Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Союз МСУ и ИПР подготовили Доклад Жогорку Кенешу КР о воздействии законодательства на развитие МСУ в Кыргызской Республике (часть 1)

2019-11-30 / Горячая тема

Для чего нужен Доклад?

Местные сообщества и органы местного самоуправления (далее – МСУ) имеют неустойчивые и хаотичные каналы прямой связи с Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее – ЖК КР), их мнение слабо учитывается при отчете Правительства КР перед парламентом. Поэтому ЖК КР оценивает ситуацию в МСУ и результаты своей законотворческой работы для МСУ либо со слов исполнительной власти, либо на основании личных наблюдений отдельных депутатов, либо по информации из публикаций средств массовой информации (далее – СМИ). Все эти источники информации не могут быть признаны достаточными для того, чтобы дать объективную оценку воздействия законов, принимаемых ЖК КР, на МСУ и работу правительства по исполнению этих законов.

ЖК КР необходим альтернативный источник информации, устойчивая прямая связь с местными сообществами и органами МСУ, исключающая намеренное или ненамеренное искажение информации, поступающей от исполнительной государственной власти или СМИ.

Более 60% органов МСУ обращаются в ЖК КР и Правительство КР по поводу проблем, возникающих при реализации норм действующего законодательства (редко – 55,2%, часто – 5,8%1). Более половины органов МСУ (51,2%) заявляют о том, что ЖК КР и Правительство КР не предоставляют информацию в ответ на их обращения. Большое число таких обращений и индивидуальное общение с каждым органом МСУ создают для высших органов управления административную проблему. Поэтому необходимо создать новый канал взаимодействия. В отношении ЖК КР таким каналом может стать данный Доклад.

К сожалению, долгое время слабый голос МСУ позволял приносить его интересы в жертву политической и экономической конъюнктуре, искажать прогнозные последствия некоторых решений для МСУ в глазах депутатов ЖК КР. Так было, например, когда на органы МСУ была возложена часть обязательств по выплате заработной платы учителям, хотя образование является государственной функцией, а ЖК КР не имел информации о нарушении принципа разграничения бюджетов, функций и полномочий государственных органов и органов МСУ.

ЖК КР оказывает прямое воздействие на формирование органов МСУ и взаимоотношения между местными кенешами и исполнительными органами МСУ. Местные кенеши являются воплощением парламентской демократии в Кыргызской Республике на местном уровне, так как они избираются напрямую населением и представляют население соответствующей территории, и копируют модель устройства власти на национальном уровне. Однако до сих пор местные кенеши работают изолированно, что затрудняет их развитие, они недостаточно взаимодействуют с ЖК КР и другими государственными органами, нередко допускают нарушения законов, интерпретируя их без четкого понимания воли законодателей. Со своей стороны, ЖК КР не имеет информации о том, как законы применяются местными кенешами в своих местных нормативных правовых актах (далее – НПА), каков базис парламентской демократии на местах и каковы кадровые и политические перспективы ее развития.

Данные проблемы были обсуждены на Форуме МСУ КР «Роль органов МСУ в комплексном развитии регионов Кыргызской Республики» 3 июля 2018 года (материалы форума доступны на сайте: http://dpi.kg/ru/library/full/281.html), по результатам которого была принята Резолюция, которая отметила необходимость внедрения новых инструментов оценки воздействия работы ЖК КР на развитие местных сообществ.

Союз МСУ в партнерстве с Институтом политики развития (далее – ИПР) разработал концепцию Доклада Жогорку Кенешу КР о воздействии законодательства, принятого в период 2006-2018 гг., на развитие МСУ в Кыргызской Республике (далее – Доклад). Согласно методологии, Доклад не является только письменным документом в обычном понимании. Доклад – это инструмент, дополнительная возможность мониторинга контрольной функции ЖК КР, воздействия законов и других актов ЖК КР, обсуждения результатов этого мониторинга и корректирования решений по итогам обсуждения. Практика подобных докладов применяется в других секторах и странах, например, доклады Омбудсмена также используются как инструмент регулярного взаимодействия заинтересованных сторон, мониторинга и оценки качества принимаемых решений.

Методология Доклада была разработана с учетом практики предоставления подобных докладов по другим направлениям и представлена трем комитетам ЖК КР: Комитету по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК КР; Комитету по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию ЖК КР; Комитету по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению ЖК КР.

Цикл работы над Докладом начался со сбора и анализа информации, включая качественные и количественные исследования, кадрирование ситуаций. Информация для данного Доклада собиралась путем проведения фокус-групповых обсуждений с органами МСУ, анкетирования представителей органов МСУ, изучения открытых источников и запроса информации у органов государственного управления. Всего в процессе подготовки Доклада приняли участие 76 представителей органов МСУ КР.

Затем 15 октября 2019 г. проект Доклада был направлен 15 государственным органам, 28 октября 2019 г. прошел обсуждение с органами государственного управления, в результате которого заинтересованные государственные органы получили возможность внести свои дополнения в Доклад, а также представить альтернативное мнение о его выводах и рекомендациях.

Ожидается, что в результате внедрения Доклада как регулярного инструмента коммуникации и мониторинга установится прямая связь ЖК КР с местными сообществами; интересы местных сообществ получат механизм реального учета в процессе принятия решений; контрольная функция ЖК КР получит новое качественное выражение – оценку воздействия законов по объективным индикаторам.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИССИЯ ДОКЛАДА

Содействовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики в исполнении  им контрольной функции; совершенствовании законодательства, оказывающего воздействие на развитие местного самоуправления, и обеспечить учет интересов органов местного самоуправления в меняющемся законодательстве.

ТЕХНИЧЕСКАЯ МИССИЯ ДОКЛАДА

Предоставить депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики целостное представление о тенденциях развития местного самоуправления Кыргызской Республики вне отраслевого разреза.

КОММУНИКАЦИОННАЯ МИССИЯ ДОКЛАДА

Дать возможность органам местного самоуправления Кыргызской Республики представить свое обобщенное мнение о воздействии законодательства на развитие местного самоуправления и укрепить коммуникационную связь между Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и органами местного самоуправления Кыргызской Республики.

Первая часть Доклада ("Развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике в 2016- 2018 гг.") представляет собой целостное описание состояния представительных и исполнительных органов МСУ, включая текущие тенденции и проблемы развития. Здесь содержатся факты и выводы, представляющие интерес не только для всех уровней управления, но и для граждан. Не случайно эта часть Доклада начинается с результатов обзора уровня доверия граждан к органам МСУ. Органы МСУ считают, что суть МСУ заключается в участии и доверии граждан, на которых строится вся система власти.

Вторая часть Доклада ("Воздействие на местные сообщества и органы МСУ законов, принятых в 2016-2018 гг.") посвящена описанию влияния принятого законодательства на развитие МСУ. В ходе разработки Доклада органы МСУ выражали свое отношение к конкретным законам, отмечая их преимущества и недостатки. Перечень законов, рассмотренных в настоящем Докладе, был определен органами МСУ совместно с экспертами и не смог включить весь массив законов, принятых ЖК КР за прошедшие годы, поэтому он был ранжирован в соответствии с мнением органов МСУ.

Доклад содержит также календарь существенных событий в сфере формирования нормативной правовой среды для функционирования МСУ в Кыргызской Республике, который иллюстрирует многообразие и разнонаправленность правовых мер, влияющих на развитие МСУ.

Краткое содержание Доклада

Местное самоуправление – это первичная и важнейшая часть системы управления Кыргызской Республикой, от его состояния и способности удовлетворять потребности граждан зависит отношение населения к власти в целом. Поэтому крайне важно понимать, что граждане в целом положительно относятся к деятельности органов МСУ. Тем не менее, начиная с 2016 г., оптимистичное восприятие МСУ населением, оставаясь относительно высоким, устойчиво снижалось. В 2018 г. граждане вдохновились перспективами МСУ в свете указов Президента КР о развитии регионов 2018 и 2019 годов, но уже в 2019 г. вдохновение вновь сменилось сдержанным оптимизмом. Представители самих органов МСУ настроены по отношению к своей службе более скептически. Так, почти каждый третий муниципальный служащий испытывает по отношению к состоянию МСУ жалость или раздражение.

Доверие населения существенно растет к тем органам МСУ, где хорошо налажена информационная работа с гражданами, где с ними поддерживается постоянный диалог. Но жители многих сообществ недостаточно информированы о своих правах и обязанностях в отношении МСУ и не являются его активными субъектами. Проблема заключается не только в ограниченности технического доступа к информации (затрудненный или дорогой доступ к Интернету, частое обновление НПА и нерегулярность получения материалов, помогающих правильно понимать и применять эти НПА) и отсутствии эффективных коммуникаций между МСУ и гражданами. Органы МСУ при планировании и осуществлении социального и экономического развития местного сообщества в большинстве случаев слабо учитывают реальные потребности населения. Неудивительно, что, несмотря на довольно высокий уровень доверия к МСУ, граждане стремятся к прямому взаимодействию, непосредственному контакту с органами МСУ, избегая при этом таких форм взаимодействия, которые построены на представительском принципе, – выборы депутатов местных кенешей и работа через НКО. Проще говоря, граждане верят только собственным глазам и ушам, избегая любых посредников (диаграмма 3)

1 Источники: ИПР: опрос общественного мнения в рамках реализации Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс»; SIAR: Public Opinion Survey Residents of Kyrgyzstan // The survey was conducted by Dr. Rasa Alisauskiene of the public and market research company Baltic Surveys/The Gallup Organization on behalf of the International Republican Institute. The field work was carried out by SIAR Research and Consulting, 2018.

В отношении развития местных кенешей единого мнения о воздействии политических партий на работу местных кенешей не сложилось, и системе управления, аналитическим центрам еще предстоит изучить это воздействие, чтобы выработать обоснованные рекомендации. И все же подавляющее большинство (79%) представителей органов МСУ считают, что местные кенеши не должны формироваться по партийному принципу. Большим достижением ЖК КР стало принятое в 2019 г. решение о введении 30-процентной представительской квоты для женщин в местных кенешах. До этого низкий уровень представленности женщин в кенешах отражал их уязвимое положение в процессе принятия решений, что подтверждается снижением на 3% доли женщин-депутатов в течение 2016-2019 гг. за счет движения мандатов. Значительная часть (более 44%) депутатов местных кенешей имеет среднее или среднее специальное образование. Учитывая уровень школьного и среднего специального образования в Кыргызской Республике, от них трудно ожидать компетентности в государственном управлении. У остальной части депутатов также не хватает специальных знаний об управлении. При этом в стране отсутствует какая-либо форма обучения для депутатов кенешей. Все это создает серьезные препятствия для эффективной работы кенешей и МСУ в целом.

Уровень образования, влияние партийного фактора приводят к роспускам местных кенешей. Всего за период с 2016 по 2019 год. было распущено 34 местных кенеша, что позволяет назвать систему представительной демократии на местах относительно неустойчивой.       

Муниципальная служба эволюционно развивается, и важным достижением необходимо считать принятие нового Закона КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» от 30 мая 2016 года, № 75. Но и здесь обнаружен ряд проблем. Так, снижается доля женщин на муниципальной службе, особенно на политических должностях. Национальный состав исполнительных органов МСУ незначительно изменился в сторону большего разнообразия, однако представленность национальных меньшинств в органах МСУ примерно в 3 раза ниже, чем доля этих меньшинств в населении страны. Муниципальная служба демонстрирует тенденцию старения состава: лица предпенсионного и пенсионного возраста в 2019 г. занимают почти 22% муниципальных должностей, что на 4% больше, чем в 2016 г. Позитивная динамика наблюдается в отношении уровня образования муниципальных служащих – доля служащих с высшим образованием по сравнению с 2016 г. выросла на 5%. Невыясненным однако остался факт исчезновения из статистики 716 человек, имеющих среднее образование, которые до 2016 года занимали различные муниципальные должности. Стабилизировался уровень текучести кадров, всплеск которой в 2016 г. был обусловлен сменой политических руководителей органов МСУ. Тем не менее сохраняется риск нового всплеска в 2020-м и 2021 году, так как не принято мер противодействия практике замены команды после смены главы исполнительного органа МСУ, что наносит ущерб преемственности и качеству муниципальной службы. Органы МСУ поддерживают необходимость прохождения конкурса в Государственной кадровой службе КР (далее – ГКС) на замещение должностей муниципальных служащих, но замечают, что в условиях дефицита кадров это превращается в проблему, когда кандидаты на должности не могут пройти тест из-за сложных вопросов, и кадровый состав органов МСУ остается неукомплектованным.

С момента принятия Закона КР «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий» от 9 июля 2013 года, № 127 прошло 6 лет. Уже второй созыв ЖК КР рассматривает причины, по которым закон не работает в полную силу в течение столь длительного времени. По общему мнению, основными причинами, препятствующими реализации закона, являются: отсутствие четкого разграничения полномочий и ответственности между государственными органами и органами МСУ; трудности в определении стоимости делегируе мых полномочий; бюрократическое сопротивление аппаратов государственных органов. Также процесс делегирования не всегда приветствуется со стороны органов МСУ, особенно дотационных, для которых поступления межбюджетных трансфертов на исполнение делегированных полномочий означает автоматическое снижение суммы выравнивающего гранта. Однако прогресс в реализации механизма все же наблюдается. Так, в отношении примерно 40 % полномочий, отнесенных Законом КР «О местном самоуправлении» от 15 июля 2011 года № 101 к основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам МСУ, Правительством КР ведется активная работа.

Ясно обозначенная Президентом КР в последние два года политика развития регионов должна была найти свое отражение в ситуации, касающейся местных бюджетов, из которых финансируется создание условий жизни для граждан. Однако данные показывают, что распределение доходов между местными и республиканским бюджетами слабо учитывает приоритеты страны в отношении регионального развития. В результате, большинству органов МСУ не хватает ресурсов для качественного исполнения собственных функций и делегированных государством полномочий. В сравнении с темпами роста доходов республиканского бюджета, доходы местных бюджетов практически не растут. Всплеск наблюдался только 2011-2012 гг., а затем в течение трех лет наблюдалось снижение общего объема доходов местных бюджетов, тогда как доходы республиканского бюджета растут устойчивыми темпами. Начиная с 2014 года, динамика объемов местных бюджетов практически отсутствует, что в условиях инфляции и растущих обязательств означает фактическое снижение объемов финансирования. При этом доля доходов местных бюджетов в совокупном объеме доходов республиканского и местных бюджетов устойчиво снижается. Все это говорит о том, что вопросы местного значения, включая тяжелые финансовые обязательства по инфраструктуре, остаются недофинансированными.

Замечено, что рост финансирования вопросов местного значения и органов МСУ напрямую влияет на снижение многомерной бедности и улучшение условий жизни граждан. Это одно из лучших политических доказательств необходимости увеличения финансирования МСУ2.

В качестве приоритетных направлений совершенствования политики межбюджетных отношений органы МСУ называют следующие: финансирование делегированных полномочий; политику выравнивания бюджетной обеспеченности; политику распределения регулируемых доходов; выделение стимулирующих (долевых) грантов; планирование доходов местных бюджетов; распределение внутренних инвестиционных проектов капитальных вложений. Поэтому особая задача для всех уровней управления, включая ЖК КР, закрепленная в Национальной стратегии развития на период 2018-2040 гг. и не решенная до настоящего момента, – это необходимость процесса согласования межбюджетных отношений между Правительством КР и органами МСУ.

Тревогу вызывает и качество управления муниципальной собственностью, которая представляет собой существенную часть экономического потенциала органов МСУ, в особенности земля и объекты недвижимости. При умелом управлении эта собственность из объекта расходов должна превратиться в источник доходов или, по крайней мере, не ложиться финансовым грузом на местный бюджет. Однако анализ состава муниципальной собственности говорит о том, что он должен быть оптимизирован с целью сокращения необоснованных расходов органов МСУ на содержание непрофильных объектов. Для этого требуется внести уточнения в законодательство. Из года в год снижается количество сделок с муниципальной недвижимостью. Главная причина, к сожалению, заключается в том, что объектов, пригодных, например, для продажи или аренды, становится все меньше и меньше. Почти остановились сделки купли-продажи, в 2017 г. и 2018 г. были зарегистрированы лишь их единичные случаи. Данные говорят о том, что продавать уже почти нечего.                                                                                                                                                   

Озабоченность вызывает также эффективность сделок, которая за период 2017-2019 гг. привела к потерям местных бюджетов в сумме 21 млн сомов (по минимальным оценкам), и это только в отношении продажи объектов недвижимости, без учета продажи земли. И именно в отношении управления муниципальной собственностью органы МСУ допускают значительную часть нарушений законодательства.

Данными о правонарушениях, совершаемых органами МСУ, владеет Генеральная прокуратура КР. Однако формат представления этой информации постоянно меняется, и провести какой-либо анализ не представляется возможным. Важно отметить, что, несмотря на неоднократные обращения, Генеральная прокуратура КР продолжает в своей отчетности объединять органы МСУ и местные государственные администрации (далее – МГА) в одну категорию органов управления.

Согласно данным Генеральной прокуратуры КР, в 2018 г. из 2030 проверок, проведенных в рамках борьбы с коррупционными нарушениями, 746 (37,7%) проверок проведены в органах МСУ и МГА. Большинство выявляемых нарушений приходилось на действия должностных лиц органов МСУ, связанных с проведением государственных закупок и несоблюдением требований законов о противодействии коррупции, ущерб от которых в сумме более 3 млрд сомов был возмещен по нарушениям в сфере управления муниципальной собственностью.

Согласно предварительным данным Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту ЖК КР, проверяющего исполнение Закона КР «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления» от 31 марта 2016 года, № 32, нарушения закона выявлены как со стороны государственных органов, так и органов МСУ.

Таким образом, дальнейшее развитие МСУ в Кыргызской Республике напрямую влияет на качество жизни граждан, а потому требует комплексного подхода к совершенствованию условий для его эффективного функционирования. В числе мер, необходимых для совершенствования МСУ и условий его работы, ключевое местозанимает развитие национального законодательства. Поэтому оценка воздействия принятых законов на развитие МСУ приобретает особую актуальность.

Законы, оказавшие наибольшее влияние на развитие местных сообществ и органов МСУ

В целом, органы МСУ позитивно оценивают воздействие законов, принятых ЖК КР за период с 2016 по 2018 год. Так, из 18 законов, отобранных для изучения их воздействия, позитивную оценку большинства органов МСУ получили 14 законов, что составляет 78% от их общего количества. Наилучшее воздействие, по мнению органов МСУ, оказали следующие законы:

  • Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 27 января 2018 года, № 16, который позволил улучшить качество оказания услуг населению, повысил доверие к органам МСУ; разъяснил ситуацию с расходами местного бюджета на создание бизнес-предприятий, создал условия для его целевого использования, улучшил контроль над расходами в части муниципальных предприятий;
  • Закон КР «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» от 28 декабря 2016 года № 218, который принял во внимание предложения депутатов местных кенешей; исключил случаи «групповщины», сделал взаимоотношения между главой МГА и местными кенешами более прозрачными и здоровыми;
  • Закон КР «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления» от 31 марта 2016 года, № 32, который установил порядок проведения проверок органов МСУ и сократил количество незаконных и хаотичных проверок со стороны различных проверяющих и правоохранительных органов;
  • Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О государственных и муниципальных услугах», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики») от 20 июля 2017 года, № 162, который позволил установить прозрачный порядок определения детей в сады и школы, обеспечить населению доступ к информации в режиме он-лайн; повысить информированность населения в целом;
  • Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий», «О переводе (трансформации) земельных участков») от 2 августа 2018 года, № 79, который позволил узаконить многие жилые дома, построенные на землях сельскохозяйственного назначения, что решило проблемы большого количества семей; в будущем должен сократить число случаев самовольного распределения земли;
  • Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах от 10 августа 2018 года, № 190, который создал условия для усиления контроля со стороны органов МСУ за процессом формирования доходной части местного бюджета.
  • Работа над Докладом подтвердила гипотезу о том, что узкосекторный подход к решению ведомственных задач через изменение законодательства крайне негативно отражается на практических результатах, что отмечается органами МСУ. Так, воздействие четырех законов, полностью ориентированных на решение секторных задач, принятых без учета конструкции взаимоотношений государственных органов и органов МСУ и не принимающих во внимание особенности двухуровневой бюджетной системы, получило негативную оценку со стороны органов МСУ. Это:
  • Закон КР «Об охране и защите от семейного насилия» и от 27 апреля 2017 года, № 63, Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам охраны и защиты от семейного насилия» от 27 апреля 2017 года, № 64, которые практически не выполняются, так как у органов МСУ для их выполнения нет ресурсов для разработки и реализации программ и создания социальных служб, нет навыков и знаний для эффективной работы с жертвами насилия;
  • Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «Об адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», «О местном самоуправлении»), который лишь формально выполняется органами МСУ в силу отсутствия штатной единицы юриста в органах МСУ, недостатка квалифицированных юристов на местах, неспособности действующих сотрудников органов МСУ предоставить правовые консультации гражданам;
  • Закон КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года, № 163, который создал сложности в процессе сбора документов, определения степени нуждаемости; исключил органы МСУ из процесса выявления потребностей и вызвал рост негативного отношения к органам МСУ со стороны граждан, недовольных практикой назначения пособий, которые не желают разбираться, где кончается ответственность органов МСУ и начинается ответственность государства.

Отдельную тему для обсуждения представляет собой сложившаяся практика неконтролируемого расширения перечня вопросов местного значения без подкрепления этих функций необходимыми ресурсами. Так, только в течение 2018-2019 гг. было внесено 10 реализованных и нереализованных предложений, инициаторы которых предлагали расширить перечень вопросов местного значения. Больше всего угнетает и тревожит органы МСУ в этой ситуации то, что только в 2 из 9 предложенных инициатив был рассмотрен вопрос финансирования исполнения предлагаемых органам МСУ новых функций из республиканского бюджета. Справки-обоснования к остальным инициативам содержали стандартную формулировку о том, что проект НПА не требует дополнительного финансирования из государственных бюджетных средств. В результате органы МСУ делают вывод, что инициаторы расширения перечня вопросов местного значения не рассматривают местные бюджеты как часть общегосударственного бюджета, полагая, что местные бюджеты финансируются каким-то особым образом, не связанным с налоговой и неналоговой доходной системой Кыргызской Республики. На самом же деле местные бюджеты являются частью консолидированного бюджета республики, поэтому в соответствии с принципом, согласно которому деньги следуют за функциями, вслед за изменением распределения функций между государственными органами и органами МСУ должны меняться и межбюджетные отношения, перераспределяя доходы между бюджетами. Поэтому здравый смысл и Конституция КР диктуют, что в справке-обосновании к таким инициативам должны указываться стоимость исполнения функции и источники ее финансирования, исключая местные бюджеты, которые рассчитаны на минимальное финансирование уже существующих вопросов местного значения, но не новых, дополнительных.

Органы МСУ выражают крайнюю степень обеспокоенности сложившейся традицией и практикой расширения перечня вопросов местного значения без подкрепления ресурсами и просят Жогорку Кенеш КР ввести запрет на расширение перечня вопросов местного значения без финансового обоснования источников и механизмов финансирования предлагаемых органам МСУ новых функций.

Через Доклад органы МСУ представляют обширный перечень рекомендаций, адресованный различным уровням управления, при этом рекомендации включают как оперативные меры, так и системные изменения. Важнейшим условием для их успешной реализации является совместная работа государственной власти и органов МСУ в целях улучшения условий жизни граждан Кыргызской Республики, вне зависимости от места их проживания.

 

 

Похожие материалы: