2017-09-20 / Горячая тема
Средний индекс подотчетности в паре составляет 33% ПРОЦЕСС ПОДОТЧЕТНОСТИ: выборы депутатов Жогорку Кенеша на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Согласно Конституции КР, народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике.
Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов. Народ Кыргызстана осуществляет выборы депутатов Жогорку Кенеша на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 2).При этом ключевыми принципами осуществления государственной власти являются: принцип верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом; и принцип открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа (статья 3).
Государство и его органы, в том числе Жогорку Кенеш, служат всему обществу, а не какойто его части (статья 5). В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», одним из принципов осуществления деятельности Жогорку Кенешем также является принцип ответственности перед народом и своими избирателями. Согласно статье 21 Закона КР «О статусе депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и статей 151-152 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Жогорку Кенеш, его органы, депутаты во время сессии и в период между сессиями организуют работу с избирателями посредством:
-
приема избирателей;
-
рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств;
-
проведения собраний, конференций, встреч, «круглых столов», семинаров, совещаний, заседаний, в том числе выездных, дня «открытых дверей» и других мероприятий;
-
рассмотрения и принятия законодательных предложений граждан и их объединений;
-
рассмотрения обращений граждан о проведении парламентского расследования по нарушениям органами государственной власти, органами местного самоуправления прав граждан;
-
проведения парламентских слушаний по за-конопроектам и общественно значимым вопросам;
-
направления по жалобам избирателей парламентских и депутатских запросов в государственные органы, органы местного самоуправления.
У избранных депутатов и парламента в целом есть мотивация реагировать на нужды и потребности граждан, иначе они рискуют политическим доверием и рейтингом. Относительно принудительных механизмов ситуация хуже. Граждане могут путем референдума выразить недоверие Жогорку Кенешу, однако процедура сложная, а численность необходимых участников велика – 300 тысяч человек. Это делает проведение референдума практически невозможным. Предложения отдельных депутатов снизить требования к численности до 10 тысяч поддержки у большинства членов парламента не находят.Поэтому данный процесс подотчетности признается действующим, но не в полной мере.
ПРОЦЕСС ПОДОТЧЕТНОСТИ: регламентированное прямое взаимодействие с гражданами, позволяющее избежать дискриминации уязвимых групп Анализ правовых условий подотчетности Жогорку Кенеша перед гражданами показывает, что в законодательстве отсутствуют формы прямой социальной подотчетности Жогорку Кенеша перед гражданами, за исключением нормы об обращениях и проведения парламентских слушаний. Это связано с системой выборов депутатов Жогорку Кенеша, которая установлена в законодательстве, а именно: с формированием Жогорку Кенеша по партийным спискам. Вследствие этого, подотчетность Жогорку Кенеша перед гражданами является опосредованной и осуществляется через политические партии. Политические партии содействуют выражению политического волеизъявления граждан, принимают участие в выборах депутатов Жогорку Кенеша (статья 4 Конституции).
Поэтому взаимодействие Жогорку Кенеша с гражданами в большей степени идет не напрямую, а через фракции в парламенте. В соответствии со статьей 152 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», именно фракция ответственна за организацию деятельности своих членов по работе с избирателями и исполнению представительской функции депутатов Жогорку Кенеша по вышеуказанным формам и методам взаимодействия парламента с избирателями. Отсутствие правовых условий прямой подотчетности Жогорку Кенеша перед гражданами ставит необходимость усиления подотчетности перед гражданами фракций и парламентских партий. Данный процесс подотчетности признается отсутствующим.
ПРОЦЕСС ПОДОТЧЕТНОСТИ: механизм наказания или отзыва, отказа от выбора Правовые условия для данного процесса отсутствуют и в обозримом будущем не появятся. Создание правовых условий возможно лишь через эволюцию партийной системы, которая сама должна осознать Cобственные выгоды от усиления системы подотчетности, создающей прочную основу для развития самих партий, а затем предложить вариант решения проблемы. Данный процесс подотчетности признается невозможным и в оценку не включается. Международная практика В мире широко распространено мнение, что законодательная власть страны является институциональным ключом к демократизации.
Поэтому для измерения уровня демократизации во всем мире работает множество организаций, специализирующихся на мониторинге работы и развитии демократизации как парламента в целом, так и отдельных депутатов. Такие организации существуют в более чем 80 странах мира, но Кыргызстан не входит в их число. Эти организации и используемые ими инструменты мониторинга оказывают существенное воздействие на установление взаимоотношений подотчетности между парламентами и гражданами, так как самим парламентам практически невозможно установить контакт и отношения подотчетности с каждым гражданином. Следовательно, нужны организации, которые становятся каналами или коридорами этих взаимоотношений. Существуют два мировых тренда в отношении парламентского мониторинга:
-
«парламентская информатика», которая определяет уровень применения ИКТ в работе парламентов;
-
«усиление парламента», которое определяет объемы внешней помощи парламентам, а также организациям, занимающимся их мониторингом и усилением.
Парламентская информатика использует инструменты электронной демократии и электронного участия. Например, OpenCongress.org позволяет автоматически собирать открытую информацию на официальных сайтах парламентов, в базах данных и из других источников, а затем структурировать эти данные в форматы, которые граждане могут легко понимать, искать и анализировать. Другие ресурсы визуализируют информацию, например, создают карты, показывающие, с какими регионами работают депутаты. Однако у всех этих инструментов есть большой недостаток они содержатмало информации по существу, это ограничивает работу самых эффективных инструментов парламентской информатики.
В последние годы международное сообщество увеличивает помощь парламентам, включая помощь мониторинговым организациям и организациям, поддерживающим подотчетность парламентов перед гражданами. Для мониторинга и оценки рамочные стандарты и инструменты были разработаны Commonwealth Parliamentary Association, Southern African Development Community Parliamentary Forum, Assemblée parlementaire de la francophonie и Межпарламентским Союзом (InterParliamentary Union). Оба тренда постепенно сливаются воедино, например, путем создания баз лучшей практики (сайт AGORA Portal for Parliamentary Development, совместный проект WBI, NDI, ПРООН, EC и Международного института демократии стал источником информации для депутатов, персонала парламентов и экспертов в области развития парламентов по всему миру); разработки стандартов демократических парламентов и прозрачности парламентов (руководство по парламентским сайтам Международного парламентского союза служит основой для исследований по содержанию парламентских сайтов, которое получило ответы более чем от 100 парламентов по всему миру как часть Отчета Мирового электронного Парламента 2008 года (был обновлен в 2010 году).
Большинство организаций – местных и международных, поддерживающих развитие и демократизацию парламентов, ориентированы на мониторинг и оценку индивидуальных депутатов – 86%. Это связано с тем, что мониторинг индивидуальных депутатов становится средством развития культуры подотчетности внутри парламента. Эти организации помогают гражданам лучше понять работу депутатов, измеряют отношение и удовлетворенность граждан путем опросов и других измерений, и в целом создают условия для подотчетности пар- ламентов гражданам между выборами. Например, организации собирают информацию о биографии и деятельности депутатов, жизненном опыте, присутствии на работе, участии в дебатах, публичных высказываниях, законопроектной работе, результатах голосования, работе с электоратом, и т.п. Такая информация служит своеобразным отчетом депутата перед избирателями, причем объективными достоверным, так как предоставляется не самим депутатом, а независимой организацией.
Другие организации помогают развитию политических партий, фракций, комитетов и парламента в целом как института. Например, PRS Legislative Research в Индии предоставляет объяснения различных функций парламента: от начала до конца описывается бюджетный процесс, бюджетный календарь и важные бюджетные понятия. Важна роль данных организаций в усилении прозрачности, как в отношении парламента, так и в отношении общества в целом. На своем сайте Projeto Excelências, Transparência Brasil ведет мониторинг парламента местных советов, включая законопроекты, записи о посещении пленарных заседаний и заседаний комитетов, командировочные расходы. MANS (Монтенегро) опубликовал результаты запросов, связанных со свободой информации (было внесено более чем 17000 таких запросов) в своем отчете по мониторингу парламента, чтобы продемонстрировать соответствие парламента нормам закона.
Региональный Индекс Парламентской прозрачности (RIPT) – совместная инициатива Corporación Participa (Чили), Fundación Poder Ciudadano (Аргентина) и Acción Ciudadana (Гватемала) измеряет прозрачность и подотчетность парламентов по четырем измерениям и 62 переменным. Подобные измерения проводит A Plea for Open Parliaments in the Black Sea Region, инициатива Institute for Public Policy (Румыния), Institute for Development and Social Initiatives (Viitorul – Молдова), Centre for Liberal Strategies (Болгария) и Caucasus Institute for Peace, Democracy and Development (Грузия). За последние годы большое количество межпарламентских организаций по всему миру приняли для себя целевые показатели или инструменты оценки подотчетности законодательных органов гражданам. В большинстве случаев в процессе участвуют местные организации, чья роль заключается в создании взаимоотношений подотчетности между парламентами и гражданами.
Рекомендации Целью законодательной деятельности Жогорку Кенеша должно являться принятие законопроектов, направленных на удовлетворение актуальных потребностей государства и общества с учетом среднесрочных и долгосрочных целей развития страны. Это требует усиления подотчетности законопроектов политическим и социально экономическим потребностям общества, что достигается через повышение качества законотворческой работы комитетов. Требуют улучшения и совершенствования механизмы взаимодействия с обществом в процессе обсуждения проекта закона, в частности, процессы проведения общественных слушаний. Отсутствие обратной связи в отношении результатов слушаний служит причиной разочарования общественности во взаимодействии с Жогорку Кенешем, ослабляет подотчетность Жогорку Кенеша источнику его власти – народу страны. Экспертами отмечается низкий уровень вовлечения общественности в разработку проекта закона. На сегодняшний день обсуждение законопроекта проводится уже после его разработки.
Нет четкого механизма систематического участия заинтересованных сторон и общественности в про-цессе разработки законопроекта. Следовательно, необходимо улучшить учет мнений, замечаний и предложений общественности по рассматриваемым законопроектам. Необходимо разработать методологию комплексного подхода к консультациям с общественностью (возможно, через платформу он-лайн-консультаций с зарегистрированными пользователями в лице сетей, коалиций, гражданских организаций и групп). Обеспечить проведение публичных консультаций на этапе, предшествующем разработке законопроекта, принятие участия общественности в определении необходимости того или иного законопроекта (возможно, голосование через платформу). Требуется усиление интеллектуально-аналитического сопровождения работы Жогорку Кенеша, включая внедрение инструментов измерения того, насколько Жогорку Кенеш оправдывает ожидания граждан и подотчетен народу страны. И – самое важное – необходимо предпринять усилия по повышению эффективности неправительственных организаций, чья деятельность создает условия для мониторинга работы парламента, установления отношений подотчетности депутатов и института в целом с гражданами.