Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Комментарий Института политики развития в отношении комплексной системы планирования

2018-11-07 / Горячая тема
Комментарий Института политики развития в отношении комплексной системы планирования

Необходимо особо остановиться на пункте Национальной стратегии в отношении комплексного планирования: «Будет принят закон Кыргызской Республики, регулирующий порядок, процедуры, участников, форматы документов, выработку и утверждение единого регламента подготовки и принятия стратегических документов, а также увязки его с бюджетным процессом. Данный закон направлен на построение в Кыргызстане системы комплексного планирования, предусматривающей пространственное, территориальное планирование. Комплексная система планирования станет основой управления государственными бюджетными инвестициями, межбюджетными отношениями и будет служить ориентиром для инвесторов и граждан». Итак, речь идет о комплексной системе планирования – что за этим стоит?

Поскольку предложение поступило от ИПР, считаем необходимым расшифровать свое видение данной системы. Не все предлагаемые меры вошли в Национальную стратегию, не все из них поддерживаются государством и обществом, однако многие из них заслуживают изучения и обсуждения.

Для чего нужна комплексная система планирования?

Успех запланированных мер и достижение видения будущего Кыргызской Республики зависит от способности органов управления качественно взаимодействовать в рамках системы планирования и управления развитием. Для предотвращения рисков, связанных с дисбалансами регионального развития, и обеспечения условий для стимулирования развития в регионах – «точках роста», в первую очередь необходимо создать национальную систему планирования и управления региональным развитием. Национальная комплексная система планирования и управления региональным развитием должна включить аспекты пространственного, экономического, социального развития, установить четкую иерархию планов и завершить решение проблемы разграничения полномочий органов управления. Для этого система должна быть обеспечена необходимыми элементами:

  • правовыми условиями в виде отдельного закона о комплексном планировании и управлении региональным развитием;
  • органом государственного управления, чьей задачей будет выполнение данного закона и выполнение функций планирования и управления региональным развитием;
  • финансовыми, информационными и человеческими ресурсами, необходимыми для организации процесса и решения первоочередных задач регионального развития

Закон о комплексном планировании и управлении региональным развитием

Правовые условия в виде отдельного закона позволят создать прозрачную и ясную систему планирования регионального развития, основанную на комплексном подходе, который интегрирует пространственные, экономические, социальные и экологические цели и задачи устойчивого развития. Закон даст четкое и понятное всем определение понятия «регион», что заложит новые основы для региональной политики в ее современном понимании. В административном отношении закон установит взаимосвязь и иерархию всех уровней планирования развития, включая национальный рамочный план, региональные отраслевые планы, региональные территориальные планы и местные (муниципальные планы); определит взаимоотношения органов управления, участвующих в процессе планирования, ответственность исполнителей планов, требования к мониторингу и внесению изменений в планы различного уровня. Основой Национального рамочного плана должна стать Национальная стратегия развития. Национальный рамочный план страны будет планировать среднесрочное пространственное и социально-экономическое развитие страны в целом, определять основные параметры для разработки планов нижестоящих уровней. Региональные рамочные планы будут разработаны с учетом Национального плана и особенностями развития региона. Региональные планы будут расшифровывать направления развития, определенные Национальным планом для конкретного региона, а также задавать общие рамки развития для рамочных планов развития районов и городских агломераций в соответствии с административно-территориальным устройством страны. Цель рамочного плана района или городской агломерации – дать направления развития территории, скоординировать все потребности и инициативы местных сообществ, частного сектора и потенциальных инвесторов. Далее следуют местный план развития территории – пространственный план реализации местной программы социально-экономического развития, а также детальные планы землепользования, которые определяют виды использования земельных участков, инфраструктурные сооружения и сети более подробно. Закон установит требования к прозрачности процесса планирования; формы и способы участия граждан в процессе планирования, мониторинга и корректировки планов, их обжалования и апелляции. Закон создаст основу для формирования профессии планировщика развития и инфраструктуры услуг по планированию. Разработка современных планов развития с учетом пространственных и социально-экономических факторов требует междисциплинарного подхода, то есть совместной работы планировщиков, экономистов, социологов, экологов, картографов, геологов, аналитиков по мониторингу рисков стихийных бедствий, специалистов по транспорту, гидрологов, а также информации от рыночных, финансовых аналитиков, специалистов по государственным финансам. Закон создаст условия для формирования таких междисциплинарных команд, установит требования и процедуры их привлечения к процессам комплексного планирования.

Акт о государственном органе, ответственном за организацию и мониторинг процессов планирования и управления региональным развитием Эффективное функционирование национальной системы комплексного планирования и управления требует наличия уполномоченного государственного органа, ответственного за организацию и мониторинг процессов планирования и управления региональным развитием. Данный государственный орган должен иметь полномочия, чтобы обеспечить должный уровень межсекторного взаимодействия в процессе комплексного планирования, а также выполнить функции контроля исполнения планов развития, внесения в них корректировок по результатам мониторинга и оценки. Деятельность данного государственного органа должна быть основана на применении цифровых технологий, баз данных в целях обеспечения качества планирования. Орган должен выступить основным заказчиком в процессе сбора и анализа данных, необходимых для процесса комплексного планирования, включая статистику, цифровые и геоданные, для чего должны быть установлены четкие взаимоотношения данного органа с системой «Тундук». Функции и полномочия указанного государственного органа должны быть определены в нормативном правовом акте, форма и статус которого будут зависеть от формы и статуса данного уполномоченного органа. В данном акте также будут определены принципы управления государственными бюджетными инвестициями в развитие регионов, межбюджетными отношениями и заложены ориентиры для инвесторов, участвующих в региональном развитии.

Закон о Фонде устойчивого развития

Целенаправленные усилия государства в сфере устойчивого развития, особенно в отношении развития регионов – "точек роста", а также компенсационные меры, направленные на предотвращение рисков существенного отставания регионов со слабым экономическим потенциалом, должны надлежащим образом финансироваться из республиканского бюджета и других источников финансирования. Для этого необходимо предусмотреть возможность и условия создания и функционирования Фонда устойчивого развития, что потребует принятия специального закона. Важным принципом Фонда устойчивого развития должен стать внебюджетный характер его финансирования и межсекторный характер его управления. Фонд не должен финансироваться по остаточному принципу и не должен зависеть от конъюнктурных политических интересов, поэтому источником его финансирования следует определить часть национальных доходов, получаемых от использования национальных богатств, в первую очередь от эксплуатации недр и приватизации государственной собственности. Поскольку данные источники дохода являются собственностью всех поколений народа Кыргызской Республики, они должны направляться не на бюджетное финансирование текущих нужд действующего правительства, а на цели развития, достижение долгосрочного видения, задачи будущих поколений. Для сохранения и приумножения национальных богатств и достижения будущих целей устойчивого развития, Фонд должен функционировать по принципу возобновляемого капитала, инвестируя капитал и осуществляя текущую деятельность на доходы от инвестиций. Управление фондом должно быть построено на принципе паритетного участия государства, общества и бизнеса как субъектов развития. Фонд на возмездной и безвозмездной основе должен финансировать проекты и программы, направленные на достижение мультипликативного долгосрочного эффекта в различных сферах устойчивого развития, формирующих будущее Кыргызской Республики и ее регионов и определяемых коллегиальным органом управления. Далее журнал «Муниципалитет» предлагает изучить настоящую ситуацию в сфере комплексного планирования с помощью документа, подготовленного консультантами Всемирного банка.

Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления ИПР, член Национального совета по устойчивому развитию в 2018 году

Похожие материалы: