помощь и содействие органам местного самоуправления в реализации программ в отношении пожилых граждан через государственный заказ. Закон гарантирует следующие виды социальной защиты пожилым гражданам с учетом категориального и адресного подхода:
 
  • социальные гарантии;
  • пенсии, социальные пособия (при отсутствии права на пенсионное обеспечение);
  •  обслуживание на дому;
  • обслуживание в стационарных учреждениях;
  • все виды реабилитации. Государственные органы и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные социальные гарантии пожилым гражданам.
Закон определяет источниками финансового обеспечения мероприятий по социальной защите пожилых граждан:
 
  • средства республиканского и местных бюджетов;
  • благотворительные взносы и пожертвования;
  • гранты и спонсорскую помощь;
  • другие источники, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики (ст. ст. 2, 4, 6, 8, 11, 14, 17, 21, 22 и 23 Закона).
5. Социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» определяет государственную политику в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в целях обеспечения им равных со всеми другими гражданами КР возможностей в реализации прав и свобод, устранения ограничений в их жизнедеятельности, создания благоприятных условий, чтобы вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, политической и культурной жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности. Социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается предоставлением социальной помощи, направленной на создание равных возможностей участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Государством гарантируются следующие виды социальной защиты:
 
  • пенсии, социальные пособия и компенсации;
  • социально-бытовое обслуживание;
  • обслуживание на дому;
  • обслуживание в стационарных учреждениях;
  • предоставление технических и специальных средств;
  • все виды реабилитации
  • дополнительные социальные гарантии. 
Вместе с этим Закон наделяет органы местного самоуправления правом устанавливать дополнительные социальные гарантии лицам с ограниченными возможностями здоровья за счет средств местного бюджета (ст. ст. 2, 14, 15, 20, 26, 28, 32, 42, 43, 45, 47, 51, 53).Социальная защита детей Согласно Кодексу Кыргызской Республики о детях, финансирование мероприятий по реализации государственной политики в сфере обеспечения прав и интересов детей осуществляется из республиканского и местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики (ч. 3 ст. 6, ч. 2 ст. 91).
 
Также в рамках постановления Правительства КР «О ежегодном проведении в Кыргызской Республике международных дней защиты детей, пожилых людей и инвалидов» от 10 апреля 2012 года, №237, министерствам, государственному комитету, административным ведомствам, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления, в целях проведения месячников международных дней защиты детей, пожилых людей и инвалидов, поручено принимать меры на ежегодной основе, предусмотрев оказание материальной помощи в приобретении топлива на зиму, ремонте жилья пожилым гражданам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
 
7. Социальная защита членов семей погибших и пострадавших лиц в результате событий, произошедших в апреле-июне 2010 года Согласно Закону КР «О социальной защите членов семей погибших и пострадавших лиц в результате событий, произошедших в апреле-июне 2010 года», расходы на предоставление социальных гарантий членам семей погибших и пострадавшим лицам производятся за счет средств республиканского бюджета. Финансирование дополнительно установленных органами местного самоуправления мер социальной защиты членам семей погибших и пострадавшим лицам осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов (ч. 2 ст. 7).
 
8. О выплате ежемесячных денежных компенсаций взамен льгот Во исполнение Указа Президента КР «О выдаче денежной компенсации отдельным категориям граждан в связи с изменением тарифной политики на энергоносители» от 13 ноября 2009 года, № 511, а также в целях оптимизации системы адресной социальной поддержки населения республики в условиях изменения тарифов на энергоносители, по- становлением Правительства КР «О выплате еже- месячных денежных компенсаций взамен льгот» от 22 декабря 2009 года, № 795 в пункте седьмом рекомендовано мэриям городов Бишкек, Ош, городов областного значения, а также городским и поселковым управам городов и поселков республики:
 
  • оказывать социальную поддержку уязвимым слоям населения со среднедушевым доходом до 5 тыс. сомов путем предоставления денежных компенсаций или жилищных субсидий, в особенности при оплате за природный газ и тепловую энергию, за счет средств местных бюджетов; 
  • проводить разъяснительную работу в связи с реформированием действующей системы предоставления льгот.
Бюджетная классификация Кыргызской Республики Приказ МФ КР от 8 декабря 2016 г., №198-П «О внесении изменений в Приказ МФ КР от 2 марта 2016 г., №32-П «Об утверждении Бюджетной классификации КР и Указаний по применению Бюджетной классификации КР»Раздел 710. Социальное обеспечение 27211500. Социальные выплаты населению. Учитываются социальные пособия матерям-героиням, инвалидам с детства, инвалидам и престарелым, не имеющим пенсионного обеспечения:
 
  • День вывода Советских войск из Республики Афганистана – воинам-афганцам (если не проведение торжественного мероприятия, а оказание материальной помощи);
  • ликвидаторам аварии Чернобыльской АЭС (если не проведение торжественного мероприятия, а оказание материальной помощи);
  • День Победы – ветеранам ВОВ, труженицам тыла, вдовам УВОВ, узникам концлагерей (если не проведение торжественного мероприятия, а оказание материальной помощи);
  • День матери – матерям-героиням, многодетным матерям, труженикам тыла и ветеранам труда (если не проведение торжественного мероприятия, а оказание материальной помощи);
  • Всемирный день защиты детей – детям инвалидам до 18 лет (если не проведение торжественного мероприятия, а оказание материальной помощи);
  • День пожилых людей – пожилым людям от 70 лет и старше (если не проведение торжественного мероприятия, а оказание материальной помощи); 
  • День инвалидов – инвалидам, проживающим и прописанным на территории айылного аймака (если не проведение торжественного мероприятия, а оказание материальной помощи);
  • Новый год – детям-сиротам, полусиротам, ветеранам ВОВ (если не проведение торжественного мероприятия, а оказание материальной помощи). Раздел 708. Культура, спорт, религия 22154100. Представительские расходы. Расходы на организацию встреч, в т. ч. расходы на оплату услуг по организации презентаций, встреч делегаций, праздничных или поздравительных встреч для сотрудников и ветеранов. 
  • Международный день 8 Марта – женщинам-активисткам айылного аймака, заслуженным педагогам и пенсионерам (это не материальная помощь, а как поощрение, при этом в обязательном порядке произвести отчисления в СФ и налоги);
  • Нооруз – активистам айылного аймака (это не материальная помощь, а поощрение, при этом в обязательном порядке произвести отчисления в СФ и налоги). Любые праздничные мероприятия должны финансироваться из этого раздела и из этой статьи. Единовременная помощь на приобретение угля и лекарственных средств одиноким нуждающимся жителям преклонного возраста 
  • Если помощь в денежном выражении, то с раздела 710. Социальное обеспечение со статьи 27211500. Социальные выплаты населению – учитываются социальные пособия матерям-героиням, инвалидам с детства, инвалидам и престарелым, не имеющим пенсионного обеспечения. 
  • Если АО приобретает уголь, то с раздела 710. Социальное обеспечение со статьи 22241100. Приобретение каменного угля.
  • Если АО приобретает медикаменты, то с раздела 710. Социальное обеспечение со статьи 22171100. Приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения.