Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
III. Экономическое благополучие и качество среды для развития
3.2. Формирование устойчивой среды для развития Развитие регионов страны (стр. 50-54 Стратегии) Видение: Качество жизни гражданина, проживающего в региональных городах и айылных аймаках, будет максимально приближено к качеству жизни населения столицы и не будет значительно отличаться в зависимости от географического расположения населенного пункта. Каждый регион будет иметь свои привлекательные стороны, которые мотивируют человека связывать свою жизнь с малой родиной. Будут созданы условия, при которых каждый гражданин, сообщества, организации получат возможности реализовать свои инициативы в целях развития своего города, села, региона. Будут созданы условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса в регионах страны. Регионы получат необходимые возможности, ресурсы для реализации собственных программ развития.
Гражданин получит возможность выбора качественных услуг и товаров от поставщиков различных форм собственности независимо от места проживания на территории страны. Социальное развитие в регионах должно быть направлено на стимулирование производительной занятости, поддержку наиболее нуждающихся слоев населения. Успешное развитие регионов является залогом успешного развития всего Кыргызстана. Необходимо, чтобы города и айылные аймаки страны были жизнестойкими, устойчивыми, безопасными и комфортными для проживания граждан страны, что позволит сократить внутреннюю миграцию и закрепить на местах молодых специалистов.
Невозможно постоянно «расширяться вширь, нужно расти ввысь». Мы должны изменить образ наших городов и сел, придать им современный облик, что потребует нового подхода к пространственному планированию и развитию, повысит требования к архитектурным и строительным нормам и стандартам. Вместе с тем это обязывает формировать городскую культуру и среду развития. Развитие города не только как промышленного, финансового, культурного центра, но и формирование культуры поведения и отношения людей друг с другом, нравственная, правовая и политическая культура человека.
Экономика регионов будет основываться на формировании «точек роста», которым будут обеспечены преференции от имени государства в зависимости от достигнутых успехов. Регионы будут конкурировать за право получения инвестиций, в том числе государственных. Регионы нуждаются в формировании рациональных моделей производства и потребления, которые позволят органически интегрировать их в страновое экономическое пространство. Урбанизация, развитие крупных региональных населенных пунктов как опорных точек развития, формирование в них логистических центров и промышленных предприятий обеспечат устойчивость производственно-экономических связей с прилегающими территориями, реальную интеграцию малого и среднего бизнеса. Специализация регионов на ограниченном числе производимых продуктов станет предпосылкой для развития в регионах крупного и конкурентоспособного производства. Вместе с тем система управления обеспечит баланс между регионами-лидерами и регионами, нуждающимися в поддержке в силу слабости экономического потенциала, обеспечит выполнение социальных и иных гарантий государства гражданину вне зависимости от территории проживания.
Планирование регионального развития должно быть основано на современном понимании комплексного пространственного планирования, учитывающем все природные, социальные и экономические факторы, опирающемся на геоинформационные и демографические данные. Планирование регионального развития должно производиться с использованием современных технологий в рамках национальной системы, связывающей планы различных отраслей и уровней управления в едином механизме планирования, мониторинга и корректировки развития. Данная система планирования должна стать основой формирования республиканского бюджета развития и межбюджетных отношений. Необходимо обеспечить снижение рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями, сократить загрязнение земельных и водных ресурсов за счет внедрения наилучших технологий и усиления контроля за деятельностью добывающих предприятий. Развитие эффективных энергетических и ирригационных сетей, дорожной и транспортной инфраструктуры, обеспеченность чистой питьевой водой и системами водоотведения населенных пунктов являются приоритетными задачами для государства. Ключевой задачей местных органов власти будет являться формирование экономических и социальных субъектов, обеспечивающих развитие на местах.
В сфере развития регионов определены следующие приоритетные задачи. Формирование конкурентоспособного рынка государственных, муниципальных и коммунальных услуг. Государство обеспечит условия для стимулирования вовлечения субъектов различных организационно-правовых форм в сферу предоставления услуг. Мотивационные факторы будут основываться на взаимовыгодных системах ценообразования, тарифных политик, принципах субсидирования, размещения государственного, муниципального и социального заказа среди наилучших поставщиков услуг.
Частный и некоммерческий сектор должны взять на себя основные функции предоставления услуг, освободив государственные и муниципальные органы от исполнения несвойственных для них функций, разгрузив республиканский и местные бюджеты. Развитие опорных городов и айылных аймаков – «точек роста» - на основе принципов бизнес-планирования. Задача территориальных государственных органов и органов МСУ будет заключаться в формировании среды, в которой субъектам развития в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты будут созданы максимально привлекательные условия для реализации их инициатив и привлечения человеческих и финансовых ресурсов. В этих целях будет целенаправленно проводиться обучение ОМСУ, повышение их квалификации в вопросах развития экономики регионов, необходимости привлечения инвестиций. Работа местных руководителей будет оцениваться по привлеченным инвестициям и вновь созданным рабочим местам. Развитие городов будет основываться не на решении срочных проблем инфраструктурного характера, а на использовании и продвижении существующих факторов развития, поддержки успешных инициатив и проектов. Комплексная система планирования и управления позволит сократить диспропорции в развитии регионов. Неспособность местных властей эффективно выполнять функции по развитию обуславливает проведение административно–территориальной реформы. Главная цель реформы – создать благоприятные условия для народа, оптимизировать вертикаль государственного управления, систему государственного и муниципального управления. Таким образом, в результате реформирования управления будет создано новое административно-территориальное деление Кыргызской Республики, в основу которого будут положены объективные социально-экономические процессы, эффективно регулируемые в рамках комплексной системы планирования и управления. Нам необходимо решительно идти на слом всех факторов, замедляющих развитие регионов, исключающих экономические мотивы роста региональной экономики, формирующих низкий уровень доступности социальных услуг живущего в регионах населения. Важно обеспечить их необходимой законодательной поддержкой и финансовыми ресурсами, а также создать необходимые экономические мотивации для разворота экономики в сторону регионов.
Новая модель территориального управления будет основана на повышении ответственности территориальных государственных органов и органов местного самоуправления в улучшении качества жизни граждан. Перед местными государственными администрациями будут поставлены новые задачи по реализации национальных, а также государственных отраслевых программ с учетом специализации и особенностей регионов. Для этого они будут наделены необходимыми управленческими, административными полномочиями и ресурсами, а также полномочиями делегировать государственные полномочия органам местного самоуправления1 . Очень важно, чтобы местная власть освоила реальные современные механизмы управления. Нужен пересмотр и переход от отраслевого управления к комплексному, связывающему территории и отрасли. Мы должны создать действенные механизмы для управления территориями и сохранения безопасности границ Кыргызской Республики. Социально-экономическое развитие приграничных территорий, наряду с разработкой и реализацией специальных экономических мер, должно достигаться, в том числе и через обеспечение пограничной безопасности.
Похожие материалы:
-
№11 (157) / 2024-12-09 Обучение будущих женщин-депутатов местных кенешей: результаты и перспективы поддержки Проекта УУМУ
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!