Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
КОРРУПЦИЯ в органах местного самоуправления
Органы местного самоуправления занимали верхние строчки рейтинга доверия народа, уступая лишь религиозным организациям, неправительственному сектору и средствам массовой информации.
Согласно опросам общественного мнения, проводимым различными организациями в течение нескольких последних лет1, уровень доверия к органам местного самоуправления как наиболее приближенной к народу ветви власти был довольно высоким. Органы местного самоуправления занимали верхние строчки рейтинга доверия народа, уступая лишь религиозным организациям, неправительственному сектору и средствам массовой информации. Высокий уровень доверия к местному самоуправлению закономерен, так как, находясь в непосредственной близости к населению, органы МСУ имеют гораздо меньше возможности тайно воспользоваться служебным положением, а тем более что-то украсть и остаться при этом незамеченными.
В самом деле, главе айылного аймака или мэру небольшого города невозможно скрыть от односельчан ни покупку нового автомобиля, ни ремонт дома, ни даже строительство нового забора. Поэтому размер доходов сотрудников и руководителей органов местного самоуправления – это, наверное, самая прозрачная финансовая информация об органах управления в стране. С другой стороны, руководители и сотрудники органов МСУ прекрасно понимают, что отношение к ним односельчан влияет на их работу самым непосредственным образом. Достаточно вспомнить, что почти 30 процентов глав айылных аймаков были смещены со своих постов после апрельских событий 2010 года. Ни одно худое дело в МСУ, как правило, не остается безнаказанным ни со стороны государства в лице контрольных органов, ни со стороны общественного мнения и обструкции земляков.
При этом руководители органов МСУ остаются самыми незащищенными политическими руководителями во всех отношениях. Назначающие их районные акимы легко жертвуют главами МСУ при необходимости показать в районе результаты борьбы с коррупцией. Более того, иногда глав буквально вынуждают идти на нарушения, профинансировав за счет местного бюджета нецелевые нужды и проекты районной государственной администрации. Яркий пример- прокурорские действия против глав Чуйской области, которые при прежней власти за счет местных бюджетов построили в области жилые многоквартирные дома и бизнес-центр. Главы буквально «оторвали» от местных бюджетов деньги на строительство объектов по заданию «сверху». При этом недофинансированными остались сельские дороги, детские сады, школы и другие объекты социальной инфраструктуры сел Чуйской области. Но легко ли им было отказаться, если их к этому принуждали лица (районные акимы), от которых зависело их рабочее место?
Итак, руководители органов местного самоуправления очень нуждаются в доверии и поддержке населения, ограничены в совершении коррупционных действий, но могут подвергаться административному давлению со стороны вышестоящих органов управления в лице государственных администраций. Такая вот непростая служебная ситуация.
Уровень коррупции в МСУ
Исследования2 показывают, что только 18 процентов респондентов считают уровень коррупции в органах МСУ высоким. Чуть больше трети – 38 процентов – оценили уровень коррупции как средний. И 20 процентов опрошенных граждан считают, что коррупции в органах МСУ нет вовсе По сравнению с жителями села, горожане в три раза чаще сталкиваются с проявлениями коррупции: 33 процента горожан считают, что уровень коррупции в МСУ высокий, и только 10 процентов сельчан дали аналогичный ответ. При этом жителей села, считающих, что в МСУ нет коррупции, так как нечего красть, в четыре раза больше (13,5%), чем согласных с этим горожан (3,7%). Самыми коррумпированными, по мнению респондентов, оказались органы местного самоуправления Бишкека – почти половина опрошенных жителей столицы считает, что уровень коррупции в местном самоуправлении высокий, еще 20 процентов оценивают его как средний. Около половины Джалал-Абадской, Ошской и Таласской областей также считают уровень коррупции в органах МСУ средним.
На основе полученных данных можно предложить региональный рейтинг доверия к органам МСУ, отражающий долю людей, которые уверены в том,что коррупции в органах МСУ нет либо из-за отсутствия ресурсов, либо по причине тотальной честности сотрудников и руководителей. Данный рейтинг показывает, что самый низкий уровень доверия граждане демонстрируют в отношении органов МСУ Ошской области. Лидером рейтинга доверия с достаточным отрывом почти в 10 процентов оказалась Иссык-Кульская область, набрав более 40 процентов. И все же более половины опрошенных жителей Кыргызстана признают наличие проявлений коррупции на уровне МСУ. В чем конкретно, по их мнению, это выражается?
Проявления коррупции в МСУ
Чаще всего граждане вынуждены вступать в коррупционные отношения с органами МСУ при необходимости получения справок (21,2%), устройстве на работу (20,7%), аренде или покупке муниципальной земли или объектов (18,2%), устройстве детей в образовательные учреждения (17,1%). Реже всего случаи коррупции встречаются при необходимости получения места на муниципальном кладбище.
Кенеш как фактор борьбы с коррупцией в МСУ
Одним из механизмов контроля граждан над деятельностью органов МСУ является местный кенеш, в прямые обязанности которого входит истребование отчетов и полный контроль над работой местного самоуправления. Насколько местный кенеш справляется с данной задачей? Контролирует ли местный кенеш работу исполнительного органа МСУ? Почти треть населения ничего не знает об этом. Немногим более трети респондентов уверены, что депутаты местных кенешей контролируют деятельность исполнительного органа, но делают это плохо. Только 14 процентов удовлетворены качеством выполнения местными кенешами своих контрольных функций. В географическом разрезе выделяется мнение относительно качества контрольных функций кенеша, выраженное жителями Баткенской области, – здесь около 30 % считают, что кенеш контролирует работу МСУ в полной мере и эффективно. Менее всего – около 8 процентов – довольны выполнением контрольной функции своих местных кенешей жители Чуйской и Ошской областей.
Готовы ли граждане мириться с коррупцией в МСУ?
Несмотря на то что в целом уровень коррупции в местном самоуправлении ниже, чем в центральных органах управления, вопросы, которые решает местное самоуправление, касаются самых простых и насущных вещей, таких, как справка, кладбище или земля. Считают ли граждане приемлемым участие в коррупционных действиях, связанных с этими вещами? Опрос показал, что подавляющее большинство– более 80 % – респондентов считают проявление коррупции при решении вопросов местного значения неприемлемым.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!
-
№8 (142) / 2023-09-07 Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»