Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О взаимоотношениях МСУ и МГА

2019-06-17 / Юридическая консультация

Какие планы органов или руководителей органов МСУ могут или должны утверждать главы местных государствен- ных администраций?

В соответствии с нормами Конституции и иных законов Кыргызской Республики, местная государственная администрация не вправе вмешиваться с деятельность органов МСУ и утверждать какие-либо программы (планы) развития и иные документы органов МСУ, и, следовательно, органы местного самоуправления не обязаны предоставлять местной государственной администрации свои программы (планы) развития и иные документы для утверждения.

Вместе с тем, так как местная государственная администрация осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления соответствующей территории, создавая условия для реализации гражданами конституционного права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения (статья 7 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации»), в соответствии со статьей 9 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации», местная государственная администрация утверждает проекты программ социально-экономического развития и социальной защиты населения соответствующей территории и организует их исполнение, органы местного самоуправления вправе предоставлять свои планы местной государственной администрации по ее запросу для того, чтобы местная государственная администрация могла их учесть при разработке и утверждении программ социально-экономического развития района.

В соответствии со статьей 110 Конституции Кыргызской Республики, местное самоуправление – это гарантированное Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения, местное самоуправление осуществляется местными сообществами граждан непосредственно либо через органы местного самоуправления. Согласно части 2 статьи 111 Конституции Кыргызской Республики, исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица в своей деятельности подотчетны местным кенешам.

В соответствии с частью 3 статьи 112 Конституции Кыргызской Республики, местные кенеши в соответствии с законом утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение, утверждают программы социально-экономического развития местного сообщества и социальной защиты населения. В соответствии со статьей 113 Конституции Кыргызской Республики, государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия органов местного самоуправления, органы местного самоуправления несут ответственность перед государством и его органами за исполнение законов, перед местным сообществом – за результаты своей деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации», местная государственная администрация в части своих взаимоотношений с органами местного самоуправления руководствуется законами о местном самоуправлении. В соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации», местная государственная администрация, как государственный орган исполнительной власти, обеспечивает на территории района согласованную деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики, их взаимодействие с органами местного самоуправления. Согласно статье 3 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации», органы исполнительной власти района осуществляют свою деятельность на принципах сочетания общегосударственных и местных интересов, разграничения функций и полномочий государственной администрации и местного самоуправления.

В соответствии со статьей 27 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», взаимоотношения местных кенешей с местной государственной администрацией строятся на основе принципа разграничения функций, наделения кенеша и местной государственной администрации присущими им и установленными законодательством Кыргызской Республики полномочиями, органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов, входящих в компетенцию местных кенешей. Согласно части 2 статьи 31 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», на сессии городского, айылного кенеша решаются вопросы утверждения и контроля за выполнением программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения. Согласно части 1 статьи 47 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», айыл окмоту разрабатывает проекты программ социально-экономического развития территории и обеспечивает их выполнение после утверждения айылным кенешем.

Рубрика подготовлена совместными усилиями Института политики развития, Союза МСУ при поддержке Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития (Проект ГГПОМСУ). Консультанты: Бектурган ОРОЗБАЕВ, Нуржан КОЖОШЕВА, Нуржан МАМЫРАЛИЕВА