2017-09-04 / Горячая тема
Очень коротко и упрощенно различия между видами подотчетности заключаются в следующем. Понятие ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ИЛИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОДОТЧЕТНОСТИ относится как к способности граждан формулировать свои требования политики, так и к ответственности должностных лиц реагировать на эти предпочтения. Это обобщающее понятие, которое включает в себя ПОЛИТИЧЕСКУЮ и СОЦИАЛЬНУЮ ПОДОТЧЕТНОСТЬ.
Концепция ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДОТЧЕТНОСТИ власти является специфичной формой взаимоотношений, в которых избранное лицо напрямую отвечает перед избирателями за свои государственные деяния, не ограничиваясь предоставлением общественных благ. В этом отношении идея политической подотчетности относится к вертикальной связи между избирателями и представителями. К механизмам реализации политической подотчетности власти относятся роспуск парламентов, отзыв парламентариев, отставка правительств, право на критику. Но политической подотчетности недостаточно, чтобы обеспечить все интересы граждан в рамках общественного договора, например, политическая по дотчетность не дает возможности гражданам требовать выполнения обязательств в отношении поставщиков услуг. Здесь включается СОЦИАЛЬНАЯ ПОДОТЧЕТНОСТЬ, не ограниченная формальными процедурами (выборами) или регулярными интервалами (выборный цикл), но создающая непрерывный процесс влияния граждан непосредственно на лиц, облаченных властными полномочиями, путем проведения социального аудита (народного контроля), доступа к информации, публичных обсуждений, общественных слушаний, акций протеста, демонстраций, журналистских расследований, мониторинга услуг, жалоб, обращений и т. п.
Результаты усиления социальной подотчетности разнообразны и включают, в том числе снижение коррупции, улучшение управления и разработку политики, усиление голоса граждан, расширение возможностей обездоленных групп, реагирование поставщиков услуг и органов, отвечающих за политику по нуждам граждан и, наконец, достижение прав, здоровья и целей развития. Политическая и социальная подотчетности относятся к ВЕРТИКАЛЬНОМУ ТИПУ ПОДОТЧЕТНОСТИ. Вертикальные механизмы подотчетности относятся к гражданам – доверителям (избиратели, организованное сообщество и СМИ) и государствен- ным агентам, от которых ожидают реагирования на их действия (законодатели, выборные представители, исполнительная власть и органы МСУ).
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДОТЧЕТНОСТЬ означает подотчетность первичного административного органа перед органом, более высоким по уровню. Это было основной формой подотчетности в административном праве коммунистического периода в странах бывшего СССР и Восточной Европы и до сих пор является заметной чертой административного права в этом регионе. Административная подотчетность является необходимым атрибутом эффективной системы управления внутри государственных органов, обеспечивающим управляемость в целом. Для граждан усиление административной подотчетности особенно важно в отношении доступа к услугам. Административная подотчетность относится к горизонтальному типу – отношениям, в которых различные структуры власти привлекают друг друга к ответственности, чтобы ни один из них не превышал права и интересы других и не стоял выше верховенства права. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПОДОТЧЕТНОСТЬ включает в себя не только систему сдержек и противовесов между органами власти, но и такие контрольно-надзорные институты, как омбудсмен, прокуратура, Счетная палата.