Муниципалитет Научно-популярный журнал

12 (110) 22 Декабря 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Видение будущей системы повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих и усиления потенциала депутатов местных кенешей

2020-12-16 / Горячая тема
Видение будущей системы повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих и усиления потенциала депутатов местных кенешей

Муниципальным служащим и депутатам местных кенешей необходимо постоянно повышать свою квалификацию, получать новые знания, чтобы не отстать от меняющейся реальности, успешно решать новые задачи, которые перед ними каждый день ставит жизнь местных сообществ. В Кыргызстане существует устойчивая государственная система повышения квалификации муниципальных служащих, созданная и поддерживаемая усилиями Государственной кадровой службы. Однако государственные система не может и не должна удовлетворять все потребности органов МСУ в знаниях и навыках. Больше значение играют навыки самообразования специалистов, их нацеленность на повышение качества своей работы, а также доступность информации о хорошей практике управления, уже наработанной в других муниципалитетах страны и в мире. Следовательно, государственная система повышения квалификации должна быть дополнена новыми элементами – ресурсом и механизма обмена опытом, практической информацией. Понимание данного пробела заставило Проект ГГПОМСУ разработать Видение будущей системы повышение квалификации, которая 5 ноября 2020 года была представлена партнерам Проекта, включая Государственную кадровую службу КР, Государственное агентство по делам МСУ и межэтнических отношений при Правительстве КР, Министерство финансов КР, Союз МСУ КР и другим. Предложения были восприняты позитивно, хотя участники обсуждения отметили, что дальнейшее ее внедрение требует осмысления и более глубокой проработки деталей. Далее приводится краткое описание Видения системы повышения квалификации и усиления потенциала муниципальных служащих и депутатов местных кенешей.

Заказчики (бенефициары) повышения квалификации

  • Государство (Правительство КР), которое обязано создать условия, чтобы муниципальные служащие и депутаты местных кенешей были способны компетентно управлять вопросами местного значения и вопросами, полномочия по решению которых делегированы им Правительством КР.
  • Органы МСУ, которые нуждаются в том, чтобы действия муниципальных служащих и депутатов местных кенешей по удовлетворению потребностей населения, в рамках вопросов местного значения, и вопросов, полномочия по решению которых делегированы им Правительством КР, были адекватными, своевременными и приводили к результату, который удовлетворит население.
  • Муниципальные служащие, которые нуждаются в надлежащем выполнении своих функциональных обязанностей, профессиональном развитии, карьерном росте и повышении зарплаты.
  • Депутаты местных кенешей, которые обязаны принимать эффективные и адекватные законодательству решения по вопросам местного значения и делегированным полномочиям (не всегда в местный кенеш избираются депутаты, обладающие для этого достаточными знаниями).
  • Граждане – местные активисты, которые хотят быть вовлеченными в МСУ и иметь эффективный диалог с органами МСУ.

Видение

Идеальная система повышения квалификации позволяет муниципальным служащим и депутатам местных кенешей своевременно и в полном объеме получать необходимые знания и практические навыки как для решения вопросов местного значения, так и для исполнения делегированных государственных полномочий. Система повышения квалификации муниципальных служащих является смешанной, заказчиками обучения выступают Правительство КР (по основным общим компетенциям, касающимся как государственной, так и муниципальной службы, и компетенциям, связанным с вопросами государственного значения – «вертикальная» часть системы) и органы МСУ (в отношении решения вопросов местного значения – «горизонтальная» часть системы).

Государственная кадровая служба (ГКС) является лидером «вертикальной» части системы и отвечает за организацию развития потенциала по основным общим компетенциям, а министерства и ведомства возглавляют часть «вертикальной системы» в области компетенций, связанных с вопросами государственного значения и относящихся к конкретным секторам (например, Министерство чрезвычайных ситуаций проводит для МСУ обучения, посвященные специальным мерам, которые необходимо принимать в потенциально опасные сезоны; или информационную кампанию об изменениях в законодательстве, регулирующем участие МСУ в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций). Союз местного самоуправления КР (Союз МСУ) является лидером «горизонтальной» части системы, которая действует от имени своих членов, т.е. органов МСУ, и выполняет свой мандат по организации обучения для органов МСУ[1]. Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений (ГАМСУМО) участвует в управление «горизонтальной» частью системы от имени Правительства КР[2].

Учебные программы разрабатываются на основе потребностей заказчиков – правительства и органов МСУ, финансируются, соответственно, из республиканского и местных бюджетов, по результатам обучения проводится оценка качества со стороны обученных и их руководителей. Обучение предоставляется в форме, соответствующей теме, текущей ситуации и возможностям заказчиков в очном, заочном и онлайн виде.

Провайдерами обучения являются государственные и негосударственные поставщики образовательных услуг. Услуги обучения, финансируемые правительством, предоставляются провайдерами, выбранными на конкурентной основе, либо министерствами и ведомствами через свои учебные центры. Услуги обучения, финансируемые органами МСУ, предоставляются: 1) через Союз МСУ и созданные им в партнерстве с ГАМСУМО и партнерами ресурсы в рамках оплаты членских взносов; 2) провайдерами, выбранными на конкурентной основе через государственные закупки.

Классификация потребностей в повышении квалификации

Всего существует четыре вида потребностей в повышении квалификации, которые объединяются в две группы, в зависимости от источника их происхождения и финансирования – «вертикальная группа» потребностей, определяемых и финансируемых Правительством КР, и «горизонтальная группа» потребностей, определяемых и финансируемых самими органами МСУ. Это деление совпадает с делением дел и вопросов управления на государственные вопросы, которые едины для всех местных сообществ, всей страны, и вопросы местного значения, которые могут отличаться в различных муниципалитетах.

«Вертикальные группы», определяемые и финансируемые Правительством

Обучение по потребностям данной группы носит обязательный характер для всех органов МСУ и делится на две группы.

  1. Основные общие компетенции, основанные на квалификационных требованиях, предъявляемых к муниципальным служащим при развитии карьеры и прохождении конкурса. Основные общие компетенции, необходимые для эффективной работы вновь избранных депутатов местных кенешей.
  2. Узкоспециальные компетенции и навыки, которые требуются для исполнения узкоспециальных функций или выполнения делегированных полномочий, а также обновления нормативной правовой среды, требующие от органов МСУ изменений в выполнении делегированных государством полномочий. Например, государственные закупки, действия в условиях эпидемии, защита от стихийных бедствий и т. д.

«Горизонтальные группы», определяемые и финансируемые органами МСУ

 Обучение по потребностям данной группы может быть предоставлено как всем органам МСУ, так и индивидуально, в зависимости от особенностей муниципалитета, и делится на две группы.

  • Обновления нормативной правовой среды, требующие от органов МСУ изменений в выполнении своих функций по вопросам местного значения. Данные потребности возникают у всех без исключения МСУ в связи с изменением законодательства. Например, введение новых норм взаимодействия органов МСУ с гражданами, изменение порядка формирования штатного расписания и др.
  1. Лучшая практика решения вопросов местного значения, основанная на успешном опыте других органов МСУ и других стран. Данные потребности могут носить как групповой характер, так и индивидуальный характер для каждого органа МСУ и зависят от его особенностей. Например, управление парком на основе ГЧП необходимо только для тех МСУ, где есть парки; улучшение тарифной политики на услуги канализации необходимо только тем МСУ, где есть канализация; взаимодействие с религиозными лидерами различных конфессий необходимо там, где есть различные конфессии. В этой же группе – потребности в получении знаний для местных активистов, которые хотят наилучшим образом реализовать свое право на участие граждан в МСУ.

Постоянным изучением, анализом и обобщением потребностей в обучении видов А, С и D занимается Союз МСУ. Потребности по видам А и В Союз МСУ изучает на основе заказа от государственных органов либо совместно с ними. На регулярной основе Союз МСУ через созданную им совместно с ГАМСУМО и ИПР структуру (Портал лучшей практики) выявляет и группирует потребности в знаниях и разделяет их для того, чтобы передать уполномоченным органам потребности по видам А и В и самостоятельно организовать обучение по потребностям С и D. Также Союз МСУ на основе мнений органов МСУ предлагает соответствующую форму обучения.

Портал лучшей практики представляет собой инфраструктуру системы для удовлетворения так называемых горизонтальных потребностей в обучении. Он представляет собой механизм, используемый Союзом МСУ для определения потребностей органов МСУ в обучении, организации онлайнового и очного обучения и предоставления других услуг по повышению потенциала. Для обеспечения легального вовлечения ГАМСУМО в управление Порталом наравне с неправительственными партнерами формируется Центр развития МСУ.

Также Союз МСУ ежегодно выявляет количество муниципальных служащих, которые нуждаются в повышении квалификации и предоставляет эти сведения ГКС. ГКС формирует государственный заказ на основе тем, выявленных Союзом МСУ. Каждый муниципальный служащий проходит повышение квалификации не реже, чем один раз в три года.

Потребности в повышении квалификации по ведомственным (узкоспециальным) вопросам и темам и контингент обучаемых муниципальных служащих определяются министерствами и ведомствами. Потребности в повышении квалификации по вопросам местного значения и практике муниципального управления определяются Союзом МСУ и самими органами МСУ.

Потребности в усилении потенциала депутатов местных кенешей по основным общим компетенциям определяются по заказу ГКС Союзом МСУ и предоставляются в адрес ГКС для организации обучения по основным компетенциям в течение одного года после местных выборов (один раз в 4 года). Потребности в усилении потенциала депутатов местных кенешей по вопросам местного значения определяются Союзом МСУ.

 

_______________ 

[1] В соответствии с уставом Союза МСУ КР и целями и задачами членской организации.

[2] Такое разделение ролей и функций в системе укрепления потенциала характерно для различных секторов. Например, в секторе здравоохранения, помимо обязательного развития потенциала и переподготовки кадров, организованного Министерством здравоохранения и проводимого Медицинской академией, различные профессиональные ассоциации организовывают и проводят специальные тренинги (ассоциация кардиологов проводит обучения по различным заболеваниям сердца).