Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Преодолеть оторванность власти от людей

2012-01-31 / Горячая тема

Город Кызыл-Кыя является крупным промышленным центром юга Кыргызстана, и успех реформ здесь во многом зависит от того, как мэрия города организует свою работу в соответствии с возросшими требованиями ситуации.

Гульнара Исмаилова, ответственный секретарь Ивановского айылного аймака:

«За мою 17-летнюю практику работы в айыл окмоту ни один дипломированный выпускник вуза по специальности «государственное и муниципальное управление» на работу в сельскую управу не пришел. Не слышала я про подобные случаи и у соседей. Людей на работу мы берем с ходу, и с ходу же учим их основным обязанностям. Как нам не хватает курсов повышения квалификации! Ведь есть на муниципальной службе немало работ, где больше нужны практические навыки, техника, нежели базовое университетское образование, и мы сами путем наставничества передаем эти знания от человека к человеку. Но это неправильно, мы варимся в собственном котле, в отрыве от прогресса в муниципальном управлении, и все это отражается на качестве услуг. С другой стороны, у сотрудников органов МСУ нет стимула повышать квалификацию, так как они уверены – учись, не учись, зарплата не вырастет, на новую должность не назначат. Вот две главные проблемы, которые необходимо решить, - создать центры (курсы) повышении квалификации и «привязать» результаты усилий сотрудника в сфере обучения к его карьерному росту и заработной плате. Что касается тем обучения, в которых мы сегодня особенно нуждаемся, это основы делопроизводства, управленческие технологии, управление конфликтами, работа с сообществами».

Нурбек Молдокадыров, вице-мэр г. Нарына:

«Проблем в муниципальной службе множество. Мы с горечью вынуждены мириться с ситуацией, при которой на службу в мэрию приходят люди без соответствующей подготовки. Мы вынуждены выбирать не лучших из лучших, а наименее худших из того, что есть. Кроме того, к огромному сожалению, до сих приходится сталкиваться с ситуацией, когда на работу принимают не в соответствии с деловыми качествами и уровнем профессионализма, а в результате регионального лобби. Усугубляет положение то, что, взяв в штат не очень хорошо подготовленного специалиста, мы не имеем возможности повысить его квалификацию. Все это подвигло мэрию Нарына разработать собственную политику в отношении совершенствования муниципальной службы и повышения квалификации сотрудников. Но один в поле не воин, ресурсов не хватает, главное, не хватает знаний. Это вопрос государственной политики».

Адилбек Кыпчаков, руководитель аппарата мэрии города Кызыл-Кыя

Коренные реформы, начавшиеся в нашей стране в последний год, возлагают особую ответственность на органы местного самоуправления. Город Кызыл-Кыя является крупным промышленным центром юга Кыргызстана, и успех реформ здесь во многом зависит от того, как мэрия города организует свою работу в соответствии с возросшими требованиями ситуации.

Город Кызыл-Кыя издавна славится своими революционными, боевыми и трудовыми традициями.

Здесь бок о бок живут и трудятся представители более чем двух десятков национальностей. Прошедшие 20 лет после распада СССР наложили не лучший отпечаток на наш город, как и на всю республику. Но можно с уверенностью сказать: город Кызыл-Кыя в отличие от других малых городов,где была развита угольная промышленность, сохранил свои урбанистические черты, инфраструктуру,трудовой потенциал.

Реформы, начатые высшим руководством страны, требуют от мэрии города принятия неординарных мер по улучшению жизни горожан, укреплению межэтнического согласия, установлению стабильной социально-политической обстановки.

Особое внимание уделяется укреплению межэтнического согласия. Мэр города Х. Халмурзаев, другие работники мэрии практикуют частые встречи с жителями города, и многие наболевшие вопросы социально-экономического характера решаются оперативно. Практика работы с людьми по месту жительства, в местах массового скопления людей, на рынках, в мечетях, в школах, в высших и средних учебных заведениях эффективно способствует укреплению межнационального согласия.

Работники мэрии в работе с населением приоритетом своей деятельности видят проведение системного анализа и решение следующих задач:

• получение информации о фактических интересах населения,

• создание условий для влияния людей на дела местного значения,

• установления доверительного отношения между мэрией и гражданами,

• получения ответной реакции граждан на результаты деятельности органов местного самоуправления.

Мэрия старается выстраивать свою работу таким образом, чтобы:

• получить поддержку своих решений от населения относительно различных видов деятельности,

• повысить уровень трудовой активности населения в проводимых мероприятиях (соучастие в проектах),

• войти в доверие людей через реальноеучастие в решении проблем, волнующих граждан.

Для улучшения жизни граждан необходимо дальше перестраивать деятельность предприятий, учреждений и организаций города. Мы ориентируем их на активную работу по улучшению предоставляемых государственных и муниципальных услуг, оперативное решение проблем и реагирование на запросы граждан.

В этих целях мы практикуем с конца 2011 года проведение функционального анализа структурных подразделений мэрии. В декабре 2011 года на базе МП «Сууканал» состоялась выездная аппаратная учеба работников мэрии, где были подведены итоги функционального анализа данного предприятия, отмечены плюсы и минусы в оказании услуг населению, высказаны замечания и предложения по улучшению деятельности данного муниципального предприятия и оптимизации управления. Здесь также шел заинтересованный разговор и обмен опытом между работниками аппарата мэрии которые имеют различный уровень подготовки и квалификации. Такой же анализ будет проводиться и в других учреждениях и организациях города.

Занимаясь вопросами улучшения быта и жизни людей, мы зачастую сталкиваемся с отдельными проблемами, решение которых позволило бы еще более продуктивно решать возникающие перед нами задачи. На наш взгляд, необходимо в соответствии с Законом «О финансово-экономических основах местного самоуправления» на деле укреплять финансовую самостоятельность МСУ. В нормативных правовых актах по данному вопросу можно было бы пересмотреть нормативы отчислений в пользу органов МСУ, что позволит более эффективно решать вопросы местного значения.

Надо преодолевать оторванность отдельных центральных органов от нужд и чаяний людей. Не секрет, что руководители министерств и ведомств редко бывают на местах, порою лишь понаслышке знают местные проблемы. Изучение дел, вникание в проблемы, волнующие людей, дали бы возможность эффективнее проводить отраслевую политику в сочетании с грамотно поставленной работой органов МСУ.

В соответствии с Законом «О местном самоуправлении» органам МСУ делегируются отдельные государственные полномочия. Но практика показывает, что в отдельных случаях эти полномочия не подкрепляются финансово, и органам МСУ приходится покрывать издержки за счет местного бюджета. Раз полномочия делегируются органам МСУ, нужно четко расписать финансовые источники для их выполнения.

Нуждается в пересмотре практика переподготовки муниципальных кадров. Для качественного повышения квалификации кадров нужна четко расписанная программа подготовки муниципальных служащих. Программа переподготовки должна включать передовой отечественный и международный опыт в области муниципальной службы. При этом больший эффект могло бы дать проведение переподготовки на базе Академии управления при Президенте Кыргызской Республики и финансирование учебы через республиканский бюджет. Осмысление наработанного опыта, выработка новых подходов и критериев к определению эффективности работы органов МСУ, поддержка местных инициатив и начинаний в конечном итоге дадут весомую отдачу в создании людям условий, более комфортных для жизни, чем мы имеем сейчас, а это – одно из главных условий успешности деятельности органов МСУ.

Сейчас в стране проводится оптимизация госуправления и сокращение госслужащих. В рамках реформы реорганизовано и Национальное агентство по делам местного самоуправления (НАМС), которое вошло отдельным структурным подразделением в Агентство по региональному развитию и строительству. Насколько эффективной окажется эта реорганизация – покажет время. На НАМС были возложены очень важные полномочия по координации всех вопросов, затрагивавших напрямую интересы органов МСУ, поэтому реорганизация НАМС должна проводиться не в ущерб качеству.

В одной статье невозможно охватить все проблемы которые волнуют жителей регионов. Но поэтапное их решение даст возможность гражданам понять, что в стране начались и продолжаются изменения, которые, в конечном итоге, улучшат жизнь населения. Вернуть доверие людей к государству, органам власти – эта актуальная задача стоит сегодня как никогда остро, и ее решение будет определять будущее нашей страны.

Похожие материалы: