Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О местных выборах

2021-03-03 / Юридическая консультация
О местных выборах

Ответы подготовлены Нуржан МАМЫРАЛИЕВОЙ (по заказу Проекта ГГПОМСУ) и экспертами Союза МСУ

ВОПРОС. Что необходимо сделать сначала, создать избирательный фонд и затем регистрироваться в кандидаты или наоборот?
ОТВЕТ. Согласно части первой статьи 15 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», граждане, с момента самовыдвижения в айылные кенеши, через уполномоченного представителя, политические партии, до представления документов для регистрации, создают избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.
Политическая партия, выдвинувшая список кандидатов в городской кенеш, для финансирования своей избирательной кампании создает избирательный фонд в течение пяти календарных дней после регистрации избирательной комиссией уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам.
Соответственно, избирательные фонды для финансирования избирательной кампании создаются до представления документов для регистрации в ТИК.
ВОПРОС. Можно ли оплатить залог в размере 1000 сомов, не создавая избирательного фонда?
ОТВЕТ. Согласно части 15 статьи 15 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», избирательный залог оплачивается из средств избирательного фонда. Следовательно, кандидат не может оплатить залог, не создав избирательного фонда. Кроме того, кандидатам-самовыдвиженцам, а также политическим партиям, выдвинувшим кандидатов в айылные кенеши, запрещается использовать денежные средства для оплаты работ и услуг, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, в случае несоздания избирательного фонда.
ВОПРОС. Можно ли для проведения избирательной кампании привлекать родственников и друзей?
ОТВЕТ. Кандидаты могут привлекать своих родственников и друзей для проведения предвыборной кампании, ограничений по этому поводу в законодательстве нет. Но необходимо обратить внимание на часть 4 статьи 28 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей депутатов», согласно которой кандидаты, их близкие родственники, супруг (супруга), представители кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
ВОПРОС. Что нужно сделать ДО подачи документов на регистрацию в кандидаты?
ОТВЕТ. Согласно Закону КР «О выборах депутатов местных кенешей», до подачи документов гражданам в порядке самовыдвижения необходимо выполнить следующие действия:
  • подать заявление в ТИК о намерении баллотироваться кандидатом; 
  • зарегистрировать уполномоченных представителей;
  • создать избирательный фонд, из средств избирательного фонда оплатить избирательный залог.
Только потом уполномоченный представитель кандидата представляет в ТИК документы для регистрации.
ВОПРОС. Если женщина наберет наибольшее количество голосов во время выборов и пройдет в кенеш, то будет ли мандат, принадлежащий ей в рамках квоты, передан другой женщине, набравшей меньшее количество голосов?
ОТВЕТ. Женщина, набравшая максимальное количество голосов на выборах, автоматически включается в число женщин, проходящих в местный кенеш по квоте. Поэтому количество голосов, отданных за женщину-кандидата, имеет значение только в отношении других женщин-кандидатов, но не кандидатов-мужчин. Проще говоря, если первые три места в списке кандидатов в девятимандатном округе займут женщины, то только эти три женщины и займут места по квоте, остальные будут проходить или не проходить в кенеш согласно общему рейтингу.
ВОПРОС. Может ли специалист по социальным вопросам, работающий в айыл окмоту, баллотироваться в депутаты в этом айылном округе?
ОТВЕТ. Согласно части 4 статьи 3 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», депутатом местного кенеша вправе быть избран член местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, достигший 21-летнего возраста, имеющий образование не ниже среднего общего образования. В случае если специалист по социальным вопросам является муниципальным служащим в рамках штатного расписания айыл окмоту, то, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона КР «О выборах местных кенешей», с момента выдвижения и до определения результатов выборов он или она приостанавливает исполнение своих должностных или служебных полномочий. В случае избрания его или ее депутатом айылного кенеша, согласно статье 5 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», ему или ей нужно будет оставить свою работу в айыл окмоту, поскольку айыл окмоту, в котором он или она состоит на муниципальной службе, подотчетен айылному кенешу, депутатом которого он или она является.
ВОПРОС. Как можно лишить депутата, уехавшего за рубеж на заработки, который отсутствует на сессиях, его или ее депутатского мандата? 
ОТВЕТ. Согласно пункту 10 части 1 статья 3 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата является отсутствие на заседаниях местного кенеша без уважительных причин более четырех раз в течение одного года. В таком случае местный кенеш рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата по процедуре полного обсуждения. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата по указанным основаниям принимается местным кенешем (большинством от общего числа депутатов) и направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее трех дней после принятия. Уважительными причинами отсутствия депутата являются:
  • временная нетрудоспособность;
  • отпуск по беременности и родам, в связи с усыновлением ребенка;
  • отсутствие по семейным обстоятельствам (в случаях регистрации брака, рождения ребенка, по уходу за ребенком, смерти близких родственников), учебный отпуск, нахождение в командировке по основному месту работы, участие по письменному приглашению в государственных церемониях и официальных приемах, семинарах, конференциях и других мероприятиях с разрешения руководства соответствующего местного кенеша;
  • транспортные препятствия и другие форс-мажорные обстоятельства, подтвержденные соответствующими документами.
ВОПРОС. Могут ли айыл окмоту оказывать содействие в проведении избирательной кампании кандидату в депутаты?
ОТВЕТ. Согласно части 9 статьи 22 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить соответствующее всем требованиям проведения встреч помещение, места или площади для вывешивания агитационных материалов.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», органы местного самоуправления обязаны в течение 35 календарных дней со дня назначения выборов выделить и оборудовать на каждом избирательном участке специальные места для вывешивания агитационных материалов. Кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для размещения агитационных материалов.
Статья 26 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей» предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам, политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.
Заявления от кандидатов, политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются органами государственной власти и органами местного самоуправления в день их подачи.
В случае отказа кандидату, политической партии в предоставлении помещения для встреч с избирателями, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны выдать письменное мотивированное решение об отказе.
В случае если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одним из кандидатов, политической партии, отказ в предоставлении этого же помещения другим кандидату, политической партии не допускается.
Помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, предоставляются для встреч кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями на равных условиях.
ВОПРОС. Могут ли баллотироваться в депутаты местных кенешей руководители образовательных учреждений и муниципальных предприятий?
ОТВЕТ. Согласно части 4 статьи 3 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», депутатом местного кенеша вправе быть избран член местного сообщества соответствующей административно-территориальной единицы, достигший 21-летнего возраста, имеющий образование не ниже среднего общего образования. Руководители образовательных учреждений и муниципальных предприятий могут баллотироваться в депутаты местных кенешей, законодательство не ставит какие-либо ограничения указанным лицам избираться депутатом в местные кенеши. Однако в случае избрания депутатами, согласно статье 5 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», руководители муниципальных предприятий должны будут уволиться: «Депутатские полномочия также нельзя совмещать с должностью руководителя государственного или муниципального предприятия, оказывающего услуги населению соответствующего айылного аймака или города за счет средств республиканского и местного бюджетов».
ВОПРОС. Сохранится ли рабочее место кандидата в депутаты местного кенеша во время баллотирования в депутаты местного кенеша?
ОТВЕТ. Согласно статье 17 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы (должности) или без его согласия переведен на другую работу (должность), призван на военную службу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. В случае если кандидат подпадает под категорию лиц, которым, согласно части 2 статьи 17 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», необходимо приостановить исполнение должностных или служебных полномочий до определения результатов выборов, за ним сохраняется средний размер оплаты труда за счет учреждения, предприятия, организации, независимо от форм собственности.
ВОПРОС. Что будет, если женщин-кандидатов в депутаты в округе будет мало?
ОТВЕТ. Согласно статье 62 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», при определении результатов выборов депутатов айылных кенешей первоначально распределяются мандаты между женщинами-кандидатами, зарезервированные в соответствии с частью 1 статьи 59-1 вышеуказанного Закона. Избранными признаются женщины-кандидаты, получившие наибольшее количество голосов по отношению к другим женщинам-кандидатам.
В случае если число женщин-кандидатов в избирательном округе меньше количества зарезервированных мандатов, то после распределения мандатов по зарезервированным мандатам, оставшиеся мандаты распределяются среди других кандидатов.
В случае если в соответствующем избирательном округе нет женщин-кандидатов, то зарезервированные мандаты распределяются среди кандидатов-мужчин.
ВОПРОС. Могут ли граждане баллотироваться в депутаты местного кенеша в другом округе, не по месту постоянного проживания?
ОТВЕТ. Граждане могут выдвигать свои кандидатуры в любом избирательном округе той административно-территориальной единицы, постоянными жителями которой они являются. Они не привязаны к определенному избирательному округу.
ВОПРОС. Могут ли директора школ проводить агитацию (собрания с избирателями) в школах, в которых они работают, бесплатно пользоваться конференц-залом, привлекать к агитационной деятельности учителей школ? Могут ли то же самое делать рядовые учителя?
ОТВЕТ. Согласно статье 17 Закона «О выборах депутатов местных кенешей», кандидат с момента выдвижения и до определения результатов выборов приостанавливает исполнение должностных или служебных полномочий в случае, если он является руководителем государственного, муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений. Соответственно, директора школ, в целях недопущения злоупотребления административным ресурсом, приостанавливают свои служебные полномочия на время выборов.
В соответствии со статьей 17-1, к видам злоупотребления административным ресурсом относятся, в том числе, следующие:
  • 1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных или муниципальных служащих, служащих государственных или муниципальных образовательных организаций и учреждений здравоохранения, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;
  • 2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях.
Кроме того, согласно пункту 7.13 Положения о порядке проведения предвыборной агитации, при проведении выборов депутатов местных кенешей, утвержденного Постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики № 161 от 20 октября 2016 года, в целях обеспечения безопасности участников, мирные собрания не могут проводиться вблизи (не менее 100 метров) объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, на железных дорогах, нефтепроводах и под линиями высоковольтной электропередачи, вблизи объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. В местах богослужения не допускается проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера. Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что ни директора школ, ни простые учителя не могут проводить в школах собрания, связанные с их предвыборной кампанией. 
ВОПРОС. В какой форме пишется заявление о приостановлении исполнения должностных или служебных обязанностей кандидатов?
ОТВЕТ. Согласно части 3 статьи 17 Закона «О выборах депутатов местных кенешей», руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, командиры воинских частей и иные соответствующие должностные лица органов, в которых работает, служит кандидат, в течение трех календарных дней с момента обращения кандидата с заявлением, рапортом обязаны приостановить исполнение его должностных полномочий с сохранением среднего размера оплаты труда за счет учреждения, предприятия, организации, независимо от форм собственности.
Определенной утвержденной формы заявления о приостановлении исполнения должностных или служебных полномочий кандидатов не существует. Но в заявлении рекомендуется сделать ссылку на часть 3 статьи 17 Закона «О выборах депутатов местных кенешей», на основании которой пишется заявление.
Примерный текст заявления:
«В связи с выдвижением своей кандидатуры в депутаты айылного кенеша по избирательному округу № Х, согласно части 3 статьи 17 Закона «О выборах депутатов местных кенешей», прошу приостановить исполнение моих должностных/служебных полномочий с сохранением среднего размера оплаты труда до определения результатов голосования по данному избирательному округу».
ВОПРОС. Можно ли в целях экономии средств назначить только одного уполномоченного представителя? Например, назначить только уполномоченного представителя по финансовым вопросам, а обязанности второго уполномоченного представителя выполнять самому кандидату?
ОТВЕТ. Согласно статье 21 Закона «О выборах депутатов местных кенешей», кандидаты, политические партии назначают не более двух уполномоченных представителей, которые представляют соответствующих кандидатов, политические партии по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе и по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель:
  • 1) представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, списка кандидатов;
  • 2) получает от избирательной комиссии подтверждение в письменной форме (справку) о приеме документов на регистрацию;
  • 3) проводит предвыборную агитацию, распространяет агитационные материалы;
  • 4) вправе участвовать в жеребьевках, проводимых избирательными комиссиями, при определении порядка предоставления эфирного времени кандидатам, политическим партиям;
  • 5) вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий по вопросам, которые имеют отношение к кандидату, политической партии назначивших уполномоченного представителя;
  • 6) осуществляет иные полномочия по поручению кандидата, политической партии.
Исходя из вышеизложенного, назначение уполномоченных представителей – это обязательная часть избирательного процесса. Кроме того, самим кандидатам, согласно статье 21 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», запрещается быть уполномоченными представителями.
ВОПРОС. Могу ли я назначить своего супруга или супругу уполномоченным представителем? Нужно ли оплачивать его или ее услуги?
ОТВЕТ. Согласно статье 21 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», уполномоченными представителями не могут быть:
  • депутаты Жогорку Кенеша КР и депутаты местного кенеша;
  • кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша и кандидаты в депутаты местного кенеша;
  • лица, замещающие политические,
  • специальные государственные должности и политические муниципальные должности;
  • государственные гражданские и муниципальные служащие; 
  • члены избирательных комиссий;
  • судьи, работники правоохранительных и фискальных органов;
  • религиозные деятели;
  • иностранные граждане и лица без гражданства. 
На близких и родных кандидатов данная норма не распространяется, если они не попадают в вышеуказанный перечень. В таких случаях супруга или супругу, так же, как и другого родственника, можно назначить своим уполномоченным представителем и оплачивать ему за услуги из средств избирательного фонда на основании заключенного с ним контракта.