Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Консультируют юристы по муниципальному праву

2012-02-29 / Юридическая консультация

Про дорогу,Про дела местного значения,Про мечеть,Про воду и ГСВ, Про вмешательство райфинотдела

Про дорогу

Вопрос задают жители сел, входящих в один айылный аймак

- Мы много лет страдаем от очень плохого качества дорог, соединяющих наши села. Это большая проблема для всех жителей. Органы МСУ не могут нам помочь. К кому обращаться? Кто несет ответственность за состояние дорог между селами?

- Согласно статье 18 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», обеспечение функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах и муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов отнесено к вопросам местного значения, находящихся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об автомобильных дорогах», предусмотрена классификация автомобильных дорог, согласно которой внегородские автомобильные дороги относятся к автомобильным дорогам общего пользования. Статьи 16 и 32 данного Закона устанавливают, что дорожные органы Министерства транспорта и коммуникаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги общего пользования, обязаны ремонтировать и содержать их в состоянии, отвечающем требованиям безопасности дорожного движения в соответствии с действующими стандартами и нормативами и потребностям народного хозяйства и населения в перевозках, обеспечивать их благоустройство, рациональное развитие их сетей, целевое использование выделяемых для этого финансовых ресурсов.

Следовательно, органы МСУ не отвечают за состояние дорог между селами. По данному вопросу ответственность несет Министерство транспорта и коммуникаций.

Про дела местного значения

Вопрос задают депутаты местного кенеша

- Может ли местный кенеш из 22-х дел местного значения выбрать только самые приоритетные, а от остальных отказаться?

- Частью 1 статьи 18 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» установлено, что для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг к ведению органов местного самоуправления относятся следующие вопросы местного значения: и перечислены 22 вопроса. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что перечисленные в части 1 статьи 18 данного закона полномочия не являются исчерпывающими и не ограничивают местные сообщества и их органы в осуществлении иных полномочий, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики. Кроме того, часть 1 статьи 17 данного Закона, регулирующая порядок установления и решения вопросов местного значения, предусматривает, что вопросы местного значения устанавливаются, изменяются и прекращаются Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» и уставом местного сообщества.

Следовательно, все 22 вопроса, перечисленные в части 1 статьи 18 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», являются обязательными, и ОМСУ не могут отказаться от решения каких-то вопросов из них.

Про мечеть

Вопрос задает Ажы сельской мечети

- В 2001 г. решением местного кенеша здание детского садика было передано мечети, затем оформлено в частную собственность. В 2011 г. прокуроа района возбудил дело по незаконному оформлению данного объекта в частную собственность и скоро состоится суд по возврату этого здания в муниципальную собственность. Если суд вынесет решение в пользу муниципалитета, куда денется мечеть?

- В соответствии с законами Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» (статья 1), «О финансово-экономических основах местного самоуправления» (статья 1) и «О муниципальной собственности на имущество» (статья 1) муниципальная собственность - собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащая источником получения доходов местного самоуправления и необходимая для осуществления функций местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В случае, если решением суда здание детского садика будет возвращено в муниципальную собственность, то в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О муниципальной собственности на имущество», органы местного самоуправления по своему усмотрению будут владеть, пользоваться   распоряжаться данным объектом для решения вопросов местного значения (пункт 2 статьи 2). При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 7 Конституции Кыргызской Республики в Кыргызстане религия и все культы отделены от государства. Согласно статьей 18 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», обеспечение зданиями и иными объектами для организации мечети в функции органов местного самоуправления не входит. При принятии решения суд должен будет принять во внимание тот факт, было ли здание детсада отчуждено в установленном законом порядке. А порядок гласит, что объект муниципальной собственности должен быть предварительно включен в Программу приватизации муниципальной собственности данного айылного аймака, утвержденную решением айылного кенеша (статья 13 Закона Кыргызской Республики «О муниципальной собственности на имущество»). Именно местный кенеш, являясь представителем интересов местного сообщества данного айылного аймака, и решает юридическую судьбу муниципальной собственности, которая является собственностью местного сообщества.

Про воду и ГСВ

Вопрос задает заведующий ГСВ

- С 1990 года мы хотим открыть аптеку и лабораторию, но не можем из-за отсутствия воды, обращения к органам МСУ результата не дают. При этом у нас нет транспорта для обслуживания населения, более 5000 человек, нет телефона для вызовов Скорой помощи. Что нам делать?

- Согласно пункта 8 статьи 10 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», обеспечение здравоохранения в соответствии с государственными стандартами относится к полномочиям органов государственной власти, а не органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 4 статьи 18 данного закона к вопросам местного значения, находящихся в ведении органов местного самоуправления, отнесено снабжение населения только питьевой водой, а в нашем случае, как мы поняли, речь идет не о питьевой воде, а воде, необходимой для обеспечения технических нужд медицинской лаборатории. Обеспечение транспортом и телефонной связью работы медицинского пункта является частью обеспечения здравоохранения и также относится к функциям государства.

Следовательно, обеспечение водой для технических нужд медицинской лаборатории, транспортом и телефонной связью работы медицинского пункта является обязанностью органов государственной власти, а не органов МСУ.

Про вмешательство райфинотдела

Вопрос задают сотрудники исполнительного органа МСУ

- Мы возмущены парадоксальностью своего положения: если законом органам МСУ дана политическая/финансовая/административная автономия, то почему до сих пор ОМСУ так зависят от государственных органов, в частности, от райфинотдела, который постоянно диктует свои условия?

- В настоящее время в соответствии с принципами, заявленными Правительством в рамках реформы в сфере децентрализации государственного управления и реформы МСУ (повышение самостоятельности ОМСУ в бюджетных вопросах,снижение уровня коррупции, улучшение взаимодействия ОМСУ с Министерством финансов и его территориальными органами), идет процесс внедрения нового формата межбюджетных отношений в связи с переходом на двухуровневую систему формирования государственного бюджета. Нормативная база, касающаяся вопросов формирования местных бюджетов, будет в ближайшее время приводиться в соответствие с заявленной схемой межбюджетных отношений. Пока процесс финансовой децентрализации еще не завершен, функции и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления не разграничены в полной мере. В то же время необходимо отметить, что законодательством урегулированы вопросы их взаимодействия. Например, статьей 3 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» установлено, что местное самоуправление осуществляется на принципах: разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; независимости местных кенешей в решении вопросов своей компетенции. Статья 10 данного закона к полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относит регулирование отношений между республиканским и местными бюджетами, обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;обеспечение государственных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления и т.д. Кроме того, в статье 13 Закона Кыргызской Республики «О финансово-экономических основах местного самоуправления» урегулирован порядок формирования и исполнения местного бюджета, согласно которому Министерство финансов доводит до айыл окмоту и их финансовых органов инструкции по составлению бюджета, календарного плана, целевых показателей по доходам и расходам, предполагаемых нормативов отчислений от общегосударственных налогов и предполагаемых размеров категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты. Имеются другие законодательные акты, которые определяют пределы компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. Райфинотделы Министерства финансов (как и другие государственные органы) в отношениях с органами МСУ должны строго исполнять требования законодательства и не выходить за его пределы.