Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Закупки методом прямого заключения договора – можно или нельзя?

2021-03-03 / Юридическая консультация
Закупки методом прямого заключения договора – можно или нельзя?

Ситуацию разъясняет специалист по обучению муниципальных служащих Проекта ГГПОМСУ Нурдин КУМУШБЕКОВ.

Органы МСУ часто обращаются к Жогорку Кенешу КР и Правительству КР с просьбой «вернуть порог для прямых закупок». При ближайшем рассмотрении выясняется, что порог этот никто не отменял – в 2020 и 2021 годах этот порог составляет 1 миллион сомов. То есть, в пределах миллиона сомов органы МСУ вправе совершать прямые закупки! Но тогда непонятно, в чем состоит смысл просьбы органов МСУ? Есть ли «второе дно» у вопроса, что смущает органы МСУ, и чего они хотят добиться?
ВОПРОС О ПРЯМЫХ ЗАКУПКАХ
Прямые закупки никто не отменял. По-прежнему, прямое заключение договора является одним из пяти методов, которыми осуществляются государственные закупки (статья 16 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках»). В части 4 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» предусмотрены 22 случая, когда закупающая организация вправе самостоятельно провести закупки методом прямого заключения договора.
Проблема заключается в том, что некоторые руководители и сотрудники органов МСУ понимают под прямыми закупками упрощенный порядок, при котором покупатель, в лице органа МСУ, напрямую взаимодействует с продавцом, без участия веб-портала государственных закупок. Такого упрощенного порядка действительно больше не существует. То есть, теперь закон не позволяет органу МСУ пойти на базар и купить что-либо без участия портала. Согласно части 1 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», закупки методом прямого заключения договора – это процедура государственных закупок, при которой закупающая организация подписывает договор о закупках после проведения мониторинга цен среди поступивших заявок (предложений) на веб-портале или в электронном каталоге веб-портала. Но даже здесь есть исключение. В случаях, предусмотренных пунктами 6, 11, 15 и 17 части 4 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», закупки методом прямого заключения договора осуществляются без проведения мониторинга цен среди поступивших заявок (предложений) на веб-портале или в электронном каталоге веб-портала.
Для органов МСУ актуальны два случая:
  • 6) приобретения товаров, работ и услуг при предупреждении чрезвычайной ситуации только в режиме повышенной готовности и (или) ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения, для локализации последствий форс-мажорных обстоятельств, аварии, требующих незамедлительного восстановления, а также в случае необходимости срочного медицинского вмешательства; 
  • 17) приобретения товаров, работ и услуг до трех процентов от минимальной пороговой суммы в течение года по каждой статье расходов. То есть, органы МСУ вправе провести закупки методом прямого заключения договора без веб-портала и электронного каталога.
В случае если на веб-портал не поступили заявки, закупки осуществляются путем проведения повторного мониторинга посредством запроса заявок в бумажном виде (часть 1 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках»). То есть, органы МСУ в такой ситуации проводят закупки без веб-портала и электронного каталога, запрашивая заявки напрямую у поставщиков (подрядчиков) или через СМИ и Интернет.
Случаи, когда закупки могут осуществляться посредством электронного каталога, предусмотрены в части 5 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках». Для органов МСУ из них могут быть применимы, например, такие случаи:
  • осуществления дополнительного приобретения товаров, не превышающих пяти процентов стоимости договора, заключенного на основании проведенного конкурса, при сохранении цены и технических спецификаций;
  • приобретения товаров, работ и услуг по каждой статье расходов в течение года до минимальной пороговой суммы, независимо от заложенной суммы в статье расходов на финансовый год. При этом стоимость неделимого предмета закупок не должна превышать минимальную пороговую сумму;
  • приобретения товаров, работ и услуг при предупреждении чрезвычайной ситуации только в режиме повышенной готовности и (или) ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения, для локализации последствий форс-мажорных обстоятельств, аварии, требующих незамедлительного восстановления, а также в случае необходимости срочного медицинского вмешательства;
  • если проводимые конкурсы были признаны несостоявшимися и повторное проведение конкурса, с учетом пересмотренных требований конкурсной документации, не привело к заключению договора;
  • возникновения срочной необходимости в проведении закупок ежедневно потребляемых товаров в связи с обстоятельствами, которые не предвидела закупающая организация, при условии обязательного объявления конкурса в течение месяца со дня возникновения указанных обстоятельств;
  • • приобретения товаров, работ и услуг до трех процентов от минимальной пороговой суммы в течение года по каждой статье расходов и другие, предусмотренные в указанной части, статьи. Здесь важно учитывать, что органы МСУ могут, но не обязаны при таких закупках использовать электронный каталог.
ВОПРОС О ПОРОГОВЫХ СУММАХ
Что такое «пороговые суммы»? Согласно статье 3 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», пороговые суммы – это размер сумм (минимальный и максимальный), посредством которого определяется выбор метода государственных закупок. Размер пороговых сумм и способ их применения устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. Постановлением Правительства КР от 16 января 2016 года № 10 утверждены пороговые суммы при осуществлении закупок товаров, работ и услуг. Для государственных (муниципальных) учреждений, предприятий, акционерных обществ, в которых государство и (или) органы местного самоуправления, вместе или по отдельности, владеют 50 и более процентами акций, и других хозяйствующих субъектов, созданных за счет государственных средств, где уставный капитал составляет до 100,0 млн. сомов, установлены следующие размеры пороговых сумм,
направляемых на закупку товаров, работ и услуг:
  • минимальная пороговая сумма – 1 000 000 сомов;
  • максимальная пороговая сумма – 3 000 000 сомов.
Для государственных (муниципальных) предприятий и акционерных обществ, в которых государство владеет 50 и более процентами акций, где уставный капитал составляет свыше 100,0 млн. сомов, установлены следующие размеры пороговых сумм, направляемых на закупку товаров, работ и услуг:
  • минимальная пороговая сумма – 3 000 000 сомов;
  • максимальная пороговая сумма – 15 000 000 сомов.
Таким образом, минимальный порог для органов МСУ составляет 1 млн сомов. В среднем, бюджет дотационных органов МСУ составляет примерно 5-7 млн сомов, соответственно, минимальный размер пороговой суммы в 1 млн сомов выглядит вполне достаточным.
Необходимо разделять случаи применения прямых закупок.
Первый случай предусмотрен в пункте 3 части 4 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» – это приобретение товаров, работ и услуг по каждой статье расходов в течение года до минимальной пороговой суммы, независимо от заложенной суммы в статье расходов на финансовый год. Отмечаем, что при этом стоимость неделимого предмета закупок не должна превышать минимальную пороговую сумму. То есть, орган МСУ может провести закупки методом прямого заключения договора через Портал закупок по каждой статье расходов на 1 млн. сомов. До 2019 года было ограничение – такие закупки ранее можно было сделать только один раз в год, но теперь эта норма изменена. В случае если опыт с порталом не удался, то орган МСУ вправе прибегнуть к «бумажной» форме.
Второй случай предусмотрен в пункте 17 части 4 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» – это приобретение товаров, работ и услуг до трех процентов от минимальной пороговой суммы в течение года по каждой статье расходов. Согласно части 1 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», такие закупки осуществляются без проведения мониторинга цен среди поступивших заявок (предложений) на веб-портале или в электронном каталоге веб-портала.
То есть, органы МСУ в такой ситуации проводят закупки без веб-портала и электронного каталога, запрашивая заявки напрямую у поставщиков (подрядчиков) или через СМИ и Интернет. Эта сумма – до 30000 сомов в течение года по каждой статье расходов.
Органы МСУ должны помнить, что при проведении закупок методом прямого заключения договора, как через веб-портал, так и без него:
  • 1) поставщик (подрядчик) должен соответствовать установленным закупающей организацией квалификационным требованиям, предусмотренным статьей 27 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках»; 
  • 2) документация о закупке разрабатывается, в соответствии со статьей 14 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» (кроме пункта 17 части 4 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» – приобретение товаров, работ и услуг до трех процентов от минимальной пороговой суммы в течение года по каждой статье расходов);
  • 3) в отношении закупок, предусмотренных в пунктах 6 и 17 части 4 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» (приобретение товаров, работ и услуг при предупреждении чрезвычайной ситуации только в режиме повышенной готовности и (или) ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения, для локализации последствий форс-мажорных обстоятельств, аварии, требующих незамедлительного восстановления, а также в случае необходимости срочного медицинского вмешательства; приобретение товаров, работ и услуг до трех процентов от минимальной пороговой суммы в течение года по каждой статье расходов), – закупающая организация вправе заключать договор без требования информации о задолженности по налогам и страховым взносам по социальным выплатам.
Кроме того, не позднее двух рабочих дней до проведения закупки методом прямого заключения договора орган МСУ, как закупающая организация, размещает на веб-портале государственных закупок объявление, включающее следующие сведения:
  • 1) предмет и объем закупки;
  • 2) общая сумма закупки.
Такое объявление не размещается в случаях, указанных в вышеописанных пунктах 6 и 17 части 4 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», имеющих отношение к органам МСУ. Следует также помнить, что в части 3 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» указано, что не позднее двух рабочих дней после заключения договора закупающая организация размещает на веб-портал информацию об итогах проведенных закупок.
РЕЗЮМЕ: менять надо не закон, а отношение к нему.
Из сказанного выше придется сделать вывод, что проблемы прямых закупок как таковой не существует – у органов МСУ есть право осуществлять прямые закупки. Можно предположить, что когда органы МСУ поднимают этот вопрос, они хотят вернуться к условиям, когда вообще системы закупок не существовало, что порождало неэффективные закупки и коррупцию. Но здесь решение проблемы очевидно: возврат к старому невозможен, а потому менять надо не требования к законодательству, а свое отношение к этим требованиям. Нормы обязательности проведения государственных закупок с использованием веб-портала и электронного каталога полностью согласуются с принципами осуществления государственных закупок - публичности, открытости, законности и беспристрастности в отношении поставщиков (подрядчиков); расширения участия и развития конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в процессе осуществления закупок; создания равных и справедливых условий для поставщиков (подрядчиков) при осуществлении государственных закупок. Цифровизация уже стала неотъемлемой частью современной жизни, и обратного пути нет. Хорошим примером может служить успешное начало внедрения в Кыргызстане электронной торговой площадки при проведении аукционов на право заключения договора аренды муниципального имущества и по продаже муниципального имущества (с информацией о НПА по этим вопросам можно ознакомиться в предыдущем номере журнала «Муниципалитет»).
Так что органам МСУ придется признать, что процесс внедрения электронных форм закупок имеет необратимый характер, и стоит потратить усилия на то, чтобы научиться пользоваться им, нежели на бесплодные попытки вернуть старую систему закупок оффлайн на базаре и у «доверенных» поставщиков.