Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Союз МСУ отвечает на вопросы граждан и органов МСУ о ситуации, связанной с распространением COVID-19

2020-11-20 / Горячая тема
Союз МСУ отвечает на вопросы граждан и органов МСУ о ситуации, связанной с распространением COVID-19

Органы МСУ оказались на передовой борьбы с эпидемией COVID-19, наряду с медиками и милиционерами. Именно им пришлось во многом контролировать ситуацию, принимать меры по дальнейшему нераспространению инфекции.

Как и все остальные, муниципальные служащие не были готовы к решению данной задачи. Многое пришлось придумывать на ходу, начинать «с нуля». Союз МСУ[1] проводит регулярный мониторинг того, как органы МСУ справляются с ситуацией, с какими проблемами они сталкиваются, что предпринимают. Но цель мониторинга – не только разобраться в ситуации, но и предоставить помощь органам МСУ, помогая найти ответы на самые сложные вопросы.

Далее Союз МСУ представляет заинтересованным гражданам и органам МСУ ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с управлением в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, вызванных распространением COVID-19.

Какие права и обязанности есть у граждан во время действия режима чрезвычайной ситуации, вследствие объявления Всемирной организацией здравоохранения COVID-19 пандемией?

В статье 12 Закона КР «О гражданской защите» определены права и обязанности населения Кыргызской Республики в области Гражданской защиты. Население Кыргызской Республики имеет право:

  • 1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • 2) на бесплатное медицинское обслуживание и лечение при нахождении в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • 3) на использование имущества местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций, предназначенного для выполнения мероприятий Гражданской защиты;
  • 4) вступать в состав добровольных (общественных) спасательных формирований;
  • 5) быть информированным о риске, которому население может подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Кыргызской Республики, и о мерах необходимой безопасности;
  • 6) принимать участие в мероприятиях Гражданской защиты.

Населению, принимающему непосредственное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в установленном порядке предоставляется право на получение компенсаций и льгот за работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок предоставления компенсаций и льгот населению устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Население Кыргызской Республики обязано:

  • 1) принимать заблаговременные меры по обеспечению собственной безопасности, в случае угрозы чрезвычайной ситуации;
  • 2) соблюдать меры безопасности в повседневной деятельности, не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • 3) изучать способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
  • 4) оказывать содействие органам государственной власти и организациям в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • 5) информировать соответствующие органы управления Гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Какая ответственность наступает за нарушение режима чрезвычайной ситуации, санитарно-эпидемиологических требований (масочного режима, социальной дистанции и т. д.)? Какая ответственность наступает за проведение семейных торжеств, свадеб и мероприятий?

Были приняты поправки в законодательство, предусматривающие ужесточение ответственности во время чрезвычайной ситуации (ЧС), чрезвычайного положения (ЧП), в частности, через Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (Уголовный кодекс, Кодекс о проступках, Кодекс о нарушениях)».

Законодательством теперь предусмотрена следующая ответственность за нарушения, совершенные в период введения и действия режима ЧС.

За действия, направленные на нарушение правопорядка, либо действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц путем распространения недостоверной информации, совершенные на территории, где объявлена ЧС, – штраф: для физических лиц – 5500 сомов и для юридических лиц – 17000 сомов. К  ответственности привлекают органы внутренних дел (ст. 82-2 Кодекса о нарушениях). Данные нарушения рассматриваются уполномоченным органом в сфере внутренних дел.

За нарушение требований технических регламентов, санитарных правил, гигиенических нормативов и иных нормативных правовых актов в области общественного здравоохранения – штраф от одной тысячи до 23 тысяч сомов, в зависимости от категории штрафа (ст.150 Кодекса о нарушениях КР). Эти нарушения подведомственны уполномоченным органам в сфере здравоохранения.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение законного решения, предписания, распоряжения или требования уполномоченного органа – штраф от трех  тысяч до 13 тысяч сомов (ст. 293 Кодекса о нарушениях КР). Дела о нарушениях, предусмотренные этой статьей, рассматриваются соответствующими уполномоченными органами (определенные Кодексом о нарушениях), решения, предписания, распоряжения или требования которых не были надлежащим образом выполнены или которым создавались препятствия в выполнении ими инспекционных полномочий.

Нарушение требований режима ЧС влечет наказание либо в виде штрафа от 20 до 30 тысяч сомов; либо в виде ограничения свободы от трех до шести месяцев; либо в виде привлечения к общественным работам, продолжительностью от 30 до 40 часов (ч. 1 ст.119-1 Кодекса о проступках). Наказание за данный проступок назначается судом.

Умышленное или неосторожное нарушение санитарно-эпидемиологических правил, причинившее по неосторожности менее тяжкий вред здоровью влечет наказание в виде штрафа II категории (от 30 тысяч до 60 тысяч сомов) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.127 Кодекса о проступках). Наказание за данный проступок назначает суд.

Ответственность за нарушение требований (правил) ограничительных мероприятий (карантина) в условиях режима ЧС, согласно статьие 127-1 Кодекса о проступках, предусматривает наказание в виде штрафа от 20 до 30 тысяч сомов. Наказание за данный проступок назначается судом.

За умышленное нарушение санитарно-эпидемиологических правил, сопряженное с созданием угрозы массового заболевания и отравления людей, совершенное в период введения режима ЧС, предусматривается наказание в виде лишения свободы 2 категории (от 2,5 до 5 лет), в соответствии с ч. 2 ст. 280 УК КР. Наказание за данное преступление назначается судом.

Какая ответственность наступает за проведение семейных торжеств, свадеб и мероприятий?

Ответ зависит от того, каковы были последствия проведения данных мероприятий. Если никто не заболел и не заразился, то за нарушение требований технических регламентов, санитарных правил, гигиенических нормативов и иных нормативных правовых актов в области общественного здравоохранения – штраф от одной  тысячи до 23 тысяч сомов, в зависимости от категории штрафа (ст.150 Кодекса о нарушениях КР). Эти нарушения подведомственны уполномоченным органам в сфере здравоохранения.

Но может наступить и уголовная ответственность, сели в результате мероприятия инфекция распространилась. За умышленное нарушение санитарно-эпидемиологических правил, сопряженное с созданием угрозы массового заболевания и отравления людей, совершенное в период введения режима ЧС, предусматривается наказание в виде лишения свободы 2 категории (от 2,5 до 5 лет), в соответствии с ч. 2 ст. 280 УК КР.

Более детальная информация в ответе на вопрос выше.

В чем разница между самоизоляцией, самокарантином и социальным дистанцированием?

Самоизоляция и самокарантин – одно и то же состояние, при котором ограничиваются контакты лица с внешним миром. Так, карантин означает ограничение деятельности или физическую изоляцию людей, не имеющих признаков заболевания, но имевших вероятные контакты с источником COVID-19. Цель этой меры – предотвратить распространение заболевания на самом раннем этапе, когда у людей только появляются первые симптомы. Изоляция означает ограничение контактов больных с симптомами COVID-19 для предупреждения дальнейшего распространения болезни.

Социальное дистанцирование предполагает поддержание безопасной дистанции с окружающими. ВОЗ рекомендует находиться от окружающих на расстоянии не менее 1,5  метров. Это правило должен соблюдать каждый, независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания или контактов с больными COVID-19.

Кто и как уполномочен устанавливать режим въезда и выезда, а также устанавливать блокпосты во время режима ЧС/ЧП на территории айылного аймака?

Во время объявления чрезвычайной ситуации (режим чрезвычайной ситуации (ЧС) введен в Кыргызстане с 22 марта 2020 г. решением Правительства КР, в соответствии с предложением Совета безопасности КР) требования по въезду на территорию населенных пунктов (сел, районов) по спецпропускам не было. Следует заметить, беспрепятственно пропускались через блокпосты между населенными пунктами спецмашины (вывоз мусора, инкассаторы) и транспорт для грузовых и транзитных перевозок, доставки продовольствия, товаров народного потребления, лекарств и предметов первой необходимости. Все особые случаи во время ЧС рассматривались штабами гражданской защиты органов МСУ в индивидуальном порядке.

Согласно Закону КР «О чрезвычайном положении», комендант местности, на которой введено чрезвычайное положение, может установить особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда из нее. К примеру, въезд и выезд на территорию города Бишкека осуществлялись по специальным пропускам, которые предъявлялись на блокпостах (специальный пропуск – это разовый или временный документ, выдаваемый комендантом местности, дающий право передвижения, въезда (выезда), входа (выхода) в границы территории, где введено чрезвычайное положение). Но правил и критериев установления блокпостов действующим законодательством по вопросам введения режима ЧС не установлено, и роль органов МСУ не определена. Таким образом, вопрос не имеет однозначного ответа и должен быть урегулирован в нормативной правовой базе.

Возможно ли предусмотреть в местном бюджете точный размер финансовых средств на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС?

В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 10 Закона  КР «О гражданской защите», органы МСУ обязаны предусматривать в местном бюджете финансовые средства на проведение мероприятий по Гражданской защите.

В то же время, согласно нормам статьи 24 Бюджетного кодекса КР, исполнительным органам МСУ предоставляется возможность создавать в составе местных бюджетов резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов, требующих неотложного финансирования в текущем бюджетном году. Данный резервный фонд создается за счет текущих поступлений в местный бюджет, из собственных доходов органа МСУ. Размер резервного фонда местного бюджета должен составлять не более одного процента от объема расходов соответствующего местного бюджета (без учета средств резерва бюджета и сумм платных услуг органов исполнительной власти). Кроме того, решение о направлениях и объемах использования резервных фондов местных бюджетов принимается исполнительным органом МСУ, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса КР.

В статье 18 Закона КР «О местном самоуправлении» в качестве вопроса местного значения определено: «содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Поэтому ответ – да, органы МСУ могут предусмотреть в местном бюджете средства на финансирование мероприятий по Гражданской защите.

Вопрос, однако, остается открытым в части того, какие именно мероприятия могут быть профинансированы из местного бюджета. Согласно нормам Закона КР «О Гражданской защите» и постановления Правительства КР «Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в Кыргызской Республике» от 22 ноября 2018 года № 550,  система гражданской защиты, в том числе и специальные  превентивные и ликвидационные мероприятия, должны определяться в зависимости от их классификации в разрезе установленных органов, ответственных за проведение специальных превентивных и ликвидационных мероприятий, направленных на снижение угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оперативное реагирование на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (то есть в зависимости от соответствующих уровней чрезвычайных ситуаций  и по степени их тяжести). Однако конкретные мероприятия для конкретных органов не установлены. Требуется определить виды специальных превентивных и ликвидационных мероприятий и порядок их проведения (правила, механизмы, инструменты, сроки выполнения и т.д.) в разрезе органов, вовлеченных в данных процесс в мирное и чрезвычайное время.

Как обеспечить участие граждан в бюджетном процессе в условиях карантина?

Бюджетный кодекс КР умалчивает о  механизмах исполнения бюджетного процесса во время чрезвычайных ситуациях.

Бюджетный кодекс устанавливает механизм  принятия чрезвычайного бюджета при введении чрезвычайного или военного положения на территории Кыргызской Республики, а также в случае недостаточности средств Государственного бюджетного резерва КР, путем внесения изменений в нормативный правовой акт о бюджете. При этом умалчивает о механизмах и процедурах принятия местного бюджета при введении чрезвычайной ситуации по всей республике или на отдельной административной территории, в том числе не урегулирован порядок проведения общественных бюджетных слушаний в удаленном режиме.

Однако у органов МСУ есть возможность информировать граждан о проекте бюджета через средства электронной связи (социальные сети, мессенджеры), а также получить обратную связь от них подобным образом. Ожидается, что в ближайшее время уполномоченным государственным органом – Министерством финансов КР будут установлены требования к данному процессу.

____________


[1] Работа ведется в рамках «Улучшение информационно-правового взаимодействия между органами местного самоуправления, региональными и центральными органами исполнительной власти и членами местных сообществ в контексте Covid-19» и Соглашения   между «Филиалом FHI 360 в Кыргызской Республике» и Союзом МСУ КР, финансируемых Проектом USAID «Жигердуу жарандар».

 

Похожие материалы: