Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Секвестр (сокращение) местных бюджетов ослабит органы МСУ в борьбе с эпидемией

2020-05-08 / Горячая тема
Секвестр (сокращение) местных бюджетов ослабит органы МСУ в борьбе с эпидемией

В период подготовки данного номера журнала «Муниципалитет» стало известно, что стимулирующие гранты вернули в бюджет страны! Спасибо депутатам ЖК КР, которые помогли защитить местные бюджеты, а также самим органам МСУ, которые заняли активную позицию.

На фото: министр финансов КР Б. Жеенбаева, фото с сайта ЖК КР

В то время как менее половины школ Кыргызской Республики имеет устойчивый доступ к чистой воде1, у органов местного самоуправления нет ресурсов, чтобы обеспечить санитарную безопасность школ и детских садов к новому учебному году. Ситуация станет еще хуже, поскольку Правительство КР предложило Жогорку Кенешу КР сократить гранты органам МСУ на 15% или почти на 600 миллионов сомов.

Структура финансирования стимулирующих грантов для органов МСУ, среднее по результатам 2018-2019 гг., в процентах 

Источник: http://www.minfin.kg/

Жогорку Кенеш КР рассматривает проект закона о внесении изменений в республиканский и местные бюджеты. В условиях сокращения доходов приходится урезать расходы. Под «нож» попадут и местные бюджеты. Речь идет об исключении финансирования стимулирующих грантов, которые республиканский бюджет предоставляет органам МСУ для софинансирования капитального ремонта или строительства важных для местных сообществ объектов.

Кенжебек БОКОЕВ, депутат ЖК КР: «От многих айыл окмоту поступают групповые обращения по поводу исключения из бюджета финансирования стимулирующих грантов в объеме 600 миллионов сомов. Мы настаиваем на том, чтобы Правительство КР вновь рассмотрело этот вопрос на уровне премьер- министра и оставило эти деньги в бюджете. Тем более, что все проекты, поданные органами МСУ, уже прошли одобрение на уровне районов. Необходимо оставить эти средства на финансирование социальных объектов.

Также считаю, что правильным будет выделять помощь нуждающимся не в виде продуктовых пакетов, а в денежном эквиваленте. На местах лучше знают, какие продукты им нужны. Во всех развитых странах помощь оказывается в денежном виде, а не пакетами. Ссылка на коррупцию в этом случае не является причиной, поскольку в процессе приобретения этих продуктовых пакетов тоже встречаются проявления коррупции. Прошу обратить особое внимание на тех, кто не может получить зарплату, пенсию и остался без средств к существованию. Заработная плата в айыл окмоту (АО), технического обслуживающего персонала (ТОПов) и младшего обслуживающего персонала (МОПов) была повышена от 2500 до 5000 сомов. Но почему-то на местах их зарплаты остаются в том же размере.

Информации о том, какие объекты после секвестра местных бюджетов не будут профинансированы, в открытом доступе нет. Однако данные лет показывают, что среди этих объектов не менее половины – это школы, детские сады и объекты здравоохранения. Примерно пятая часть – объекты инженерной инфраструктуры, куда входят также системы водоснабжения и водоотведения, а также мусорные полигоны. Все эти объекты должны быть приведены в надлежащее состояние, поскольку это влияет на эпидемиологическую безопасность граждан.

Состояние этих объектов имеет большее значение для положения самых уязвимых групп населения, включая детей и женщин, поэтому можно смело говорить о том, что секвестр этой статьи носит гендерно-чувствительный характер, негативно отразится на гендерном равенстве.

Искандер ГАЙПКУЛОВ, депутат ЖК КР: «Хочу обратить внимание на вопрос о сокращении местных бюджетов на 2 млрд. сомов и 600 млн. сомов стимгрантов. Как это так? Во время пандемии основная тяжесть работы с населением легла на плечи айыл окмоту, ведется их силами. Если мы сократим их бюджеты, как они будут работать? Предлагаю Правительству КР пересмотреть вопрос о местных бюджетах отдельно. Стоит отметить, что государство на стимулирующие гранты выделяет 600 миллионов сомов, а около 30% (200 миллионов сомов) собирает народ в качестве собственного вклада».

Ранее стало известно, что только 48,1% школ имеют доступ к чистой питьевой воде; 19,7% школ имеют внутренние санитарные узлы; 20,9% школ имеют доступ к горячему водоснабжению. Финансовая способность органов МСУ обеспечить надлежащее санитарное состояние объектов образования – общеобразовательных школ и частично детских садов – вызывает большую тревогу. Во множестве сельских школ питьевая вода доступна только по 3-5 часов в день, наблюдается практически повсеместное и полное отсутствие канализации, не хватает умывальников, нет горячей воды. Учитывая общую ситуацию в отношении местных бюджетов, есть большие сомнения в том, что органы МСУ смогут в течение лета 2020 года решить эти вопросы и обеспечить эпидемиологическую безопасность школьников к началу нового учебного года.

Правительства многих стран мира в нынешней ситуации предоставляют массированную поддержку органам МСУ, понимая, что от их способности реагировать на ситуацию, «будить» экономику, защищать, информировать и поддерживать граждан, во многом зависит общенациональное благосостояние. Правительства предоставляют органам МСУ беспроцентные займы, поддерживающие трансферты и инвестиционные вклады. К сожалению, в Кыргызстане Правительство, наоборот, планирует ослабить и без того слабые местные бюджеты, ограничить возможность органов МСУ, как самой близкой к населению части системы управления, противостоять эпидемии.

Гульмайрам УЧУГЕНОВА, глава АО: «Стимулирующий грант являлся существенной поддержкой для дотационных муниципалитетов, но сейчас Жогорку Кенеш КР рассматривает вопрос о его сокращении. Было бы хорошо, если ГАМСУМО и Союз МСУ обратятся от имени айыл окмоту с просьбой не сокращать эти средства. Ведь речь идет о проектах, направленных на ремонт больниц, ФАПов, детсадов и школ, которые всегда должны быть в приоритете. Больницы и ФАПы должны во все времена соответствовать нормам и требованиям, эпидемия может возникнуть внезапно – коронавирус тому доказательство. Пусть сейчас поддержат хотя бы объекты медицины, где местное население получает первую помощь. Айыл окмоту сегодня вынужденно взяли на себя ответственность за обслуживание населения на местах, молча выполняют функции Правительства КР, хоть они и не были делегированы официально и подкреплены финансово. Например, если бы Министерство образования, Министерство здравоохранения сами содержали бы свои объекты, местному самоуправлению не надо было бы просить стимгрант для больниц, детсадов и школ. Мы же не отказываемся работать с последствиями пандемии, мы готовы работать! Более того, мы даже нашли денежные средства для собственного вклада при работе со стимулирующими грантами. С самого начала пандемии мы стояли наравне с медиками и милиционерами днями и ночами на постах, контролировали передвижение транспорта и населения, сами обходили объекты и проводили дезинфекцию. И никого не попрекали, не требовали никакой компенсации. После подписания договоров о передаче делегированных полномочий с ГНС, МТСР, ГРС финансирования мы так и не получили. К сожалению, давно сократили средства выравнивающих грантов, с чем мы смирились. Так может хотя бы эти стимулирующие гранты нам оставят? Ведь средства стимгрантов направляются на решение проблем местного населения через устойчивые проекты. Разумеется, мы будем работать над тем, чтобы получить собственные доходы местных бюджетов, но их не хватает на решение насущных вопросов населения. Хотя наш муниципалитет и не получает стимулирующий грант, важно отстоять стимгранты для всех».

Возможно, у Правительства КР есть свои планы по поддержке органов МСУ, по компенсации им потерь, связанных с эпидемией. Кроме исключения стимулирующих грантов, выпадение налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составит около двух миллиардов сомов или более 10% от их общего объема. Но про эти планы ничего не известно.

С правовой точки зрения, данный законопроект внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша КР без согласования с Союзом местных самоуправлений КР в нарушение требований законов КР «О местном самоуправлении» (статья 8), «О Нормативных правовых актах Кыргызской Республики» (статья 21), «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (статья 47). В соответствии с последним законом (статья 49), законопроект должен быть возвращен Жогорку Кенешем Правительству КР.

 

_______________________


1 По данным из проекта Национального добровольного обзора о достижении Целей устойчивого развития.

 

Похожие материалы: