2018-09-07 / Горячая тема
Институт политики развития в рамках Проекта ГГПОМСУ продолжает многолетнюю практику сбора и обобщения информации о проявлениях местной, народной инициативы по улучшению условий жизни в местных сообществах и социальном развитии. Благодаря поддержке правительства Швейцарии, Проект ГГПОМСУ имеет возможность поощрять самые яркие примеры проявления такой инициативы. Но не менее важно то, что ресурсы проекта позволяют собирать и анализировать информацию, замечая тенденции, которые могут служить отражением изменений, происходящих в обществе и системе управления Кыргызской Республики.
(Сабина ГРАДВАЛЬ, заместитель руководителя Проекта
ГГПОМСУ)
Накопленный опыт также важен для выработки рекомендаций на будущее как самим инициаторам и исполнителям местных инициатив – активным жителям сел и городов Кыргызстана, так и тем, кто их поддерживает, – органам МСУ. Получаемая с мест информация дает основания для вывода о том, что сельские муниципалитеты готовы к внедрению тех
инструментов, которые работают уже не один год в Бишкеке и начали внедряться в Оше. Здесь мы имеем в виду грантовые программы органов МСУ – опыт выделения денежных средств из местного бюджета объединениям граждан для решения проблемных вопросов, связанных с созданием нормальных условий для жизни и развития в крупных и малых, долинных и горных, богатых и бедных населенных пунктах.
Не в первый раз мы хотим отметить, что местная инициатива служит отражением развития власти и общества, и взаимоотношений между ними. Местная инициатива – это барометр потребностей местных сообществ. Именно местная инициатива выявляет самые острые проблемы населения, потому что тратить время и вкладывать труд, призывать и убеждать других оторваться от своих дел и пойти работать можно только на то, что уже не терпит отлагательства. Каждая инициатива – это доказательство того, что именно та или иная проблема требовала срочного решения. Это пример того, что успех в решении проблемы – как кратковременный, так и долгосрочный – зависит от органов МСУ. Каждая инициатива – это путь, который проходят сообщества. В каждой из инициатив первый шаг сделан жителями, иногда группой, когда только лидером. Но успех каждого примера основан на объединении усилий. Когда первый шаг сообществом сделан, важно, чтобы движение продолжалось, ширилось. Для этого тем, кто в начале пути, необходимо знать об успехе предшественников, о том, что цели местного развития достижимы и реальны; что многие, начав с малого, смогли не только реализовать конкретные инициативы, но и развить свое сообщество намного дальше, чем это виделось на старте. Кто-то, начав с ограждения детского сада, буквально через год добивается строительства моста или ремонта большой дороги. Другие, решив убрать мусор на детской площадке, через время закладывают и открывают местные парки.
Но для успеха любой местной инициативы и для ее развития в большое дело нужны условия. Самое главное условие – это наличие системы взаимодействия органов МСУ с местным сообществом, это четкие правила доступа инициаторов к источникам поддержки – местному бюджету и другим ресурсам местных сообществ, которыми управляют органы МСУ.
О чем беспокоятся сообщества?
Для изучения ситуации, анализа динамики все примеры инициатив были классифицированы в несколько категорий, отражающих ключевые сферы интересов местных сообществ. Слово «интерес» можно также заменить словом «беспокойство», потому что местные сообщества инициируют решение тех проблем, которые их по-настоящему беспокоят.
Категория «Базовая инфраструктура» включает инициативы в отношении строительства, восстановления или ремонта элементов инфраструктуры, обеспечивающих физическое выживание сообщества. Сюда включены проекты по питьевой воде, дорогам и мостам, предотвращению чрезвычайных ситуаций, уличному освещению, муниципальному транспорту, уборке и вывозу твердых бытовых отходов (мусора). То есть те инициативы, которые направлены на создание минимальных условий жизни, безопасности. Именно такие инициативы составляли самую большую часть инициатив на местах долгие годы. Доля таких проблем, решаемых силами сообществ, держится в диапазоне от 25 до 35%. При этом стоит отметить, что внутри категории есть определенные изменения.
Так, приоритет в сфере базовой инфраструктуры 2018 года оказался в уборке мусора. 40% примеров именно про ТБО. При этом важно отметить, что инициативы все чаще описывают опыт не только «латания дыр» в виде разового масштабного «ашара» для уборки всем мешающей зловонной горы мусора, а более системные методы решения проблемы, включая разъяснительную и воспитательную работу среди населения.
Категория «Местное экономическое развитие (далее – МЭР) и сельское хозяйство» включает примеры инициатив, направленных на создание рабочих мест и развитие преимущественно аграрного бизнеса. Наличие таких инициатив характерно для сельских сообществ, где аграрный сектор является основным реальным сектором экономики. Доля инициатив в этой сфере значительно сократилась в этом году в сравнении с 2012 годом на 16% и на 1% в сравнении с 2017-м.
Категория «Благоустройство» включает примеры инициативы благоустройства парков, аллей, памятников, остановок общественного транспорта, некоторых административных зданий. Эти объекты также являются элементами инфраструк-
туры, однако они не носят характера обязательного для выживания. Доля таких инициатив традиционно невелика. В 2018 г. она составила 4%. Самый высокий показатель был в 2016 г. и составлял чуть более 13%.
Категория «Социальная сфера» включает примеры инициатив, направленных на решение социальных или нематериальных проблем, которые уже не являются необходимыми для физического выживания, однако свидетельствуют о социальном развитии местных сообществ, подтверждая поговорку о том, что «не хлебом единым жив человек». В эту категорию вошли истории о том, как местные сообщества проявляли инициативы по созданию условий для развития культуры и спорта; улучшения условий для дошкольного и школьного образования. В целом количество инициатив в этой категории с 2014 года стабильно составляет большую часть всех инициатив: от 54,1% в 2014-м до 56% в 2018-м. Пик инициатив в этой сфере в рамках конкурса Проекта пришелся на 2017 год и составил 64%. При этом большая часть инициатив внутри категории – вопросы создания условий для дошкольного образования. На втором месте – условия для школьного образования.
Результаты анализа 2018 года представлены на диаграмме 1 и таблицах 1 и 2, из которых можно сделать вывод, что последние годы (2013-2018 гг.) сохраняется устойчивая тенденция повышения интереса граждан к развитию социальной сферы. Повторим еще раз – сельские сообщества Кыргызской Республики перешли от стадии физического выживания к развитию, и произошло это, в первую очередь, за счет усилий самих граждан.
Таблица 1. Темы заявок в категории «Базовая инфраструктура», количество заявок в год
Подкатегории |
2012 |
2013 |
2014 |
2016 |
2017 |
2018 |
Питьевая вода |
20 |
29 |
15 |
38 |
13 |
24 |
Дороги и мосты |
30 |
41 |
73 |
29 |
38 |
16 |
Уличное освещение |
30 |
24 |
4 |
13 |
19 |
12 |
Уборка и вывоз твердых бытовых отходов (мусора) |
20 |
0 |
8 |
21 |
31 |
40 |
Предотвращение чрезвычайных ситуаций |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Муниципальный транспорт |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Источники финансирования местной инициативы: сообщества лидируют
Сообщества решительно инвестируют в будущее. Инвестиции вкладывают различные участники процесса развития на местном уровне (см. Диаграмму 2). В 2018 году основным источником финансирования местных инициатив стало само
сообщество, чей вклад в виде денежных средств или труда составил 45%, второй по значимости источник – местный бюджет, откуда поступило 24% средств. Логично, что именно эти два источника были и остаются ключевыми в решении проблем местных сообществ, так как местная инициатива успешна лишь при участии сообщества и местного самоуправления. Необходимо отметить, что в 2018 году выросла поддержка местных инициатив со стороны местного бизнеса, а вот финансирование доноров, напротив, сократилось.
Важно отметить, что в поддержке инициатив активно участвуют трудовые мигранты. Все чаще средства мигрантов возвращаются на Родину и вкладываются в инфраструктуру. Это тоже явная инвестиция в будущее. Будущее, которое они видят в Кыргызстане.
Женщины успешнее мужчин привлекают средства доноров, но бизнес охотнее поддерживает идеи мужчин
Гендерный обзор статистики конкурса за последние три года показывает, что авторами инициатив являются и женщины, и мужчины. Доля женщин-авторов за последние два года увеличилась на 5% (2016 г. – 46%, 2017 г. – 55%, 2018 г. – 51%). Основным источником финансирования инициатив, выдвинутых женщинами, остается местный бюджет (21%), есть тенденция незначительного, но все же роста доли участия местного бюджета в финансировании инициатив женщин на местном уровне. Данные показывают, что женщины оказываются гораздо успешнее при поиске внешних ис-
точников. Их инициативы чаще поддерживаются донорами, программами и проектами развития. А вот местный бизнес в два раза реже поддерживает инициативы женщин (см. таблицу 3).
Местная инициатива –доказательство подотчетности
Почему опыт конкурса «Местная инициатива» доказывает наличие подотчетности местного самоуправления перед сообществом? В конкурсе участвовали местные сообщества из всех регионов Кыргызской Республики. И почти везде местные инициативы сообществ получили софинансирование из местного бюджета. Так происходит потому, что инициативы сообществ направлены на решение вопросов местного значения, конечную ответственность за которые несут органы местного самоуправления. И органы местного самоуправления признают за сообществами право работать с теми вопросами местного значения, которые граждане считают наиболее важными. Тем самым органы МСУ демонстрируют свою подотчетность перед гражданами.
Тематические направления |
2012 |
2013 |
2014 |
2016 |
2017 |
2018 |
Базовая инфраструктура всего и в том числе: |
10 |
17 |
26 |
24 |
16 |
25 |
Питьева вода |
2 |
5 |
4 |
9 |
2 |
6 |
Дороги и мосты |
3 |
7 |
19 |
7 |
6 |
4 |
Уличное освещение |
3 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
Уборка и вывох твердых бытовых отходов (мусора) |
2 |
|
2 |
5 |
5 |
10 |
Предотвращение ЧС |
|
|
|
|
|
2 |
Муниципальный транспорт |
|
1 |
|
|
|
|
Местное экономиское развитие и сельское, всего и в том числе: |
7 |
10 |
5 |
3 |
5 |
5 |
пастбища |
1 |
|
|
|
|
|
поливная вода |
|
3 |
3 |
3 |
2 |
|
МЭР, занятость |
6 |
7 |
2 |
|
3 |
5 |
Благоустройство всего и в том числе: |
0 |
0 |
3 |
11 |
2 |
3 |
парков, аллей, памятников, остановок общественного транспорта,
административных зданий, детских площадкок
|
|
|
3 |
11 |
2 |
3 |
Социальная сфера всего и в том числе: |
14 |
19 |
40 |
45 |
41 |
42 |
социальные услуги для лиц с инвалидностью и пожилых граждан
|
3 |
3 |
7 |
6 |
2 |
2 |
культура, историко-культурное наследие |
|
1 |
2 |
|
2 |
6 |
спорт |
1 |
2 |
4 |
10 |
2 |
7 |
условия для дошкольного образования
|
3 |
7 |
13 |
9 |
17 |
10 |
условия для школьного образования |
|
|
6 |
8 |
6 |
4 |
правопорядок
|
|
|
|
2 |
|
2 |
досуг молодежи |
|
1 |
|
2 |
5 |
2 |
библиотеки
|
1 |
1 |
|
|
1 |
2 |
условия для укрепления здоровья |
1 |
2 |
4 |
|
2 |
|
гражданское участие и информационный обмен |
5 |
2 |
4 |
8 |
4 |
7 |
Итого заявок по годам: |
31 |
46 |
74 |
83 |
64 |
75 |
Всего заявок за 6 лет |
|
|
|
|
|
373 |
Диаграмма 1. Динамика изменения тематической структуры местных инициатив,
в процентах, к общему количеству заявок в год
Но сегодня ситуация софинансирования местных инициатив из местного бюджета возникает спонтанно, только как реакция органов МСУ на уже высказанные идеи сообщества. А должно быть иначе: должны быть созданы условия, при которых орган МСУ самостоятельно стимулирует проявление народной инициативы и первым заявляет о готовности поддержать лучшие и важнейшие идеи. Для этого нужно внедрить в практику муниципального управления механизм финансирования местных инициатив за счет средств местного бюджета, как это уже делается в Бишкеке и Оше. При этом орган МСУ должен широко информировать сообщество о возможности получения софинансирования и обеспечить равный доступ всем представителям местного сообщества к этому софинансированию. В этом случае практика местной инициативы будет расширяться и получит необходимую устойчивость, стимулируя все новые и новые группы граждан генерировать идеи по улучшению условий жизни в сообществе и претворять их в жизнь. При этом инициативные группы получат шанс превратиться в более устойчивые структуры, которые станут постоянными и активными участниками местного развития. Предпосылки к росту устойчивости инициативных групп уже складываются. По крайней мере, сообщества демонстрируют гражданскую зрелость: истории 2018 года много рассказывают о том, что на первый взгляд разовые инициативы превращались в системное решение проблемы, а пример успешного решения проблемы вдохнов-
лял представителей соседних улиц или сел убрать мусор, отремонтировать дорогу, осветить улицу. В некоторых муниципалитетах инициативные группы институционально выросли и преобразовались в общественные объединения, в других – участие уже созданных некоммерческих организаций придало черты инициативам характеристики устойчивости.
Системность и устойчивость местной инициативе должны придать органы местного самоуправления. Как сказано выше, первым шагом должна стать формализация механизма софинансирования инициатив из местного бюджета. Необходимо
отметить, что первые признаки осознания своей роли в этом процессе органы МСУ в 2018 году уже демонстрируют. В этом отношении показателен пример Ак-Музского АА Ат-Башынского района Нарынской области, где местный кенеш не только установил индикаторы результативности для айыл окмоту, но и инициировал внедрение конкурса «Развитие села», а призом определил приоритетное финансирование инвестиций в инфраструктуру той улицы, жители которой демонстрируют высокий уровень участия в местном самоуправлении. За системность подхода данный пример был отмечен специальным призом Института политики развития вне призового фонда конкурса. Правление института выде-
лило 15 тысяч сомов из собственных средств специально, чтобы отметить устойчивость поддержки местной инициативы, которой стремится достичь Ак-Музский муниципалитет.
Источник финансирования инициатив |
2016 |
2016 |
2017 |
2017 |
2018 |
2018 |
|
кто выдвинул инициативу: женщина или мужчина? |
Местный бюджет |
13 |
18 |
20 |
21 |
21 |
27 |
Доноры/проекты |
29 |
22 |
31 |
17 |
29 |
5 |
Местный бизнес |
5 |
16 |
6 |
3 |
5 |
22 |
Вклад населения (денежные средства и трудовой вклад) |
45 |
36 |
40 |
52 |
42 |
49 |
Вклад ОГО, госбюджет и тп |
8 |
9 |
3 |
7 |
3 |
|
В целом, методика систематизации поддержки местной инициативы со стороны местного самоуправления была разработана специалистами Проекта ГГПОМСУ и будет представлена участникам форумов «Местная инициатива» для обсуждения. Проект ГГПОМСУ приглашает всех заинтересованных лиц ознакомиться с этим документом и внести свои предложения до 30 декабря 2018 года. С проектом документа можно ознакомиться на сайте (ИПР и ВАП – надо разместить). Предложения присылать специалисту Проекта по муниципальным финансам Азамату МАМЫТОВУ по электронной почте на адрес: amamytov@dpi.kg