Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Объявлен набор в Школу будущего депутата местных кенешей для женщин и молодежи

2020-12-18 / COVID-19
Объявлен набор в Школу будущего депутата местных кенешей для женщин и молодежи

После выборов 2016 г. состав местных кенешей существенно изменился и усилился.

По мнению граждан, местные кенеши пользуются меньшим доверием населения, чем айыл окмоту, и занимают седьмое место в рейтинге доверия, поскольку граждане в целом менее высокого мнения о депутатах местных кенешей и хотят, чтобы к ним предъявлялись более высокие квалификационные требования, в том числе в отношении образования[1].

В нынешнем составе местных кенешей стало больше молодежи. Однако в отношении качественного состава местных кенешей наблюдается гендерный дисбаланс, так, по сравнению с предыдущим созывом, в целом по Кыргызской Республике в 2016 г. представленность женщин в сельских местных кенешах снизилась на 2% и составила 13% от общего количества депутатов. Снизилась доля женщин в составах городских кенешей – с 24,6% до 20,5%[2]. Гендерный дисбаланс в местных кенешах вызвал введение 30%-ной квоты для женщин, которая была установлена законодательством в 2019 г.

Местный кенеш является хорошим мостом для усиления гражданского участия в местном самоуправлении. Особенно важно участие в составе местных кенешей женщин и молодежи, чтобы защищать интересы уязвимых групп. Как показывают исследования и опыт Проекта ГГПОМСУ, основной причиной низкого участия женщин в местных выборах является их неверие в собственные силы (низкая самооценка), страх перед осуждением со стороны сообщества, неуверенность в своих знаниях. У молодежи другая проблема – они готовы идти в кенеш, однако часто у них не хватает даже начальных знаний, чтобы качественно выполнять функции депутата, в результате молодежная часть местных парламентов становится либо деструктивной силой, либо группой, которой легко манипулируют более старшие депутаты.

Союз местных самоуправлений КР подтверждает наличие многих осложнений в работе органов МСУ в результате недостаточных знаний у депутатов местных кенешей. Союз заинтересован в повышении качественного состава кандидатов в депутаты местных кенешей нового созыва, чтобы выборы прошли в соответствии с требованиями законодательства, включая требование гендерного равенства.

Для решения этой проблемы Проект ГГПОМСУ в 2020 году организовал Школу будущего депутата местного кенеша для женщин и молодежи. Основным партнером Проекта в организации Школы является Союз МСУ КР. Площадка Школы – Портал лучших практик МСУ Кыргызской Республики.

Цель школы – создать более благоприятные условия для реализации потенциала активных женщин, включая молодых женщин, в местных кенешах сельских муниципалитетов: 20-30 женщин (в возрасте старше 28 лет) и 10-20 молодых женщин (в возрасте до 28 лет), являющихся гражданками Кыргызской Республики и проживающих в селах.

Все материалы Школы будут доступны на двух языках: государственном и официальном (кыргызском и русском). Занятия, консультации и коммуникации будут проводиться двуязычными тренерами.

Обучение в Школе будет организовано по нескольким направлениям, включая:

  • повышение самооценки и развитие лидерских качеств (личностные и психологические навыки);
  • выборный процесс (от гражданина до кандидата, от кандидата до депутата);
  • местное самоуправление и возможности гражданина;
  • знания и навыки депутата местного кенеша, включая обучение бюджетному процессу и гендерному бюджетированию;
  • практикум для разработки собственной предвыборной программы, направленной на решение проблем уязвимых групп и защиту прав человека.

В обучение будут включены примеры того, как женщинам и молодежи удалось повлиять на ситуацию в местных сообществах в отношении зашиты прав человека и сбалансированного развития, включая развитие уязвимых групп.

Участники познакомятся с историями действующих успешных депутатов местных кенешей, которые поделятся с ними опытом своей работы и ответят на практические вопросы о том, что вдохновляло, что мешало стать депутатом и каково это на самом деле – быть депутатом и возглавлять комиссию, даже бюджетную.

В рамках практикума участники спланируют свою работу по разработке предвыборной программы, участию в выборах в качестве кандидата в депутаты местного кенеша.

Вернувшись домой после Школы, участники путем методов изучения нужд сообщества должны будут уточнить ожидания своей целевой группы, проблематику своего села, обсудить со своими целевыми группами предлагаемые меры, которые участник хочет включить в программу депутата. Также в этот период участники будут формировать группы поддержки, которые помогут им во время выборного процесса. Действовать участники будут по плану, разработанному в рамках Школы. На определенных этапах, согласно плану, они будут получать консультации со стороны наставников Проекта ГГПОМСУ, включая консультации по действиям для регистрации в качестве кандидата в депутаты местного кенеша.

Проект будет поддерживать постоянный контакт с участниками Школы в день выборов в том числе. Будет фасилитироваться постоянный обмен опытом и мнениями в день выборов, что позволит представителям Школы и более опытным и успешным участникам давать практические советы тем кандидатам, которые в этом нуждаются. Такой обмен информацией, сопровождающийся моральной поддержкой и духом взаимопомощи будет организован на базе современных и широко используемых ИКТ. Участники школы могут иметь доступ к Порталу лучшей практики для изучения опыта своих коллег в разных сферах своей деятельности в качестве депутатов местных кенешей. Так же участники школы смогут получить справочник «Я – депутат местного кенеша», где содержится более 100 ответов на самые актуальные вопросы депутатов-практиков, которым они смогут воспользоваться в работе и при взаимодействии с депутатами местных кенешей для решения важных проблем села.

Проектом запланировано проведение обучения (онлайн-семинар) для всех участников Школы по вопросам формирования и исполнения местного бюджета. При этом важным фокусом будет учет приоритетов и потребностей женщин, уязвимых групп при планировании расходной части местного бюджета. Не менее важным для рассмотрения на семинаре по этой теме будет вопрос обеспечения учета потребностей этих групп на боле ранних этапах планирования на местном уровне.

Участники Школы из числа избранных депутатов местных кенешей смогут по завершении семинара разработать план действий для обеспечения гендерной чувствительности бюджетного процесса в своем муниципалитете. Остальные участники также получат знания о том, что такое «гендерно чувствительное бюджетирование», как должен действовать орган МСУ для соблюдения такого подхода на практике, а также они составят свои планы по построению диалога с органами МСУ для достижения учета потребностей женщин и уязвимых групп при распределении бюджетных средств.

Проект обеспечит доступ к консультантам, менторам-тренерам Школы всем участникам Школы, а также дополнительные консультации со стороны Проекта по подготовке презентаций к общественным слушаниям тем участникам Школы, которые будут избраны в местные кенеши.

Ожидается, что по результатам занятий в Школе не менее 20% выпускников станут депутатами местных кенешей. Оставшиеся 80% будут является мобилизующей силой в местных сообществах. Даже не став депутатами, они будут работать с местным кенешем либо через дружественных депутатов, либо самостоятельно, например, при подготовке и участии в общественных слушаниях по формированию бюджета.

 

_____________________


[1] Данные социологического исследования 2020 года, проведенного  ОсОО «Erfolg Consult» по заказу Проекта ГГПОМСУ.

[2] Ежегодник МСУ-2017 г. Институт политики развития, 2018 г.

 

Похожие материалы: