2021-03-03 / Стратегии местного развития
Автор: Максим СЕМЕНЯК, эксперт Института политики развития
О текущей системе планирования и необходимости ее улучшения
В настоящее время система социально-экономического планирования в КР, как на центральном, так и на региональных уровнях, построена на принципе соответствия доходов расходам, и даже макроэкономические показатели анализируются, с практической точки зрения, только для определения уровня наполнения казны. То есть, планирование основано не на постановке целей развития, не на том будущем, которое мы хотим для себя и своих детей, а только в рамках, которые нам позволяют текущие доходы.
Разрабатываются планы отраслевого развития, но они остаются достоянием узкого круга государственных органов, и их «отголоски» доходят до уровня территорий только тогда, когда появляются донорские средства на поддержание утилитарных отраслей (водоснабжение, управление отходами, транспорт). Нет единой комплексной системы социально-экономического планирования, которая на основе экономических показателей развития (факторов роста) и пространственных параметров, а не просто на данных существующей налоговой базы, помогала бы находить ответы на региональные вызовы.
Раньше, в конце 90-х годов, в КР существовала практика централизованного регионального анализа и планирования, прежде всего инвестиционного, разрабатывались профайлы развития регионов. Теперь эта практика почти забыта так же, как и практика программного подхода к планированию бюджетных инвестиций (основного развивающего фактора в условиях медленно растущей экономики). Система построения мониторинга регионального развития также не сможет обойтись без современной системы планирования. Именно на стадии планирования формируется необходимый набор показателей или индикаторов развития, на которых и строится система мониторинга.
Для того чтобы новые подходы к планированию могли бы стать хоть сколько-нибудь эффективными, нужны достоверные количественные и качественные данные и их надежные источники. И если качественные данные периодически собираются усилиями неправительственных организаций, то количественные данные, оставаясь в ведении органов МСУ, собираются очень плохо, несмотря на усилия Национального статистического комитета КР. Примером тому является опыт одного из проектов ИПР, в рамках которого четыре пилотных сельских МСУ в течение довольно долгого времени не сумели собрать вполне доступные им данные, например, распределение занятого населения по секторам экономики, стоимость основных фондов по секторам и т. п.
Позитивным решением этого вопроса будет внедрение на уровне территорий и регионов новых информационных систем, глобально охватывающих республику, таких, как «Похозяйственная книга» и «Санарип Аймак».
Эти системы будут содержать широкий набор количественных показателей, позволяющих расширить область анализа и применять разные подходы, включая моделирование экономического и социального развития, с учетом факторов экономического роста и программных намерений, а также с учетом пространственных планов.
Модель социально-экономического планирования
Для целей разработки мер экономического развития на местном уровне, помимо традиционных методов сбора и анализа информации, использовалась Динамическая регрессионная модель социально-экономического планирования (Модель), с помощью которой анализировались базовые показатели развития местной экономики пилотных айылных аймаков. Модель предназначалась для описания основных тенденций и прогнозов развития на основе полученных от органа МСУ данных.
Модель основана на статистических данных органа МСУ, и, при наличии фактических данных по большинству параметров, может оценивать воздействие различных факторов (рост населения, занятость, инвестиции, фонды и т. п.) на качество жизни, рост производства и потребления на территории, изменение доходной базы местных бюджетов и доходов населения (разработана при участии ИПР по заказу Всемирного банка).
Нужно отметить, что сама модель тоже пока нуждается в существенных доработках, особенно с точки зрения ее будущего интегрирования в информационные системы. Анализ данных пока не носит чисто автоматизированного характера, а требует экспертного участия.
Моделирование развития животноводства в Тогуз-Тороузском АА Джалал-Абадской области
Несмотря на описанные выше проблемы со сбором данных, анализ был проведен, и его результаты отражены в виде подразделов «Результаты моделирования» в разделах программ местного экономического развития нескольких пилотных аймаков. Результаты моделирования помогают лучше понять основные направления экономического развития и, там где возможно, предсказать потенциальные выгоды от развития приоритетных направлений, обозначенных в местном плане экономического развития.
В качестве примера можно привести анализ развития животноводства в Тогуз-Тороузском АА, проведенный при помощи модели. Поскольку животноводство является ключевой производственной отраслью Тогуз-Тороузского АА, оно было проанализировано с помощью модели для того, чтобы сравнить результаты простого регрессионного анализа основных показателей животноводства с возможными результатами, которых эта отрасль может достигнуть с помощью мер, направленных на экономическое развитие.
Программа социально-экономического развития аймака в направлении развития животноводства предусматривает только создание племенной фермы и конного завода, с общей инвестиционной потребностью в 10,0 млн. сомов (частые инвестиции). Дополнительные меры, разработанные в рамках поддержки со стороны ИПР, не предусматривают дополнительных инвестиционных вложений, но предлагают более организованный подход, с непосредственным организационным участием органов МСУ и бизнес-сообщества. Это позволит рассмотреть, как минимум, два сценария развития отрасли до 2023 г. (см. Таблицу 1 и диаграммы 1 и 2 ниже).
Как работает модель планирования, основанная на данных?
Модель позволяет делать сценарии, основанные на программах развития, существующих в определенной отрасли, секторе экономики, социальных программах и т. п.
Помимо базового прогнозного сценария (базовой линии), построенного на простой прогнозной экстраполяции (например, выявление среднего значение темпа прироста за последние несколько лет и прогноза роста в последующие годы на основе этой средней величины), в модель можно ввести поправочные коэффициенты, которые скорректируют прогноз, и дадут материал для другого сценария, основанного на воздействии программ развития.
Сценарии, воспроизведенные с помощью модели, показывают ощутимую разницу в продуктивности производства КРС (мясо и молоко) и овец (шерсть) (см. диаграммы) между базовым сценарием (без мер поддержки) и сценарием, учитывающим приблизительные результаты некоторых мер поддержки1. За основу при моделировании были взяты целевые показатели Программы развития племенного животноводства в КР на период 2017-2021 гг. Минсельхоза КР:
-
улучшение породного состава животных в структуре стада на 10% к 2023 г.;
-
повышение убойного выхода мяса до 60-65%;
-
повышение продуктивности молочного стада (надои на одну корову) на 10%;
-
увеличение среднего настрига высококачественной тонкой шерсти с одной овцы на 0,2 кг.
Таким образом, применение модели позволило:
-
оценить влияние текущей ситуации и перспектив (с учетом мер политики органа МСУ) на рост занятости населения пилотных АА;
-
обеспечить охват внутриотраслевых факторов несколько шире, чем это было сделано в ПСЭР, хотя количество анализируемых отраслей было ограничено недостатком данных;
-
показать сценарии развития без мер поддержки, наглядно продемонстрировав их преимущества, с точки зрения повышения продуктивности отраслей.
В будущем, при улучшении доступности количественных и качественных данных и после доработки модели, применяемый подход позволит переходить к социально-экономическому планированию на основе факторов экономического развития, которые уже сейчас являются частью модели, но по ним ощущается острый недостаток количественных данных.
_______________
1 ИПР выполняет Проект «Практический диалог для местного экономического развития» в рамках конкурса Программы «Комплексное развитие регионов». Осуществляется при поддержке Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH, при софинансировании ЕС и Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ).