Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Заседание Правления Союза МСУ
Новости Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики
21 февраля 2018 года в городе Бишкеке состоялось очередное заседание Правления Союза МСУ КР. Участвовали члены Правления и приглашенные представители партнерских организаций.
Рассматривались три вопроса:
• проект Перечня услуг, предоставляемых Союзом МСУ КР для членов организации, и проект Плана финансовой устойчивости Союза МСУ КР на период 2018-2020 гг.;
• механизмы защиты интересов муниципалитетов на национальном уровне, формат согласительного процесса при формировании законодательства и принятии других решений;
• предложения Союза МСУ КР в отношении
Указа Президента КР об объявлении 2018 года - «Годом развития регионов».
По трем вопросам исполнительный директор Союза МСУ КР Омурбек АЛМАНБЕТОВ сделал со- общение.
По итогам обсуждений и рассмотрения поставленных вопросов приняты были следующие решения. По финансовой устойчивости Союза МСУ КР из 3-х предложенных сценариев роста постоянных доходов Союза определен Базовый сценарий, который предполагает относительно низкий процент собираемости членских взносов в 2018 году с по- степенным ростом по категориям средних и некрупных плательщиков.
Утвержден Перечень услуг, предоставляемых Союзом МСУ КР, для своих членов (айыл окмоту и мэриям городов).
Предложения Союза МСУ КР по Указу Президента КР об объявлении 2018 года «Годом развития регионов» в целом одобрены и будут доработаны с учетом поступивших предложений от членов Правления.
Участие в законотворческой деятельности и защита интересов МСУ
В соответствии со статьей 9 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», при подготовке и принятии решений по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы местных сообществ, органы государственной власти должны проводить консультации и обсуждение с органами местного самоуправления и их ассоциациями и союзами местных сообществ в установленном законом порядке.
Долгое время на практике данная норма работала лишь в отдельных случаях. В последние годы Союз МСУ КР стал принимать активное участие в обсуждении будущих решений в мероприятиях Аппарата Правительства КР, министерств и ведомств.
По итогам проведенных работ, государственные органы стали более внимательно реагировать на экспертные заключения Союза МСУ КР, чаще согласовывать проекты нормативно-правовых актов и решений Правительства КР с Союзом МСУ КР.
Но это лишь начало выстраивания продуктивных взаимоотношений с органами государственного управления, так как, согласно вышеуказанной норме, государственные органы должны консультироваться с Союзом МСУ КР и органами МСУ КР еще на этапе подготовки проектов НПА, учитывать их мнения до согласования проектов решений с членами Правительства КР.
В течение зимы 2017-2018 гг. Союз МСУ при поддержке Института политики развития и Проекта ГГПОМСУ направил в соответствующие органы управления свои заключения в отношении следующих НПА:
• проект постановления Правительства КР «О порядке разработки, оптимизации и утверждения административных регламентов государственных и муниципальных услуг»; • проект Закона КР «О курултаях»;
• проект постановления Правительства КР «Об утверждении Базового реестра муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Кыргызской Республики» от 14 января 2015 года, № 6;
• принятый Закон КР Жогорку Кенешем КР от 13 декабря 2017 года «О внесении изменений в Закон КР «О местном самоуправлении»;
• проект Закона КР «О муниципальной собственности на имущество»;
• проект постановления Правительства КР «О механизмах делегирования государственных полномочий органам местного само- управления»;
• проект постановления Правительства КР «Об организации полустационарного социального обслуживания в Кыргызской Республике.
В отношении некоторых проектов НПА были сформулированы существенные предложения, комментарии и возражения, о чем более подробная информация представлена ниже.
В проект Закона «О курултаях» внесено предложение о том, чтобы функции секретариата выполнял Союз МСУ КР
В целом законопроект о курултаях имеет положительное значение для общества и власти в осуществлении диалога, обмена мнениями и установлении двусторонней связи.
В соответствии со статьей 13 Закона КР «О местном самоуправлении», местные сообщества для координации своей деятельности, в целях взаимопомощи, совместного решения социальных, экономических и культурных задач, более эффективного осуществления своих прав и интересов, вправе создавать некоммерческие организации в порядке и формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
В Кыргызской Республике с 2010 года действует единственный в легитимный орган, представляющий интересы органов местного самоуправления на центральном и местном уровнях, - Объединение юридических лиц «Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики».
Союз как членская организация имеет соответствующие органы управления, исполнительную дирекцию, созданы правовые условия для устойчивого осуществления его деятельности, может полноценно осуществлять функции секретариата республиканского народного курултая. В связи с этим, предлагается абзац второй пункта 8 статьи 14 законопроекта записать в следующей редакции: «Функции секретариата выполняет Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики».
Примечание редакции. Позиция Института политики развития по данному вопросу отличается от позиции Союза МСУ. ИПР считает, что миссия и функции Союза МСУ не дают возможности выполнять функции секретариата курултая.
Возражения правительству по механизму делегирования
Союз МСУ КР направил отрицательное заключение в отношении проекта постановления Правительства КР «О механизмах делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления». Данный проект постановления в предложенной редакции содержал ряд норм, препятствующих эффективному исполнению законодательства о делегировании государственных полномочий органам МСУ. В частности, проект постановления дублировал и существенно «урезал» существующий Типовой договор о делегировании, нарушал требование законодательства о методике расчета объема трансфертов (субвенций), предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета; создавал излишнюю административную нагрузку на Правительство КР, а также содержал ряд других недочетов с правовой и практической точки зрения.
Участие членов Союза МСУ в парламентских слушаниях о бюджете
В ноябре 2017 года Союзом МСУ КР было организовано участие членов Правления Союза МСУ КР, также депутатов городского кенеша г. Балыкчы в Парламентских слушаниях в Жогорку Кенеше КР по проекту республиканского бюджета. Во время слушаний приглашенные Союзом МСУ КР представители органов МСУ имели возможность напрямую задавать вопросы представителям Правительства Кыргызской Республики о проблемах органов МСУ в сфере делегированных государственных полномочий и межбюджетных отношений.
Создан Экспертный совет Союза МСУ КР
При Союзе МСУ КР создан Экспертный совет по вопросам развития местного самоуправления в Кыргызской Республике. Цель Экспертного совета – участие в разработке перспективных направлений и программ МСУ, подготовке аналитических материалов, экспертных заключений и предоставления консультаций органам МСУ. Положение об Экспертном совете разработано и утверждено распоряжением Правления Союза МСУ КР.
Состав Экспертного совета сформирован из числа научных работников, экспертов, имеющих опыт и знания в сфере местного самоуправления, практический опыт работы в органах государственной и муниципальной службы, стаж научно педагогической работы. Проведено организационное заседание Экспертного совета. Председателем избран Бакыт РЫСПАЕВ.
Союз местных самоуправлений КР ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
Жайыт-комитеты прошли регистрацию в органах юстиции в качестве частного лица, поэтому айыл окмоту не имеют права контролировать их деятельность. Договариваются между собой, а денежные средства не поступают в бюджет айыл окмоту. Хотя и сказано, что деньги должны поступать в бюджет айыл окмоту, контроль практически отсутствует. Кто контролирует жайыт-комитеты?
Согласно статье 4 Земельного кодекса Кыргызской Республики, пастбища не могут быть переданы в частную собственность или аренду. Статья 13 гласит, что в компетенцию айыл окмоту входит предоставление в пользование пастбищ и установление порядка их использования. Согласно статье 18, местный кенеш с учетом оптимальной нагрузки на единицу площади пастбищ, инфраструктуры, а также его продуктивности и отдаленности, устанавливает размеры оплаты за пользование пастбищами для пастбищепользователей за поголовье скота. В соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О пастбищах», полномочиями местного самоуправления являются:
1. Ответственность и контроль за управлением государственными пастбищными угодьями, кроме права распоряжения, передается органам местного самоуправления.
2. Орган местного самоуправления вправе делегировать полномочия по управлению и использованию пастбищ объединениям пастбищепользователей.
3. Представительный орган местного самоуправления ежегодно утверждает планы сообществ по использованию пастбищ, а также отчеты об их исполнении.
4. Вмешательство государственных органов и местной государственной администрации в деятельность органов местного самоуправления и объединений пастбищепользователей по использованию пастбищ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
Кроме этого, согласно статьям 5 и 6 данного За- кона, утверждены права и обязанности пастбище- пользователей и жайыт-комитетов.
В статье 11 утверждены нормы использования средств за пастбищепользование:
1. Плата за пользование пастбищами ежегодно согласуется жайыт-комитетом с представительным органом местного самоуправления и указывается в ежегодном плане использования пастбищ.
2. Часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая долю жайыт-комитета, направляется на его содержание, улучшение и развитие пастбищ и пастбищной инфраструктуры. 3. Часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая, с учетом оплаты налогов, не менее одной третьей части общей доли местного самоуправления, направляется в местный бюджет. Согласно статье 18, должностные лица, члены жайыт-комитета и пастбищепользователи несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность за нарушение настоящего Закона.
Могут ли айыл окмоту пользоваться в своей работе Типовым регламентом айыл окмоту, утвержденным Приказом Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений (ГАМСУМО)? Кто должен его утверждать: местный кенеш своим решением или же айыл окмоту своим приказом?
Приказом Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики (ГАМСУМО) № 01-18/156 от 21 ноября 2017 года был утвержден Типовой регламент айыл окмоту. На основе Типового регламента каждому айыл окмоту предлагается разработать свой регламент, утвердить его распоряжением айыл окмоту и использовать в своей работе.
Как можно обратиться в Союз МСУ за консультацией?
Союз МСУ дает ответы и советы на общие вопросы и обращения, поступающие от членов Со- юза, – мэрий городов и айыл окмоту. Вопросы и обращения поступают в Союз в виде официального письма на электронную почту, на WhatsApp-номер, а также личных обращений. Юридический адрес: город Бишкек, улица Кие ская, 96 “Б”, 3 этаж, кабинеты: 413-414-415; электронный адрес: msu.kg@mail.ru, WhatsApp-номер - 0559 818158, факс: 0312 620883. Ответы и юридические рекомендации Союза на поступившие обращения и запросы направляются по этим же контактам.
Каковы сумма и порядок внесения членского взноса в Союз МСУ, достаточно ли решения местного кенеша?
Размер членского взноса в Союз МСУ, как утверждено в Уставе, определяется в соответствии с численностью населения региона, и уплачивается из местного бюджета из расчета 1 раз в год по одному сому на одного человека. Например, если в айыл окмоту 5000 жителей, то 5000 сомов.
Должно быть решение айыльного кенеша и городского кенеша о вступлении в Союз МСУ и еже- годной разовой уплате членского взноса.
Во избежание проблем при перечислении членских взносов в Бюджетную классификацию, утвержденную приказом Министерства финансов Кыргызской Республики № 161-п от 21 декабря 2017 года, был внесен банковый код по “членским взносам союзов и ассоциаций местных самоуправлений Кыргызской Республики” под номером 26211300.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!
-
№8 (142) / 2023-09-07 Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»