Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Внимание, Кыргызстан! Дар-Эс-Саламская Декларация о прозрачности, подотчетности и общественном участии в бюджетном процессе

2012-01-31 / Горячая тема

Кто мы и ценности нашего глобального движения.

В конце 2011 года в столице Танзании городе Дар-Эс-Саламе состоялась Глобальная Ассамблея

бюджетной прозрачности, подотчетности и гражданского участия в бюджетном процессе. В форуме приняли участие около 100 участников из 56 стран и 12 международных организаций, которые подписали Декларацию о прозрачности, подотчетности и общественном участии в бюджетном процессе.

Институт политики развития считает необходимым привлечь внимание к Дар-Эс-Саламской Декларации всех организаций гражданского общества, а также органов управления на национальном и местном уровне, так как документ содержит важные и актуальные принципы сотрудничества государства, местного самоуправления и гражданского общества в сфере раскрытия бюджетной ин-

формации.

Декларация оказалась весьма своевременным документом для Кыргызстана, так как в последнее время в стране постоянно усиливается внимание общества к управлению общественными – государственными и муниципальными финансами, растет число инициатив по прозрачности бюджета. Передовая часть общества стала осознавать важность своего участия в бюджетном процессе и контроля над расходованием публичных финансов. Принципы, сформулированные в декларации, помогут выбрать верные направления этого движения.

В настоящее время декларация размещена в

Интернете по адресу:

http://www.makebudgetspublic.org и доступна для присоединения для всех физических и юридических лиц.

Институт политики развития присоединилсяк декларации, и, учитывая ее актуальность и содержательность, призывает всех, кто заинтересован в прозрачности бюджета, справедливом и эффективном управлении публичными финансами,присоединиться к декларации, так как чем больше граждан и организаций выразят свою поддержку принципам, выраженным в документе, тем больше

политического веса он приобретет и тем больше влияния будет иметь на правительство и орган управления в процессе раскрытия бюджетной информации.

Кто мы?

Мы – граждане и организации гражданского общества со всего мира, объединенные общим убеждением в том, что открытый государственный бюджет и бюджетные процессы, обеспечивающие гражданам возможность участия в них, критически важны для полной реализации всех прав человека – гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и на благоприятную окружающую среду.

На протяжении последних пятнадцати лет мы учились, работали и боролись, чтобы повысить прозрачность государственных бюджетов и обеспечить вовлечение общественности в бюджетный процесс на всех уровнях. Мы наглядно доказали – участие гражданского общества может значительно улучшить качество бюджетного процесса, принимаемых решений и достигаемых результатов, тем самым трансформируя жизни людей в лучшую сторону.

Ценности нашего глобального движения

Государственные бюджеты формируются за счет выплат граждан, а также за счет доходов, которые приносят государственные активы. Таким образом, основополагающий принцип нашего движения заключается в том, что участие в процессе принятия решений в сфере государственного бюджета является фундаментальным правом и обязанностью всех граждан.

Мы намерены решительно добиваться социального равенства, а также расширения прав и полномочий для наиболее уязвимых групп населения, руководствуясь во всех своих действиях принципами равенства и инклюзивности.

Мы твердо привержены принципам взаимного уважения и недискриминации, не делая различий на основе кастовой, расовой, религиозной, этнической принадлежности, а также пола и сексуальной ориентации, помимо прочих.

Мы открыто признаем накопленный нами коллективный опыт и гордимся собственным многообразием и гибкостью. Выдвигаемые и поддерживаемые нами инициативы зиждутся на этом опыте и учитывают особенности каждой конкретной ситуации.

Мы ценим и развиваем горизонтальное сотрудничество среди всех членов нашего движения.

Мы публично клянемся придерживаться самых высоких стандартов честности в нашем движении и заявляем о своей независимости от политических партий, правительств, международных организаций, СМИ и бизнеса.

Мы твердо верим в то, что настало время продвигать прозрачность, подотчетность и общественное участие в бюджетных процессах во всем мире. С этой целью мы объединяемся вокруг общего видения, общих принципов, четких требований и программы совместных действий.

Мир, каким мы хотим его видеть

Часто граждане, и особенно представители самых уязвимых групп населения, исключены из процесса принятия решений в сфере государственного бюджета. Мы считаем, что изменить это положение вещей одновременно необходимо и возможно. Для этого требуется следовать следующим главным принципам:

– Государственные бюджеты должны быть прозрачными. Под этим мы понимаем, что вся информация о том, как формируются, распределяются,расходуются и учитываются государственные средства, должна своевременно предоставляться широкой общественности в полном объеме доступным образом.

– Бюджетные процессы должны быть инклюзивными, предоставляя всем гражданам широкие возможности для реализации их права на получение информации о государственных финансах, а также права участвовать в процессе принятия решений и влиять на все решения, связанные с формированием государственных средств, распределением и управлением ими.

– Бюджеты должны формироваться и расходоваться эффективно, результативно и справедливо, максимально способствуя борьбе с бедностью и достижению социального равенства.

– Бюджетная информация должна быть точной и основываться на известных общественности оценках. Она должна подтверждать факт расходования государственных средств на те приоритетные направления, для которых они и были выделены, тем самым сокращая возможности для увода средств, коррупции и неэффективного управления.

– Бюджеты должны быть полными – они должны охватывать все государственные доходы и расходы вне зависимости от их происхождения, включая международную помощь, полугосударственные фонды, а также управление внутренним и внешним долгом.

– Бюджеты должны быть устойчивыми: они должны обеспечивать использование государственных средств для достижения общих целей в долгосрочной перспективе – для нынешнего и будущего поколений.

– Отчеты об исполнении бюджетов должны регулярно и последовательно предоставляться всеми уровнями правительства.

– Бюджеты должны быть объектом постоянного мониторинга, контроля и должны быть подотчетны законодательной власти, органам внутреннего и внешнего аудита, СМИ и гражданам.

Мы призываем: Все правительства – национальные и региональные:

Признать право на доступ к информации в целом и на доступ к бюджетной информации в частности; законодательно закрепить его, ввести в действие и обеспечить его реализацию.

– Активно вовлекать граждан и другие заинтересованные стороны в определение бюджетных приоритетов, в том числе для полугосударственных фондов и фондов, формируемых за счет неналоговых отчислений, на как можно более ранних стадиях и с максимальным вовлечением общественности.

– Своевременно публиковать и публично обсуждать, по меньшей мере, восемь ключевых бюджетных документов: добюджетное заявление, проект бюджета, предложенный исполнительной властью, утвержденный бюджет, гражданский бюджет, текущие отчеты об исполнении бюджета, полугодовой отчет, годовой отчет, а также аудиторский отчет.

– Всесторонне отчитываться обо всех потоках государственных финансовых средств и о деятельности всех государственных финансовых институтов, включая даже те из них, которые формально находятся вне бюджетного процесса.

– Включать в бюджетную документацию и в бюджетные процессы информацию обо всех ресурсах (независимо от их происхождения), использовавшихся для реализации государственной налоговой и экономической политики.

– Обеспечить независимость законодательной ветви власти и органов финансового контроля от правительства и предоставить им достаточные ресурсы для повышения их потенциала и, следовательно, для эффективного выполнения ими надзорных функций.

– Публиковать и распространять бюджетную информацию в легком и доступном формате всеми возможными способами, включая цифровые открытые форматы данных, через Интернет, публичные библиотеки, информационные центры и т. д.

Законодательной ветви власти:

– Наращивать свой потенциал, чтобы исполнять свои конституционные обязанности – прежде всего, представляя интересы народа, а не свои собственные и не правительства.

– Предпринимать все возможные меры для обеспечения значимого и широкого участия всех граждан в принятии бюджетных решений и в процессе реализации бюджета через общественные слушания и обращения.

– Требовать у правительства отчета о полученных доходах и осуществленных правомерных или неправомерных расходах.

Государственным органам финансового контроля

– Наращивать свой потенциал для реализации своих надзорных функций, обеспечивая подотчетность правительства в вопросах использования государственных ресурсов.

– Работать рука об руку с организациями гражданского общества при осуществлении социального аудита.

– Тесно сотрудничать с гражданским обществом и законодательной ветвью власти при разработке принципов осуществления государственных расходов, включая относящиеся к деятельности полугосударственных фондов и фондов, формируемых за счет неналоговых отчислений, с целью выявления, разоблачения и предотвращения некорректного использования государственных средств;

– Проводить полностью независимый аудит деятельности правительства и требовать у правительства отчета о формировании и использовании государственных средств в соответствии с утвержденным государственным бюджетом.

– Обеспечивать полный учет всех государственных фондов, включая внебюджетные, для полного исполнения своей функции обеспечения подотчетности.

СМИ

– Действовать в интересах общества, обеспечивая распространение информации о государственном бюджете и способствуя пониманию этой информации гражданами.

– Осуществлять мониторинг использования государственных средств и публиковать информацию обо всех выявленных случаях их некорректного использования.

– Демонстрировать примеры, когда участие гражданского общества и граждан в бюджетном процессе способствовало повышению эффективности управления государственными финансами.

– Сотрудничать с организациями гражданского общества и гражданами, предоставляя им возможность распространения и обсуждения результатов бюджетного мониторинга.

Международным государственным учреждениям и донорам:

– Поддерживать широкое и компетентное участие граждан и других заинтересованных сторон в бюджетном процессе.

– Требовать от правительств подотчетности перед своими гражданами.

– Сотрудничать с правительствами и оказывать им поддержку для более эффективного обеспечения своевременной публикации и выпуска информации о государственном бюджете, развивать процессы с участием общественности и следовать самым высоким стандартам подотчетности.

– Сотрудничать с законодательной ветвью власти и органами финансового контроля, оказывая им поддержку с целью более эффективной реализации ими надзорных функций, а также с целью своевременной публикации ими бюджетной информации для обеспечения подотчетности правительств.

– Предоставлять правительствам своевременную, точную и всеобъемлющую информацию о предоставляемой им иностранной донорской помощи в формате, который совместим с бюджетными системами и процессами правительства.

– Совершенствовать собственные практики для обеспечения собственной прозрачности и подотчетности, а также прозрачности и подотчетности правительств своих стран.

Гражданам и представителям гражданского общества:

– Использовать инструменты бюджетного анализа, мониторинга и адвокации в своей деятельности по обеспечению социальной справедливости и реализации прав человека.

– Требовать от исполнительной и законодательной ветвей власти информации о государственном бюджете и повышать собственную грамотность в бюджетных вопросах.

– Признать и отстаивать свое право на участие в бюджетном процессе.

– Использовать законы о доступе к информации, везде: где они имеются, и требовать их принятия в случае их отсутствия.

– Присоединиться к нашему движению. Мы призываем все правительства и все заинтересованные стороны работать сообща над установлением и институционализацией глобальных норм и стандартов для продвижения прозрачных, подотчетных бюджетных практик, обеспечивающих вовлечение общественности, для полной реализации прав человека во всем мире.

 

Похожие материалы: