Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Чем было вызвано решение о 30%-ной квоте для женщин? Контекст
В начале февраля 2021 года Президент Кыргызской Республики Садыр ЖАПАРОВ подписал Указ «О назначении выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики». Выборы назначены на воскресенье, 11 апреля 2021 года. Значительным новшеством этих выборовявляется установление 30%-ной квоты для депутатов-женщин. Напомним, что квота была введена 8 августа 2019 года, когда были подписаны Закон «О внесении соответствующих изменений и дополненийв конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и конституционный Закон Кыргызской Республики «О референдуме».
Квота – это механическая мера, мерапринуждения. Многие задаются вопросом: разве справедливо создавать такие механические «лифты» для женщин? Если женщина способна стать депутатом, пусть конкурирует с мужчинами на равных! Но не все так просто. Действительно, закон ранее создавал равные для мужчин и женщин условия для выборов в местные кенеши. Однако с каждым созывом доля женщин в составе местных кенешей снижалась. Это было вызвано многими причинами, включая причины, которые не регулируются законом, – например, гендерная роль в семье, влияние стереотипов, предрассудков и так далее.
Важно было вернуть обществу понимание, что женщины, составляя половину населения страны, должны быть представлены и в местных кенешах, особенно учитывая, что местные кенеши занимаются вопросами и проблемами, оказывающими на женщин прямое влияние, – например, доступ к чистой питьевой воде, санитарное состояние сел и городов, условия для получения школьного образования и доступ к дошкольному образованию. При этом 30 лет назад, в местных советах Киргизской ССР, женщин было едва ли не больше, чем мужчин, и никому это странным или неправильным не казалось. Чтобы вернуть женщинам их законное место в местных кенешах, изменить отношение сообществ к этому вопросу, и понадобилась такая механическая мера, как введение квоты.
Представленность женщин в сельских местных кенешах после местных выборов 2016 г. снизилась на 2% и составила 13%. В процессе перехода мандатов доля женщин еще снизилась до 10,7%1.
Наибольшее снижение наблюдалось в Иссык-Кульской области, которая ранее была лидером в отношении представленности женщин, однако к 2019 г. лидерство утратила. Наиболее низкий уровень представленности женщин в местных кенешах наблюдается в Ошской области. Эта динамика стала одним из факторов продвижения введения 30%-ной квоты для женщин в местных кенешах. Однако женщинам будет нелегко реализовать это право в связи с несколькими факторами влияния, которые будут препятствовать им как в процессе выдвижения и выборов, так и в процессе выполнения полномочий депутатов. Среди этих факторов выделяются внешние – например, противодействие лидеров-мужчин, не желающих уступать мандаты, и внутренние – стереотипы, мешающие женщинам проявлять политическую активность, а также неуверенность в собственной способности полноценно выполнять депутатские функции, порожденная низким уровнем знаний об объеме и характере работы депутата.
В марте 2020 года ИПР провел опрос2 об уровне участия женщин в МСУ. Женщины более уверенно участвуют в неформальных собраниях местных сообществ, но считают, что обстановка официальных мероприятий недружественна к ним. Большинство женщин чувствуют в себе силы для участия в МСУ, но видят ограничения участия в «официальном» МСУ, по сравнению с неформальной общественной жизнью. Так, доля женщин, негативно оценивших уровень участия в курултаях, составила 50%; в сессиях местного кенеша – 42%. Мужчинам чаще (58%), чем женщинам (39%), удается самостоятельно поднимать важные для них вопросы на общественных слушаниях по бюджету, а также на сессиях местных кенешей.
Мужчины и женщины переоценивают фактор загруженности женщин домашним трудом, неоправданно считая его основным препятствием для политической активности женщин. 60% мужчин и менее 40% женщин принимали участие в общественных делах. Основной проблемой здесь 60% мужчин считают перегруженность неоплачиваемым домашним трудом. Вторая причина – женщин даже не приглашают на обсуждение важных вопросов.
Женщины не уверены в себе. Каждая шестая женщина убеждена в том, что женское мнение просто не принимают всерьез, а каждая десятая – опасается, что ее могут пристыдить за проявление публичной активности или общественной инициативы.
Мужчинам чаще, чем женщинам, удаетсядобиться решения важной для них проблемы, легче найти сторонников и поддержку своих инициатив. Мужчины считают себя более эффективными преобразователями жизни. Так, решили свои проблемы 61% женщин и 91% мужчин, не удалось – 20% женщин и только 4% мужчин.
В то же время женщины демонстрируют свои сильные стороны в политике, что может стать опорой для их продвижения: 63% сельских женщин считают себя гражданами с активной гражданской позицией; женщины не хуже мужчин разбираются в вопросах управления госфинансами (непонятным местный бюджет остается для 46% мужчин и только 30% женщин); женщины осознают, что обладают лидерскими качествами и способностью к объединению усилий, тогда как «оружие» мужчин – опора на личный авторитет и злободневность поднимаемых вопросов; женщины успешны в разработке проектов, направленных на решение социальных вопросов, последовательны и настойчивы, так как движимы сильнейшей личной мотивацией.
_____________
1 Доклад о воздействии законодательства, принятого в 2016-2019 годах, на региональное развитие и развитие местного самоуправления Кыргызской Республики. http://dpi.kg/ru/library/full/314.html
2 Чем может вдохновить граждан местное самоуправление Кыргызской Республики? / Результаты исследования уровня доверия граждан Кыргызской Республики к органам местного самоуправления и удовлетворенности качеством местных услуг и условиями участия граждан в процессе принятия решений. – Бишкек: Институт политики развития, 2020. – 65 с. Финансирование – Проект ГГПОМСУ, www.vap.kg
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!
-
№8 (142) / 2023-09-07 Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»