Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Юридическая консультация
О полномочиях органов местного самоуправления в режиме чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения в Кыргызской Республике
Подготовлено юристами Проекта ГГПОМСУ
В связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и выявлением случаев коронавирусной инфекции на территории Кыргызстана, в целях обеспечения безопасности населения и принятия оперативных мер по недопущению массовых заболеваний среди населения на территории Кыргызской Республики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О гражданской защите», Распоряжением Правительства КР от 22 марта 2020 года, № 93-р с 22 марта 2020 года на территории Кыргызской Республики введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно Закону КР «О гражданский защите», чрезвычайная ситуация – обстановка, сложившаяся на определенной территории КР в результате опасного природного или техногенного явления, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, воздействия современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно классификации чрезвычайных ситуаций, данная чрезвычайная ситуация относится к чрезвычайной ситуации биолого-социального характера (инфекционная массовая заболеваемость), утвержденной постановлением Правительства КР «Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в Кыргызской Республике» от 22 ноября 2018 года, № 550.
Этим же распоряжением Правительства КР (от 22 марта 2020 года, № 93-р) утвержден План оперативных действий при введении режима чрезвычайной ситуации биолого-социального характера на территории Кыргызской Республики, в котором на соответствующие государственные органы и ОМСУ (по согласованию) возложено выполнение следующих мероприятий:
- установление лиц, находившихся в контакте с зараженными лицами, обеспечение охраны лечебно-санитарных учреждений (МВД, МЗ, ГКНБ, ГРС, ОМСУ);
- организация круглосуточных контрольно- пропускных пунктов с дезинфекционными барьерами для транспорта и пешеходов на выездах (въездах) из карантинной зоны (ОМСУ (по согласованию), МВД, МЧС, ГИВФБ);
- организация и проведение всестороннего обеспечения жизнедеятельности населения, находящегося в карантинной зоне: питания, выделения ТМЦ, доставки грузов и т.д. (ОМСУ (по согласованию), МЧС);
- организация проведения комплекса экстренных, специальных мероприятий (карантин, санитарная обработка, обсервация, противоэпидемиологические меры) на соответствующих территориях (территориальные подразделения МЗ, МВД, МЧС, ГИВФБ, ОМСУ (по согласованию).
При этом, согласно статье 2 Закона КР «О гражданской защите», органы МСУ относятся к органам управления Гражданской защиты, которые в пределах своих полномочий, наряду с государственными органами осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение Гражданской защиты в мирное и военное время.
В соответствии со статьей 10 вышеуказанного закона, органы местного самоуправления в области Гражданской защиты:
- 1) создают комиссии по Гражданской защите и координируют их деятельность;
- 2) назначают ответственных сотрудников по организации и ведению Гражданской защиты;
- 3) принимают решения в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области Гражданской защиты;
- 4) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты, согласовывают их с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
- 5) проводят на подведомственной территории мероприятия по прогнозированию, оценке рисков бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- 6) согласовывают с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты решение о выделении земельных участков под строительство жилых, административных и производственных зданий и сооружений, в целях предупреждения выделения земельных участков в зоне опасных природных процессов;
- 7) осуществляют подготовку и поддержание в готовности необходимых сил и средств для ведения Гражданской защиты;
- 8) осуществляют информирование и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;
- 9) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организуют их проведение;
- 10) принимают заблаговременно комплексные меры по отселению населения из потенциально опасных участков;
- 11) совместно с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты обеспечивают своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- 12) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах и территориях;
- 13) предусматривают в местном бюджете и выделяют финансовые средства на проведение мероприятий по Гражданской защите;
- 14) обеспечивают выполнение предписаний и указаний уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты в пределах своих полномочий, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
В части финансирования мероприятий в области Гражданской защиты статьи 7, 9 и 10 Закона КР «О гражданской защите» предусматривают следующее.
Правительство КР обеспечивает создание государственных финансовых и материальных резервов для нужд Гражданской защиты, а также определяет порядок их использования, решает вопросы финансирования неотложных мероприятий Гражданской защиты за счет средств республиканского бюджета.
Министерства, государственные комитеты и административные ведомства КР предусматривают финансирование за счет республиканского бюджета и собственных средств мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
Полномочные представительства Правительства КР в областях и местные государственные администрации ежегодно предусматривают в республиканском бюджете финансовые средства на создание в мирное время и содержание в готовности к применению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, индивидуальных и коллективных средств защиты.
Статья 21 Закона КР «О гражданской защите» дополнительно предусматривает, что финансирование мероприятий в области Гражданской защиты осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством КР, а также из других источников, не запрещенных законодательством КР. Расходы на проведение мероприятий в области Гражданской защиты возмещаются в порядке, определяемом Правительством КР, из средств республиканского и местного бюджетов. Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты предусматривается в бюджетах государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в пределах средств ежегодно утверждаемых бюджетов.
Указами Президента КР от 24 марта 2020 года № 55, № 56 и № 57 введены режимы чрезвычайного положения на территориях – г. Бишкека, г. Оша, Ноокатского района, Кара-Сууйского района, г. Джалал-Абада, Сузакского района. Пунктом 7 отмеченных выше указов Президента КР Министерству здравоохранения КР, Министерству внутренних дел КР, Государственному комитету национальной безопасности КР, а также Генеральному штабу Вооруженных Сил КР, другим задействованным государственным органам и органам местного самоуправления поручено оказать всемерное содействие Коменданту всеми имеющимися силами и средствами в обеспечении безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, а также предотвращения распространения коронавирусной инфекции на другие территории КР. В положениях о комендатурах, утвержденных указами Президента КР, установлено, что финансирование деятельности комендатуры осуществляется из республиканского бюджета КР.
Согласно статье 23 Бюджетного кодекса КР, для финансирования непредвиденных расходов, требующих неотложного финансирования в текущем бюджетном году, формируется Государственный бюджетный резерв в составе республиканского бюджета.
Государственный бюджетный резерв используется в случаях срочной и непредвиденной необходимости, связанной со следующими обстоятельствами:
- 1) резкое неблагоприятное изменение экономических условий;
- 2) чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера;
- 3) чрезвычайная ситуация политического характера и военного положения;
- 4) оказание гуманитарной помощи другой стране;
- 5) необходимость развития экономики;
- 6) исполнение в установленном законодательством КР порядке решений международных третейских судов (арбитражей) по искам к КР.
Размер Государственного бюджетного резерва утверждается законом о республиканском бюджете и составляет не более двух процентов от объема расходов республиканского бюджета (без учета Государственного бюджетного резерва). Использование Государственного бюджетного резерва осуществляется Правительством по согласованию с Жогорку Кенешем. В случае неиспользования средств на вышеуказанные цели, эти средства направляются на сокращение дефицита бюджета.
В случае недостаточности средств Государственного бюджетного резерва КР при введении чрезвычайного или военного положения на территории КР, в соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса КР, путем внесения изменений в нормативный правовой акт о бюджете принимается Чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет, внесенный Правительством для целевого финансирования мероприятий, связанных с введением чрезвычайного или военного положения, рассматривается и утверждается Жогорку Кенешем во внеочередном порядке по упрощенной процедуре.
Кроме этого, Бюджетная классификация Кыргызской Республики, утвержденная приказом Министерства финансов КР (от 19 ноября 2018 года, № 122-П; 28 августа 2019 года, № 91-Б; 5 сентября 2019 года, № 99-П; 9 декабря 2019 года, № 136-П), предусматривает соответствующие разделы и статьи расходов в области Гражданской защиты:
702 ОБОРОНА.
70221 Гражданская защита:
- руководство вопросами гражданской защиты и связанными с ней услугами; разработка планов действий при различных вариантах обстановки; проведение учений с привлечением гражданских организаций и населения; оказание содействия при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях;
- управление силами гражданской защиты или оказание им поддержки.
70222 Чрезвычайные ситуации:
- руководство мероприятиями по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий; разработка планов действий при различных вариантах обстановки; обучение с привлечением гражданских организаций и населения; оказание содействия пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях;
- управление формированиями по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий гражданской обороны или оказание им поддержки;
- руководство в рамках инвестиционных проектов вопросами по управлению комплекса заблаговременно проводимых мероприятий, направляемых на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба в случае их возникновения. Включает широкий круг защитных и других мер, начиная от строительства более прочных берегоукрепительных сооружений до таких процедурных мероприятий, как выработка стандартных методов оценки риска стихийных бедствий при планировании социально-экономического развития территорий с привлечением органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, гражданского населения.
70223 Прочие мероприятия по гражданской защите и чрезвычайным ситуациям:
- руководство вопросами по управлению мероприятиями по чрезвычайным ситуациям и гражданской защите, разработка планов действий при различных вариантах обстановки; проведение учений с привлечением гражданских организаций и населения;
- управление службами и подразделениями по оказанию услуг при проведении мероприятий по чрезвычайным ситуациям; управление мероприятиями по защите гражданского населения.
Похожие материалы:
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О прямой продаже домовладения
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О совмещении должности торага местного кенеша
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О ротации муниципальных служащих
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О муниципальном резерве кадров
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О взысканиях, налагаемых на муниципальных служащих
-
№1 (147) / 2024-01-30 О земельной амнистии
-
№1 (147) / 2024-01-30 О сокращении кадров по результатам проведения административно-территориальной реформы
-
№1 (147) / 2024-01-30 О назначении и освобождении ответственного секретаря местного кенеша