Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Устойчивость услуги не менее важна, чем инвестиции в инфраструктуру (результаты Проекта "Улучшение услуг на местном уровне" в 2015-2019 гг.)
В апреле 2019 года завершилась первая фаза Проекта «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого ХЕЛЬВЕТАС и Институтом политики развития (далее – Проект УУМУ).
Инновационность данного Проекта для Кыргызской Республики заключалась в том, что в приоритете были не столько инвестиции в инфраструктуру оказания услуг, сколько вопросы организации и устойчивости процесса предоставления услуг в соответствии с потребностями местного сообщества. Проект помог органам местного самоуправления наладить бизнес-процессы, управление услугой, задуматься о ее будущей устойчивости, определить ее формат на основании пожеланий потребителей и возможностей поставщиков. Проект также впервые применил некоторые новые подходы в управлении технической помощью. Например, вместо прямой организации активности на местах, Проект поручил выполнение этих задач органам МСУ, которые самостоятельно организовывали обсуждения, обучение, проводили закупки, в том числе консультационных услуг. Таким образом, Проект помогал органам МСУ не только усиливать их собственный потенциал, но и укреплять их продуктивные связи с местным бизнесом и сообществом. Важным фактором успеха Проекта также стало то, что он «шел по следам» Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (Проект ГГПОМСУ), финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития. Проект ГГПОМСУ «подготовил почву» для Проекта УУМУ – научил целевые муниципалитеты внимательно прислушиваться к голосу граждан, более полно учитывать их потребности при определении и реализации политики местного развития.
Проект УУМУ включал обширную грантовую программу, что делало его привлекательным для органов МСУ, которые часто рассматривают подобные проекты исключительно как источник инвестиций в инфраструктуру. Однако Проект УУМУ поставил перед своими партнерами – 30 целевыми муниципалитетами в Жалал-Абадской и Иссык-Кульской областях – новые задачи. Кроме разработки и реализации инвестиционного проекта, целевые муниципалитеты впервые столкнулись с необходимостью реализовать грант технической помощи, который предоставлялся для разработки планов действий по улучшению услуг (ПДУУ) и обеспечения логистики мероприятий Проекта на местах. Данный грант выдавался всем 30 пилотным муниципалитетам в одинаковом размере и перечислялся в местный бюджет (в Иссык-Кульской области Проект работал в 11 муниципалитетах, в Жалал-Абадской области – в 19-ти). Этот грант стал хорошей тренировкой для органов МСУ в планировании организации услуги и инвестиций, пройдя эту тренировку, целевые органы МСУ смогли получить гранты на реализацию ПДУУ. Но сама по себе разработка ПДУУ не означала автоматического получения финансирования организации услуги. Чтобы получить это финансирование, органам МСУ пришлось проходить через серьезные конкурсные испытания, защищать свои планы действий не только перед Проектом и государственными органами, но и перед своими коллегами из других органов МСУ. Данная финансовая помощь также зачислялась в местный бюджет и расходовалась органами МСУ в полном соответствии с законодательством о государственных закупках, что потребовало от муниципальных служащих существенно улучшить свои навыки закупок.
В рамках Грантовой программы Проектом УУМУ поддержано 38 ПДУУ на общую сумму 97 819 715 сомов, при этом собственный вклад муниципалитетов - 32 137 955 сомов, что составляет 32% от гранта, тогда как минимальные требования составляли 10%. Структура финансирования в разрезе типа услуг представлена на диаграмме. Примечательно, что, вопреки ожиданиям, ЖКХ и питьевое водоснабжение не стали доминирующими темами услуг. Практически в равных долях местные сообщества потребовали организации услуг образования и культуры. 11 услуг поддержано в сфере образования (школьного и дошкольного), в том числе два адаптационных класса для детей с особыми образовательными потребностями. 9 услуг поддержано в области обеспечения чистой питьевой водой и в области организации культурной и досуговой деятельности (парковые зоны, культурные и спортивные услуги). 8 услуг поддержано по благоустройству территории, освещению улиц и вывозу твердых бытовых отходов.
В апреле 2019 года в городах Караколе и в Жалал-Абаде были организованы региональные семинары по итогам деятельности первой фазы Проекта УУМУ. В семинаре приняли участие главы и торага АК пилотных айыл окмоту ИссыкКульской и Джалал-Абадской областей, местные консультанты/коучеры, региональные координаторы Проекта, кроме них, были приглашены представители непилотных айыл окмоту, заинтересованные в развитии межмуниципального сотрудничества. В общей сложности в семинарах участвовали 100 человек.
Руководителем Проекта Асель МАМБЕТОВОЙ была представлена презентация итогов проделанной работы в рамках Проекта - с мая 2015 г. по апрель 2019 г. Был показан проморолик о деятельности Проекта, снятый в Иссык-Кульской и ДжалалАбадской областях. Участники отметили большой вклад Проекта для получения опыта работы по разработке планов улучшения услуг: простая и доступная методика, которая охватывает все сферы деятельности по улучшению услуг. Им очень помогли полученные знания по методике расчетов тарифов на питьевую воду и вывоз ТБО. Ожидаемые трудности заключались в том, что на начальном этапе не все муниципальные служащие сразу смогли перестроиться на управленческие решения по улучшению услуги, все-таки в приоритете была инфраструктура. Возникали проблемы по работе с порталом госзакупок, но благодаря экспертной поддержке Проекта, были решены все неясные вопросы. Участники обменялись опытом по улучшению услуг, решению проблем и трудностей в своих муниципалитетах, а также обсудили применение приобретенных знаний, навыков и методологии, полученных от Проекта. Обсудили вопросы межмуниципального сотрудничества по решению вопросов местного значения: организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов; снабжения населения питьевой водой; обеспечения функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах; обеспечения экономического развития соответствующей территории, а также привлечения инвестиций и грантов.
Глава Б. Мамбетовского АО Иссык-Кульской области КООКОРОВ Иличбек в своей презентации отметил, что, благодаря методике разработки улучшения услуг, они смогли реализовать свои планы по обеспечению чистой питьевой водой жителей села Ак-Сай, запустить информационный центр для жителей айылного аймака. Для реализации этих планов были привлечены средства из других источников. Также по этой методике разрабатывают планы по утилизации ТБО.
Участники семинара из нецелевых АО выразили свое мнение после обсуждения всех вопросов. Глава Октябрьского АО Бакыт АКМОЛДОЕВ: «Хорошо, что пригласили нецелевые муниципалитеты, мы увидели достижения наших соседей, ставших целевыми партнерами Проекта УУМУ. Повышение потенциала АА в сфере улучшения услуг — это огромный вклад Проекта в развитии муниципалитетов. Именно в работе данного Проекта я увидел важный элемент: возможность объединить ресурсы ОМСУ, населения и поставщиков услуг для того, чтобы повысить доступность, качество и устойчивость услуг, которые оказываются в наших айылных аймаках. Наш АО готов с радостью стать пилотным АО в таком Проекте, как УУМУ».
Болот МАМБЕТОВ, глава Тонского айыл окмоту: «Мы видим результаты работы Проекта по Болот Мамбетовскому айыл окмоту. Целевые муниципалитеты по вопросам услуг на голову выше нас, поэтому мы бы хотели стать целевым айыл окмоту и приобрести все необходимые для работы знания и навыкам, получить финансовую помощь в организации услуг для нашего айыл окмоту».
Участниками пилотных айыл окмоту был отмечен большой вклад Проекта в понимание улучшения услуг, техническую поддержку и изменение сознания сотрудников айыл окмоту. Аскат КУБАТОВ, заместитель главы Жети-Огузского айыл окмоту: «Мы выражаем свою благодарность Проекту за оказанную финансовую и методическую помощь в улучшении услуг, которые у нас были проблематичными. Благодаря Проекту мы получили знания по работе с порталом Госзакупок и разработке местного реестра услуг. Проект отличается тем, что он не оставляет начатое и доводит все до конца».
Алишер ТАБАЛДИЕВ, первый вицемэр г. Балыкчы: «Очень благодарны Проекту за оказанную помощь в организации досуга в центральном парке г. Балыкчы. Также благодаря Проекту были рассчитаны и утверждены тарифы на питьевую воду и вывоз бытового мусора. Кроме этого, в рамках Проекта была проведена большая работа по обучению сотрудников муниципальных предприятий устойчивости оказанных ими услуг. За это мы очень благодарны народу Швейцарии».
Информация о результатах целевых муниципалитетов Проекта УУМУ
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!
-
№8 (142) / 2023-09-07 Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»