Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (107) 30 Сентября 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О зарплате для торага и ответственного секретаря местного кенеша

2020-05-07 / Горячая тема

Бектурган ОРОЗБАЕВ, менеджер по работе на национальном уровне Проекта ГГПОМСУ

Два года понадобилось, чтобы решить наболевшую и острую проблему организации ра- боты местного кенеша. После двух лет обсуж- дений и споров, Президент КР подписал закон, который не только вводит заработную плату для торага и 
ответственных секретарей мест- ных кенешей, но вводит ряд других новшеств. В   частности, обязательность   согласования проектов НПА с органами МСУ.
 
8 августа 2018 года Президент КР подписал Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности органов местного самоуправления», который предусматривает внесение изменений в следующие законы:
 
– «О местном самоуправлении»,
 
– «О статусе столицы»,
 
– «О статусе города Ош»,
 
– «О статусе депутатов местных кенешей»,
 
– «О нормативных правовых актах КР»,
 
– «О Регламенте Жогорку Кенеша КР».
 
Законопроект был разработан в 2016 году проектом ВАП и инициирован депутатами ЖК КР К. БОКОЕВЫМ, Н. НИКИТЕНКО, У. КЫДЫРАЛИЕВЫМ, принят Жогорку Кенешем КР 29 декабря 2016 года.
Но по причине нечеткого определения источников финансирования, принятый Закон был возвращен в Жогорку Кенеш с возражением Президента КР (от 10.02.2017, №01-01-504) с рекомендацией о доработке его отдельных норм.
Далее постановлением Жогорку Кенеша КР (от 9 марта 2017 года, №1407 – VI) была образована Согласительная группа для выработки согласованного варианта по отдельным нормам принятого закона. В процессе долговременной затруднительной работы Согласительной группы инициаторы закона с участием ВАП выработали согласованный вариант закона, который был одобрен Жогорку Кенешем и подписан Президентом КР 8 августа 2019 года.
 
Принятый Закон направлен на совершенствование  отдельных  норм  законодательства в сфере местного самоуправления и решение
ряда накопившихся вопросов в деятельности органов местного самоуправления, включая следующие.
 
Повышение роли Союза МСУ и муниципальных ассоциаций в нормотворческом процессе и обеспечение 
стабильности нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления.
Принятый закон направлен на усиление роли союза, ассоциаций органов МСУ, а также обеспечение учета мнений и интересов органов МСУ при принятии нормативных правовых актов. Так, согласно статье 21 Закона КР «О НПА», статье 47 Закона КР «О регламенте ЖК КР», отныне проекты нормативных правовых актов перед их внесением Президенту, Правительству, Жогорку Кенешу подлежат в обязательном порядке согла- сованию с ассоциациями, союзами органов местного самоуправления, если проекты нормативных правовых актов непосредственно затрагивают интересы местных сообществ и органов местного
самоуправления.
 
Внедрение норм о регламентах исполнительного органа МСУ
Данное  изменение  позволит  установить  единые подходы к регламентированию и организации работы исполнительных органов МСУ, обеспечению прозрачности и доступа граждан к информации, находящейся в ведении органов МСУ. Ранее как такового требования к исполнительным ОМСУ не было в законодательстве, что подтверждалось отсутствием регламентов у них и разными подходами к работе в разных АО и мэриях. В целях решения данного вопроса, ГАМСУМО в процессе рассмотрения настоящего проекта закона утвердило Типовой регламент АО своим приказом №01-18/156 от 21 ноября 2017 г. На сегодня остается принятие аналогичного документа и для мэрий городов.
 
Упрощение процедур нормотворческой инициативы
Если ранее правом местной нормотворческой (народной) инициативы обладали не менее одной трети членов местного сообщества, например, для города Бишкек составляет 300 000 членов, то теперь данная норма сбалансирована и предусматривает следующее.
Численность членов местного сообщества, обладающих правами местной нормотворческой инициативы, устанавливается с учетом численности населения соответствующей административно-территориальной единицы:
1)  город Бишкек, Ош – 5000 членов;
 
2) городские и айылные кенеши (по численности населения административно-территориальной единицы по состоянию на 1 января года, в котором проводятся выборы, согласно статистическим данным):
 
•   до 6000 – 300 членов;
 
•   от 6001 до 20000 – 600 членов;
 
•   от 20001 и выше – 1000 членов.
 
Упорядочивание актов, принимаемых исполнительными и представительными органами МСУ
Отныне местные кенеши могут принимать коллегиально не только постановления нормативно-правового характера, но и распоряжения организационно-распорядительного характера, которые не выносятся на официальное опубликование и не направляются в Министерство юстиции для внесения в Реестр НПА. 
Кроме этого, законом дается право председателю МК принимать единолично распоряжение по вопросам организационно-кадрового характера. Помимо этого, закон упорядочивает акты, принимаемые главой исполнительного ОМСУ, – постановления и распоряжения.
 
Упрощение процесса официального обнародования и официального опубликования принятых НПА
Указанное изменение направлено на обеспечение реального доступа граждан к принимаемым нормативным правовым актам местного кенеша, посредством упрощения их обнародования. Впредь по решению местного кенеша проекты нормативных правовых актов, принимаемые местным кенешем, могут размещаться в специальных местах обозрения (досках, стендах), определяемых местным кенешем, что в последующем обеспечит гражданам реальный доступ к принятым НПА и упрощает порядок официального опубликования принятых НПА.
 
Создание условий для самостоятельной организации деятельности айылного кенеша и его постоянных комиссий
Принятое изменение является одним из важных новшеств, поскольку Закон направлен на повышение потенциала айылных кенешей, посредством внедрения отдельной штатной единицы (ответственного секретаря) в айылных кенешах, установление заработной платы для председателей айылных кенешей, на уровне заработной платы председателей городских кенешей. Данная норма позволит устранить в определенной мере неравенство между айылными и городскими кенешами, что позволит активизировать и повысить эффективность деятельности айылного кенеша и его постоянных комиссий, а также усилит его подотчетность перед избирателями.
 
В частности, Законом устанавливается заработная плата председателям айылных кенешей в айылных аймаках с численностью населения свыше 20000 человек и внедряется отдельная штатная единица ответственного секретаря в айылных кенешах, с численностью населения айылного аймака свыше 6000 человек. Данная ограничительная мера была принята Согласительной комиссией, с учетом нехватки 
бюджетных средств и государственной политики, направленной на укрупнения административно-территориальных единиц (айылных аймаков) в рамках административно-территориальной реформы. Тем самым принятый Закон устанавливает следующие нормы. С учетом численности населения по состоянию на 1 января текущего года организационное обеспечение деятельности айылного кенеша административно-территориальной единицы возлагается:
 
• менее 6000 человек - на аппараты айыл окмоту соответствующего айылного аймака;
 
• свыше 6001 человека - на ответственного секретаря местного кенеша. (ч.2 ст. 35 Закона о МСУ);
 
• председатель городского кенеша и местного кенеша, с населением не менее 20001 человека, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
 
Председатель местного кенеша административно-территориальной единицы, с численностью населения менее 20001 человека, по состоянию на 1 января текущего года исполняет свои обязанности на общественных началах, но на период работы сессии местного кенеша получает единовременную компенсацию (ч. 9 и 10 ст. 37 Закона о МСУ).
 
Принятый Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. При этом положения Закона, касающиеся ответственного секретаря айылного кенеша, вступают в силу с 1 июля 2019 года. Положения Закона, касающиеся председателя айылного кенеша, вступают всилу с 1 июля 2020 года.