Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Стратегии местного развития
Что такое «Местное инклюзивное экономическое развитие»?
Автор: Н. Н. ДОБРЕЦОВА, председатель правления ИПР, главный редактор журнала «Муниципалитет»
Понятие «инклюзивная экономика» вытекает из понятия «инклюзивный рост», суть которого коротко сводится к необходимости сокращения неравенства между различными группами людей, в целях достижения большей устойчивости общества, недопущения социальных взрывов и катаклизмов, смягчения последствий экономических кризисов и экологических угроз. Инклюзивная экономика утверждает, что хорошего государства не должно быть мало, что власть не только может, но даже и должна вмешиваться в экономические процессы, создавая условия для включения – инклюзии – отстающих групп в процессы развития. В современной экономической науке понятие «инклюзивной экономики» продолжает разрабатываться, однако некоторые ключевые принципы уже определены и уложены в основу современных концепций планирования и управления экономикой, в том числе, и на местном уровне.
Определение инклюзивного развития
Инклюзивный или, иначе, всеохватный рост представляет собой многогранное явление, и существуют различные определения этого термина1. Данное понятие также часто используется в работе многих международных организаций. ОЭСР определяет инклюзивный рост как «... экономический рост, в рамках которого создаются возможности для всех слоев населения и справедливо распределяются материальные и нематериальные блага в обществе для повышения его благосостояния»2. По мнению Всемирного банка, «... всеохватный рост – это рост, который позволяет людям вносить свой вклад в экономический рост и пользоваться его благами»3. Азиатский банк развития описывает всеохватный рост как «... рост, который не только создает новые экономические возможности, но и обеспечивает равный доступ к возможностям, создаваемым для всех слоев общества, особенно для малообеспеченных слоев»4. По мнению ПРООН, «понятие всеохватного роста, как правило, относится к... всеобщему процветанию в результате экономического роста»5. МВФ предлагает следующее всеобъемлющее определение: «... всеохватный рост связан с широким распределением благ и возможностей экономического роста и отражает рост, который является прочным и охватывает широкий круг секторов, способствует продуктивной занятости всей рабочей силы, обеспечивает равные возможности доступа к рынкам и ресурсам и защищает уязвимые слои населения»6.
В самом упрощенном виде общепринятыми особенностями инклюзивной экономики считаются два базовых конечных результата7:
- каждый человек должен быть задействован в процессе трудовой деятельности, с учетом его индивидуальных способностей;
- каждый человек должен иметь доступ к основным потребностям для поддержания своей жизнедеятельности: пище, воде, одежде, здравоохранению, жилью, образованию, энергоресурсам.
Можно определить ключевые моменты в определении инклюзивного роста:
- более широкие цели (не только увеличение дохода или ВВП);
- всестороннее развитие человеческого капитала;
- сокращение неравенства и бедности;
- важность активного участия в экономической жизни, а не только в распределении дохода;
- получение выгоды широкими слоями населения, особенно детьми, женщинами, стариками;
- бережное использование природных ресурсов и защита окружающей среды8.
Объектами управления в инклюзивной экономике считаются не только вышеуказанные результаты, но и сам процесс, создание возможностей для получения этих результатов: то есть, люди должны как вносить свой вклад в экономический рост, так и пользоваться его благами в широком смысле. Для того чтобы результаты этого процесса были ощутимыми, экономический рост должен быть прочным и долгосрочным, поэтому со стороны властей необходимы усилия для формирования институциональных условий – то, чем не может заниматься частный сектор.
Индекс инклюзивного развития
На площадках Всемирного экономического форума в Давосе в 2018 г. (ВЭФ) активно обсуждался вопрос инклюзивного развития, и был предложен индекс инклюзивного развития (Inclusive Development Index; IDI), который оценивает 107 стран по критериям роста, справедливости и устойчивости. Это делается по той причине, что экономисты и политики слишком полагаются на ВВП как на показатель экономического развития стран в ущерб уровню жизни людей9.
Индекс инклюзивного развития IDI базируется на 12 индикаторах, объединенных в три группы, которые оценивают уровень экономического развития:
- рост и развитие (включая рост ВВП, занятости, производительности труда, ожидаемой продолжительности жизни);
- инклюзивность (медианный доход домохозяйств, уровень бедности и неравенства);
- межпоколенческая справедливость и устойчивость (уровень сбережений, демографической нагрузки, государственного долга и загрязнения окружающей среды).
Международные сравнения показывают, что лучшей устойчивостью к внешним угрозам и экономическим кризисам обладают страны с большей инклюзивностью социально-экономической системы, в которых приоритетом выступает решение социальных проблем в обществе и формирование политики, направленной на социальную защиту отдельных социальных категорий и выравнивание доходов.
Представляется, что механизмами и инструментами повышения инклюзивности могут выступать10:
- поддержка социальной интеграции и равенства общих благ;
- развитие местного самоуправления как гаранта справедливости и социальной защиты;
- обеспечение приоритетного развития здравоохранения и образования и повышение всеобщего доступа к средствам охраны здоровья, образованию, включая дополнительный уровень, и культуре.
Реализация проинклюзивных решений направлена на адекватные преобразования механизмов функционирования как государства, так и его отдельных институтов.
____________
1 R. l Ranieri and R. A. Ramos, “Inclusive Growth: Building a Concept”, International Policy Centre for Inclusive Growth, Working Paper No. 104, March 2013.
2 OECD, All on Board. Making Inclusive Growth Happen, 2014.
3 E. Ianchovichina, and S. Lundstrom, “Inclusive Growth Analytics: Framework and Application”, World Bank Policy Research Working Paper, No. 4851.
4 I. Ali and H. Hwa Son (2007), “Measuring inclusive growth”, Asian Development Review, Vol. 24, No. 1, pp. 11- 31.
5 UNDP, UNDP’s Strategy on Inclusive and Sustainable Growth, 2017, p. 4.
6 IMF, Fostering Inclusive Growth, 2017.
7 http://mvonederland.nl/dossier/inclusive-economy
8 Левенков А. Инклюзивный рост: понятие, индикаторы, международный опыт: http://www.nbrb.by/bv/articles/10208.
9 URL: http://www.econominews.ru/mirovaja-jekonomika/524-indeksinkljuzivnogo-razvitija-2018-vsemirnyjj.html.
10 А. И. Новиков, М. К. Виткина РАНХиГС при Президенте РФ, Владимирский филиал. URL: https://eee-region.ru/article/5401/
Похожие материалы:
-
№2 (112) / 2021-03-03 Планирование социально-экономического развития на основе показателей вместо копирования предыдущих планов
-
№12 (25) / 2014-02-05 Стратегия развития муниципалитета – это стержень, вокруг которого объединяются люди и ресурсы – примеры горных и отдаленных айылных аймаков Кыргызстана
-
№12 (25) / 2013-12-30 Беловодский аймак: новая стратегия ставит социальные задачи
-
№12 (25) / 2013-12-30 Стратегия развития города Бишкек: город и горожане
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Липенские рыбоводы
-
№8 (21) / 2013-08-30 Дорога партнерства и надежды
-
№8 (21) / 2013-08-30 Во имя процветания Сулюкты: диалог муниципалитета и местных горнодобывающих компаний
-
№9(10) / 2012-10-08 Газета “Аймак”: региональные СМИ должны заняться местными экономическими новостями