Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Женщины в местном самоуправлении
Реальную ситуацию в отношении права женщин участвовать в процессе принятия решений, проще говоря, влиять на власть и присутствовать во власти, отражает грустная поговорка, сложившаяся в Кыргызстане в последние годы: «Там, где нужно решать, – мужчины, где нужно работать – женщины».
К сожалению, практический опыт работы Института политики развития в муниципалитетах подтверждает правдивость поговорки – мужчины собираются, чтобы принять решение, значительную долю подготовительной работы, предшествующей решению, и большую часть работы по его последующей реализации выполняют женщины. Иллюстрацией служит и гендерная статистика в местном самоуправлении, которую мы публикуем без особых комментариев, учитывая весенний праздник 8 Марта, когда принято вспоминать о роли женщин в развитии общества. Статистику мы лишь решили проиллюстрировать «живыми картинками», живописующими фактическую ситуацию в отношении положения женщин в местном самоуправлении, а также дополнить этот «весенний салат» выдержками исследования соблюдения гендерного баланса в различных процессах.
Выводы уважаемый читатель или читательница сделают самостоятельно.
Таблица 1. Гендерный состав руководства исполни- тельных органов МСУ (главы айыл окмоту и мэры городов)1
Область |
Ж |
М |
В процентах |
Чуй |
4 |
107 |
3,6 |
Ош |
1 |
90 |
1,1 |
Нарын |
3 |
64 |
4,5 |
Баткен |
0 |
36 |
0,0 |
Иссык-Куль |
1 |
63 |
1,6 |
Жалал-Абад |
3 |
73 |
3,9 |
Талас |
1 |
38 |
2,6 |
ИТОГО |
13 |
471 |
|
В среднем по Кыргызской Республике |
|
|
2,5 |
1 В данной таблице использованы данные ГАМСУМО.
Женщины в исполнительных органах мсу
Женщины занимают 37,0% всех муниципальных должностей, однако на политических должностях доля женщин составляет только 4,0 %, на высших – 13,0%, тогда как на главных – уже 46,0%, на старших – 41,0%, на младших – 34,0%, на патронатных – 25,0%. То есть, чем ниже должность, соответственно, уровень заработной платы, и больше «черновой» работы, тем больше женщин занимает эту должность.
Доступ к муниципальной службе для женщин с ограниченными возможностями здоровья хуже, чем у мужчин в аналогичной ситуации. Так, на муниципальных должностях работают 134 человека с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 117 мужчин и 17 женщин, включая инвалидов III группы – 51 человек (38%), из них женщин – 12 (24%); инвалидов II группы – 70 (52%), из них женщин – 17 (24%); инвалидов I группы – 14 (10%).
Женщины в местных кенешах
Снижение уровня представленности женщин в сельских местных кенешах. В целом по Кыргызской Республике после выборов 2016 года представленность женщин в сельских местных кенешах снизилась на 2% и составила 13% от общего количества депутатов. Наибольшее снижение уровня представленности женщин наблюдается в Нарынской и Чуйской областях – на 5 и 6% соответственно. Некоторый рост наблюдается в Таласской и Джалал-Абадской обла- стях. Наиболее низкий уровень представленности женщин в местных кенешах наблюдается в Ошской области. Снизилась доля женщин в составах городских кенешей – с 24,6% до 20,5%. Хотя в целом в городских кенешах ситуация более благополучна, чем в среднем по стране и по областям. По результатам выборов 2016 года, появился город, в кенеше которого вообще нет женщин – город Кант. Меньше 10% женщин в кенешах Джалал-Абада, Таш-Кумыра и Узгена. К общепринятому уровню представленности в 30% приближаются города Айдаркен, Кемин, Ноокат, Токтогул, Чолпон-Ата, Шопоков, Сулюкта. Превышен порог в 30 процентов лишь в городе Кок-Джангаке, где доля женщин в кенеше составила 38,1 процента или 8 депутатов из 21-го.
Таблица 2. Уровень представленности женщин в городских кенешах
|
После выборов 2012 г. |
После выборов 2016 г. |
||||||
Город |
М |
Ж |
Всего |
Доля женщин |
М |
Ж |
Всего |
Доля женщин |
Кербен |
24 |
7 |
31 |
22,6% |
24 |
7 |
31 |
22,6% |
Айдаркен |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
Балыкчы |
24 |
7 |
31 |
22,6% |
24 |
7 |
31 |
22,6% |
Баткен |
26 |
5 |
31 |
16,1% |
24 |
7 |
31 |
22,6% |
Бишкек |
|
|
|
|
36 |
9 |
45 |
20,0% |
Джалал- Абад |
27 |
4 |
31 |
12,9% |
29 |
2 |
31 |
6,5% |
Исфана |
25 |
6 |
31 |
19,4% |
27 |
4 |
31 |
12,9% |
Кадамджай |
14 |
7 |
21 |
33,3% |
16 |
5 |
21 |
23,8% |
Каинды |
18 |
4 |
22 |
18,2% |
17 |
4 |
21 |
19,0% |
Кант |
20 |
11 |
31 |
35,5% |
21 |
0 |
21 |
0,0% |
Кара-Балта |
20 |
11 |
31 |
35,5% |
25 |
6 |
31 |
19,4% |
Каракол |
23 |
8 |
31 |
25,8% |
23 |
8 |
31 |
25,8% |
Кара-Куль |
|
|
|
|
25 |
6 |
31 |
19,4% |
Кара-Суу |
26 |
5 |
31 |
16,1% |
26 |
5 |
31 |
16,1% |
Кемин |
16 |
5 |
21 |
23,8% |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
Кок-Жангак |
|
|
0 |
|
13 |
8 |
21 |
38,1% |
Кочкор-Ата |
|
|
0 |
|
18 |
3 |
21 |
14,3% |
Кызыл-Кия |
22 |
9 |
31 |
29,0% |
24 |
7 |
31 |
22,6% |
Майлуу-Суу |
26 |
5 |
31 |
16,1% |
26 |
5 |
31 |
16,1% |
Нарын |
22 |
9 |
31 |
29,0% |
24 |
7 |
31 |
22,6% |
Ноокат |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
Орловка |
14 |
7 |
21 |
33,3% |
17 |
4 |
21 |
19,0% |
Ош |
37 |
8 |
45 |
17,8% |
37 |
8 |
45 |
17,8% |
Сулюкта |
22 |
9 |
31 |
29,0% |
22 |
9 |
31 |
29,0% |
Талас |
29 |
1 |
30 |
3,3% |
25 |
6 |
31 |
19,4% |
Таш-Кумыр |
21 |
10 |
31 |
32,3% |
28 |
3 |
31 |
9,7% |
Токмок |
26 |
5 |
31 |
16,1% |
26 |
5 |
31 |
16,1% |
Токтогул |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
Узген |
25 |
6 |
31 |
19,4% |
28 |
3 |
31 |
9,7% |
Чолпон-Ата |
14 |
7 |
21 |
33,3% |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
Шопоков |
13 |
8 |
21 |
38,1% |
15 |
6 |
21 |
28,6% |
Общий итог: |
695 |
174 |
761 |
24,6% |
695 |
174 |
869 |
20,5% |
Данные о созыве 2012 года собирались путем направления запросов в города, не все из них предоставили информацию.
Итак, некоторые факты о доле женщин в местном самоуправлении: – на политических должностях доля женщин составляет только 4 процента; – среди муниципальных служащих с ограниченными возможностями здоровья женщины занимают только 14,5 процентов рабочих мест; – после выборов 2016 года представленность женщин в сельских местных кенешах снизилась на 2% и составила 13% от общего количества депутатов; – снизилась доля женщин в составах городских кенешей – с 24,6% до 20,5%; – после выборов 2016 года появился город, в кенеше которого вообще нет женщин, – город Кант; – меньше 10% женщин в кенешах Джалал-Абада, Таш-Кумыра и Узгена
|
Гендерные картинки: наблюдения практиков и исследователей
Институт политики развития и другие неправительственные организации проводят в сельских сообществах много мероприятий и исследований, что позволяет сформировать комплекс наблюдений в отношении реальной ситуации с гендерным равенством. Представленные ниже наблюдения не претендуют на полноту и исчерпывающее описание ситуации, однако помогут получить общее впечатление о том, каково реальное положение женщин в местном сообществе, как реализуется их право участвовать в процессе принятия решений и получать доступ к благам и условиям для развития.
Возможностей для развития девочек намного меньше, чем для развития мальчиков
В последние годы приоритеты местных сообществ во многих случаях сместились от удовлетворения базовых потребностей в инфраструктурных услугах (питьевая вода, уборка мусора, ремонт местных дорог) к решению различных социальных вопросов, в частности, в сфере образования, культуры и спорта. Во множестве муниципалитетов строятся спортивные площадки, открываются спортивные залы, проводятся соревнования. Однако подавляющее большинство данных спортивных объектов предназначены для развития видов спорта, которыми могут заниматься преимущественно мужчины. Так, в муниципалитетах строятся футбольные поля, открываются залы для борьбы, бокса, силовых тренажеров и так далее. Так получается, что спортивные секции и объекты становятся доступными преимущественно для мальчиков, юношей и мужчин, но не для девочек и женщин. Статистики в отношении гендерного баланса пользующихся данными спортивными объектами не ведется, однако очевидно, что если сообщения о спортивных объектах для мужчин слышны десятками, то новости об открытии спортивных услуг для женщин настолько редки, что сродни сенсации. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и они случаются. Например, в селе Гроздь Чуйской области открыт спортивный зал для женщин, а в селе Масы Джалал-Абадской области на поле тренируется волейбольная команда девочек. Но это действительно редкие исключения.
Право женщины работать в органах управления ставится под сомнение
В айыл окмоту одного из горных районов работает единственная молодая женщина. Но и ее право на работу ставится под сомнение обществом, поэтому муж сотрудницы вынужден сопровождать ее на работу каждый день и сидеть с ней рядом на протяжении рабочего дня, так как в противном случае репутация работающей замужней женщины оказывается под угрозой только потому, что в ходе выполнения работы она в рамках служебных обязанностей должна разговаривать с посторонними мужчинами.
Социальный стереотип «хорошая девочка» препятствует социализации девушек 1
В сообществах Ошской и Джалал-Абадской областей сложились очень строгие гендерные стереотипы в отношении девушек, их образа жизни, предпочтений и карьерных амбиций, которые создают социальное давление на девушек и препятствуют им реализовать свои мечты и цели.
1 Выдержка из исследования, выполненного Общественным объединением “Youth of Osh” по заказу Филиала Ассоциации ХЕЛЬВЕТАС Свисс Интеркооперейшн в КР.
Одним из распространённых стереотипов является понятие «хорошая девочка». Данный стереотип подразумевает под собой совокупность моделей поведения, которым должна следовать девушка дома и в сообществе. Прежде всего, данный стереотип распространяется на внешний облик девушки. «Хорошая девочка» носит скромную одежду, которая не выделяет части тела; многие «хорошие девочки» ходят с покрытой головой, носят хиджаб. «Хорошая девочка» не общается с мужским полом, она умело выполняет всю домашнюю работу, слушается родителей и не строит амбициозных карьерных планов. Она не вовлекается в общественные мероприятия в школе и сообществе. Согласно портрету, который был составлен во время фокус-групп, «хорошая девочка» соглашается с выбором родителей и взрослых; не позже 18 лет выходит замуж, ведет семейную жизнь. Данный стереотип препятствует получению высшего или даже средне-специального образования девушек. Результаты исследования указывают на то, что девушкам приходится воспринимать свою роль, согласно общественному мнению, даже если внутренне они против этого. Девушки делятся мечтами о том, что хотели бы быть свободными, получать образование, не носить хиджаб, но они не могут самостоятельно противостоять общественному мнению в своих сообществах. Уклонение от социальных норм и стереотипа «хорошая девочка» приводит к отрицательным последствиям – социальной изоляции и отчуждению.
Можно ли влиять на ситуацию?
Практика работы в местных сообществах показывает, что при желании сообщество может исправлять и выравнивать гендерный баланс, вовлекая женщин в процесс принятия решений. Опыт работы Проекта ГГПОМСУ с местными сообществами показал, как может расти уровень участия женщин в общественных обсуждениях и выборе приоритетных проектов для инвестирования. При этом эффективность участия женщин оказывается нередко выше, чем эффективность мужчин. В данном случае речь идет о том, насколько успешно женщины защищают предложенные ими проекты для инвестирования, по сравнению с мужчинами. Так, в 2017 году в Чуйской области среди женщин, презентовавших свои проекты для инвестирования, поддержки сообщества достигла каждая вторая – были поддержаны 7 из 14 предложенных женщинами проектов. Среди мужчин успешных презентаторов оказалось намного меньше – только каждый пятый, поскольку сообщество поддержало только 4 из 20 предложенных мужчинами проектов. В 2018 году в Ошской и Нарынской областях доля успешных презентаторов из числа женщин составила 42 процента, среди мужчин – 39 процентов. Надо отметить, что голосование в чуйских муниципалитетах проходило в подготовленной аудитории – на протяжении двух лет Проект ГГПОМСУ активно работал в данных муниципалитетах, в том числе по вопросам гендерного равенства. В Нарынской и Ошской областях работа только началась, однако и здесь доля успешных презентаторов среди женщин оказалась пусть немного, но выше. Важно также то, что во всех областях участников сходов мужского пола было намного больше, чем женского. А это значит, что за проекты, представленные женщинами, голосовали как сами женщины, так и мужчины.
Похожие материалы:
-
№11 (157) / 2024-12-09 Обучение будущих женщин-депутатов местных кенешей: результаты и перспективы поддержки Проекта УУМУ
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!