Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- COVID-19
Государственная политика развития регионов нуждается в данных
Надежда ДОБРЕЦОВА, Институт политики развития, Кыргызская Республика; Александр КОВАЛЕВСКИЙ, Валентина КРАУШ, Институт бюджетных решений, Россия; Айгуль ЖАРКЫНБАЕВА, заведующая отделом развития региональной статистики и качества Национального статистического комитета Кыргызской Республики
В ближайшее время в Кыргызстане ожидаются реформы системы государственного управления, связанные с принятием новой Конституции. Высокую вероятность имеет пересмотр законодательства в части административного устройства и перераспределение полномочий: по горизонтали – между министерствами и ведомствами (что уже фактически произошло в новой структуре правительства), по вертикали – между национальным и субнациональным уровнями управления (местными государственными органами и органами местного самоуправления). Пандемия COVID-19 также усилила спрос на новые меры политики в сфере развития регионов, так как наиболее пострадавшими оказались и так недостаточно развитые части страны. Все эти факторы настойчиво указывают на то, что государственной власти нужна новая политика в сфере сбора, анализа, интерпретации данных о развитии, чтобы не только качественно осуществлять мониторинг развития регионов, но и создавать систему осознанного и опережающего планирования развития регионов (вместо «реактивного» управления, когда правительство вынуждено «тушить пожар» или устранять возникающие проблемы, которые можно было бы предотвратить с помощью качественного планирования).
Государственные приоритеты в сфере развития регионов
Ранее приоритеты в сфере развития регионального управления были отражены в стратегических документах Кыргызской Республики:
- внедрение комплексной системы планирования, с учетом современного понимания пространственного планирования, учитывающего все природные, социальные и экономические факторы, опирающегося на геоинформационные и демографические данные[1];
- новые форматы совместной работы органов местного самоуправления и органов государственного управления, включая национальный диалог, механизмы согласования интересов местных сообществ с интересами нации по важным вопросам, включая межбюджетные отношения[2];
- разработка мер по развитию экономической и социальной инфраструктуры регионов, с учетом фактической потребности, нагрузки и степени износа[3];
- административно-территориальная реформа, с учетом формирования оптимальной системы расселения и развития инфраструктуры в регионах[4].
- планирование регионального развития с использованием современных технологий в рамках национальной системы, связывающей планы различных отраслей и уровней управления в едином механизме планирования, мониторинга и корректировки развития.
Государственные системы прогнозирования, планирования и мониторинга: Правительство КР как ключевой потребитель статистики о развитии регионов
Правительство Кыргызской Республики крайне заинтересовано в усилении управляемости, но рассматривает пока ограниченный набор инструментов для достижения этой цели. В этот набор входит перераспределение полномочий, административные преобразования между уровнями управления, укрепление кадровой политики. Но, на взгляд экспертов, недостаточно внимания уделяется вопросу необходимости построения системы планирования и мониторинга, основанных на данных.
Конституционная реформа должна привести к тому, что государственная исполнительная власть будет усилена на уровне районов. Планируется, что главы местных государственных администраций будут больше влиять на местные программы развития, а также возьмут под контроль отраслевые вопросы. Для системы сбора данных и планирования новую ситуацию можно рассматривать как возможность, поскольку усиленные главы местных государственных администраций становятся крайне заинтересованными лицами в получении качественных и достоверных данных (они будут нести персональную ответственность перед Президентом за результаты развития района и входящих в него органов МСУ).
В 2021 году в системе планирования в государственном и муниципальном управлении сложились две группы проблем, порожденные горизонтальной и вертикальной автономиями, исторически возникшими из-за несогласованности реформ.
На рисунке 1 графически представлена система планирования, существующая в Кыргызской Республике в настоящее время и отражающая разделение циклов планирования как по горизонтали, так и по вертикали.
Рисунок 1. Существующая система планирования, разделенная административными барьерами по вертикали и по горизонтали
_______________
[1] Указ Президента Кыргызской Республики «О Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы» от 31 октября 2018 года № 221 // п.3.2 раздел III «Экономическое благополучие и качество среды для развития».
[2] Там же// п.4.4 раздел IV «Государственное управление».
[3] Указ Президента Кыргызской Республики от 11 января 2019 года «Об объявлении 2019 года «Годом развития регионов и цифровизации страны».
[4] Там же.
Похожие материалы:
-
№11 (133) / 2022-11-29 Клуб женщин-депутатов местных кенешей содействует реализации потенциала девочек
-
№2 (124) / 2022-02-22 Взгляд со стороны: Проект развития эффективен, если оставил после себя знания, которые продолжают «работать»
-
№3 (113) / 2021-04-02 Электронная библиотека: Внедрение информационных технологий и новая жизнь сельской библиотеки
-
№3 (113) / 2021-04-02 Война с невидимым врагом в Бешик-Жонском айылном аймаке
-
№11 (109) / 2020-12-18 Объявлен набор в Школу будущего депутата местных кенешей для женщин и молодежи
-
№11 (109) / 2020-12-18 Органы МСУ Таласской и Баткенской областей прошли онлайн-обучение по ведению Гражданского онлайн-бюджета
-
№11 (109) / 2020-12-18 Союз МСУ отвечает на вопросы граждан и органов МСУ, связанные с распространением COVID-19
-
№11 (109) / 2020-12-18 Чон-Алайский АА против COVID-19: картофель для Оша и кислородные концентраторы для больницы - от граждан, защита и профилактика – от айыл окмоту