Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Стратегии местного развития
Стратегия развития муниципалитета – это стержень, вокруг которого объединяются люди и ресурсы – примеры горных и отдаленных айылных аймаков Кыргызстана
Муниципалитеты, расположенные в горных и отдаленных районах Кыргызской Республики,принято считать малоперспективными, слаборазвитыми.Преодолеть стереотип и развенчать этот миф был призван проект «Продвижение устойчивости и экономических возможностей в Кыргызской Республике», реализованный в течение 2012-2013 годов Программой Поддержки развития горных сообществ Кыргызстана, инициатива Фонда Ага Хана (далее – ОФ MSDSP KG) в отдельных айылных аймаках Ошской и Нарынской областей.
Муниципалитеты, расположенные в горных и отдаленных районах Кыргызской Республики,принято считать малоперспективными, слаборазвитыми. Многие полагают, что вся местная экономика здесь ограничивается изготовлением сувениров, единичными туристическими маршрутами и выращиванием скота. Это следствие стереотипа, согласно которому отдаленные и горные муниципалитеты обречены оставаться законсервированными и изолированными островами прошлого и позапрошлого века, а жители этих муниципалитетов не способны реализовать стратегии, ведущие в будущее. Преодолеть стереотип и развенчать этот миф был призван проект «Продвижение устойчивости и экономических возможностей в Кыргызской Республике», реализованный в течение 2012-2013 годов Программой Поддержки развития горных сообществ Кыргызстана, инициатива Фонда Ага Хана (далее – ОФ MSDSP KG) в отдельных айылных аймаках Ошской и Нарынской областей. Пилотные аймаки проекта доказали, что адекватное современной действительности развитие – это не привилегия равнинных муниципалитетов, расположенных ближе к центру республики, а законное право и реальная возможность каждого сообщества.
На первый взгляд задача проекта выглядела более чем стандартно – помочь муниципалитетам разработать и реализовать стратегию развития. Эксперты и работники органов МСУ хорошо знают, что за последние годы в Кыргызстане на уровне местного самоуправления разработано великое множество самых разных стратегий, есть даже аймаки, где число таких стратегий доходит до десятка. Во множестве мест стратегии развития остаются планами на бумаге, сообщества и органы местного самоуправления не видят в них руководства к действию, не умеют и не хотят работать с этими документами. Это большая проблема для местных сообществ, так как навыки стратегического планирования и умение выполнять эти планы – это важнейшая часть муниципального управления, без которой трудно считать местное самоуправление состоявшимся. Международные и местные неправительственные организации реализовали десятки проектов, целями которых было создание и реализация таких стратегий, однако муниципалитетов,где такие проекты принесли реальные плоды в виде «жизни по стратегии», – до сих пор лишь единицы.
Что преодолевали?
Перед ОФ MSDSP KG стояла рискованная задача – сделать так, чтобы стратегия муниципалитета «заработала», стала реальным, живым документом, по которому сообщество и органы МСУ стро-ят свое будущее. Преодолеть предстояло многое:отсутствие у муниципалитета стремления к пересмотру и обновлению существующих стратегий, чтобы не «изобретать велосипед», а воспользоваться результатами предыдущих усилий по разработке стратегий; отсутствие навыков у муниципальных лидеров вовлекать молодежь в решение вопросов местного значения, так как без молодежи планировать будущее бессмысленно; отсутствие опыта сотрудничества с неправительственными и международными организациями; недостаток местных ресурсов. Перечень трудностей был настолько же велик, насколько мал был список благоприятных возможностей, среди которых главной и, пожалуй, единственной целью было большое желание сообществ реально улучшить условия жизни для себя и своих детей.Тем не менее, проекту удалось на конкурсной основе отобрать 15 сельских муниципалитетов, готовых все перечисленные препятствия преодолеть.
Практика показывает, что ключевыми проблемами любой стратегии на этапе ее реализации являются, во-первых, отсутствие или несовершенство выполнимого плана действий, снабженного измеряемыми индикаторами; во-вторых, отсутствие или слабость мониторинга и оценки достижений. ОФ MSDSP KG провел оценку состояния стратегий, ранее разработанных в муниципалитетах, и пришел к неутешительному выводу, что качество стратегий местного развития довольно низкое, многие стратегии являются полным или частичным повторением предыдущих. Лишь 1 из 14 обследованных айылных аймаков полностью обновил стратегию.Приоритеты, определенные в стратегиях местного развития, лишь минимально решают проблемы сообществ, часто ограничены лишь инфраструктурными проектами. При этом представители органов местного самоуправления ссылаются на трудности мобилизации членов сообщества, их неинформированность, а также существенные финансовые ограничения. Представители сообществ и гражданских организаций со своей стороны упрекают органы МСУ в финансовой и социальной безответственности, закрытии информации.
Поэтому Проект предложил создать в пилотных МСУ новые рабочие группы из представителей органов власти и активистов сообщества, которые смогли бы взять на себя лидерские функции по разработке планов мероприятий к стратегиям, а также контролировать ход исполнения стратегий. Важнейшим условием, способным обеспечить успех работы групп, было участие в них заинтересованных представителей местных сообществ, создающих здоровую, конструктивную оппозицию органам управления, не дающих органам МСУ «спать», погрузившись в текучку ежедневных дел. Также крайне важным было участие молодежи, так как именно молодежь способна придать реализации стратегии необходимый импульс и современный вектор.
Чтобы организовать эффективную реализацию стратегий, группам нужны были дополнительные знания, поэтому ОФ MSDSP KG обратилась к экспертам. Пособий по разработке стратегий развития в Кыргызстане написано и издано немало. Гораздо меньше учебных и методических материалов по управлению процессом выполнения таких стратегий, поиска и мобилизации ресурсов для достижения результатов. ОФ MSDSP KG объявил тендер на разработку такого пособия, в котором победила экспертная команда Института политики развития – организации, имеющей солидный опыт в управлении местными ресурсами.
Что сделали рабочие группы?
Участники хорошо справились с поставленной задачей, однако в отдельных случаях испытывали трудности с определением шагов и выбором индикаторов (см. примеры плана). Данная практика показала, что управленческий потенциал рабочих групп и органов местного самоуправления в особенности нуждается в повышении, также необходимо привлекать к процессу планирования мероприятий экспертов по отдельным задачам.
Стратегия как стержень, вокруг которого объединяются ресурсы
Поднятые на тренинге темы вызвали бурные дискуссии, особенно в отношении управления пастбищами, местными бюджетами, муниципальной собственностью. Например, как эффективнее использовать сельский клуб – по прямому назначению или сдать в аренду под бизнес? Каковы должны быть ставки налога на основе добровольного патентирования? В одной из групп участники обнаружили, что из 125 наименований, находящихся в перечне услуг, в данном айылном аймаке есть возможность собирать налоги по 44 видам, а в действительности местное самоуправление собирает налоги только по четырем услугам! Участники заседания индивидуально рассчитывали суммы налогов за год по добровольному патентированию, налога на землю сельхозназначения, налога на землю приусадебных участков, налога на землю несельхозназначения, налога на имущество и транспортного налога, что помогло им узнать, как рассчитываются эти виды местных налогов.
Вот как сами участники работы над стратегиями оценили изменения в своем отношении к планированию развития муниципалитета и наличию ресурсов. Таалай АБДРАЕВ, глава Булолуйского айыл окмоту: «Участие в разработке стратегии научило нас не ждать помощи извне, а самим находить пути решения, мобилизовать местные ресурсы. Оказывается, это возможно!». Ажар АЙДАРОВА, член рабочей группы, статистик Кашка-Суйского айыл окмоту: «Для меня самым важным и поучительным при разработке стратегии был анализ существующих местных ресурсов и применение их в стратегии. Оказывается, у нас много возможностей, несмотря на то, что мы – отдаленный муниципалитет.Теперь я верю, что мы многое можем, что все у нас впереди!».
Обмен опытом между собой на районном уровне стал важным этапом в реализации проекта – здесь рабочие группы и органы местного самоуправления смогли убедиться сами и убедить своих соседей,что развитие муниципалитета – задача решаемая.На форуме был показан фильм, рассказывающий о ходе разработки и реализаций стратегий местного развития. Особо выигрышным элементом фильма стало то, что он основан на реальных событиях в реальных муниципалитетах, жители которых видят себя и своих соседей на экране.
Заключительным вопросом обсуждения форума был вопрос методики разработки Стратегии, насколько она приемлема для других муниципалитетов, какие изменения необходимо внести. Участники форума выразили мнение, что методика разработки Стратегии их удовлетворяет и будет полезна для соседних муниципалитетов.
Мониторинг – простой и применимый инструмент
Рабочие группы уверенно проводят мониторинг данных проектов, дают оценку их результатам, хотя наладить этот процесс было непросто. Например,представители Кашка-Суйского и Чон-Алайского АА, рассказывая о работе группы мониторинга и оценки, поделились с коллегами опытом работы с документами (разрешительные документы, сертификаты строительных материалов и т.д.) и подрядчиками, выполняющими проект. В их практике были случаи конфликтов между группой мониторинга и оценки и руководителем подрядной организации.Помогло распоряжение главы айыл окмоту о создании и утверждении состава группы.Очень важно, что активисты – участники рабочих групп – собираются использовать инструменты мониторинга и оценки в своей работе и в дальнейшем.Омурбек ШАНШОЕВ, председатель рабочей группы, юрист Кашка-Суйского айылного аймака: «Мы собираемся и дальше проводить расширенные заседания рабочей группы с участием населения, где рабочая группа будет регулярно отчитываться в проведенной работе, о мониторинге проектов».
Стратегия – жива и исполнима
Настало время сказать о том, насколько сдвинулись с места и стали воплощаться в жизнь сами стратегии, как эти сдвиги отразились на условиях жизни в селах. Так, в Кара-Кочкорском из 17 запланированных мероприятий выполнено 5, в Кашка-Жолском из 21 мероприятия – 7, в Чон-Алайском (самом отдаленном аймаке) выполнено 20 проектов, а в аймаке Булолу – наиболее депрессивном в Алайском районе – из 24 проектов успели реализовать 12. К слову, Булолу в 2013 году был номинирован на звание лучшего муниципалитета в районе.
11 проектных предложений получили финансирование на сумму 5 800 069 сомов для решения приоритетных проблем 10 айыльных аймаков Ошской и Нарынской областей.
Конкурс на получение грантов проводился с июня по август 2013 года. На рассмотрение грантовой комиссии, состоящей из представителей ОФ MSDSP KG и Фонда Ага Хана, Университета Центральной Азии, Государственного Агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики и Аппарата Правительства Кыргызской Республики, были поданы 26 проектных предложений. Общая стоимость проектных предложений была оценена на сумму 20 909 664 сома.
Район | АА | Проект (официальное название | Бюджет |
Ат-Башынский | Ак-Талаалинский | Терек-Суу айылына машыгуу залын ачуу | 488 804 |
Чон-Алайский | Чон-Алайский | Кызыл-Эшме айылына таза суу тутукторун куруу | 1.088.000 |
Нарынский | Чет-Нуринский | Достойная жизнь через гармоничное развитие ребенка (строительство детского сада в с Орто-Саз) | 3.788.260 |
Кара-Кульджинский | Кашка -Жолский | жакынкы жайыт жана улуш жерлерге отуучу копуро куруу | 617.000 |
Чон-Алайский | Чон-Алайский | Кулчу айылына ФАП куруу | 1.329.800 |
Нарынский | Он-Арчинский | Обеспечение устойчивого развития молодых семей через доступ к пахотным землям | 580.800 |
Нарынский | Ортокский | Пристройка и перепрофилирование здания ФАПа под детский сад в с . Таш-Башат | 1.784 000 |
Чон-Алайский | Кашка-Сууйский | Кабык айылындагы мектепке чейинки балдардын билим,тарбия алуусуна шарт тузуу | 590.612 |
Ат-Башынский | Кара-Коюнский | Айыл калкынын ден-соолугуна кам коруу | 530.000 |
Проекты получившие гранты |
Но повторимся: главным результатом нужно считать то, что люди поверили в собственные силы. Аттокур ЖУСУПОВ, член рабочей группы, фермер из Кара-Кульджинского аймака, участвовал в проекте в первой его фазе, в 2011 году, но продолжает работать со стратегией, что говорит об устойчивости создаваемых рабочих групп: «Я впервые участвовал в разработке стратегии. Это был очень важный для меня опыт, я впервые задавал себе вопросы и мог высказываться, например, о том, какие мероприятия включать в стратегию, хватит ли для этого средств местного бюджета? Теперь я верю, что изменить жизнь к лучшему можно. Если будет развитое село, значит, будет развитый район, область и Кыргызстан». Гулумкан ЗИКИРЯЕВА, член рабочей группы, депутат Кара-Кочкорского айылного кенеша: «Раньше стратегию разрабатывали сотрудники айыл окмоту, а мы считали этот документ вроде их собственного рабочего плана и не участвовали в его выполнении. Теперь мы считаем этот документ общим документом сообщества, потому что все участвовали в его разработке, в планировании мероприятий. Вместе и выполняем!».
Говорят факты
- В аймаках создано 15 рабочих групп, состоящих из 474 представителей органов МСУ и гражданского общества. Рабочие группы включают 35 процентов женщин и 21 процент молодых людей в возрасте 14-28 лет.
- Рабочие группы оценили пробелы и слабые стороны существующих стратегий местного развития и получили одобрение от местных кенешей для их доработки.
- Чтобы оценить потребности сообщества и определить приоритеты развития, рабочие группы опросили 20 процентов населения своих айылных аймаков и провели фокус-группы с 1/7 частью всех домохозяйств.
- В процессе работы с проектом 21% членов рабочих групп продемонстрировал повышение знаний и навыков по стратегическому планированию местного развития.
- В 59 селах по разработанным стратегиям местного развития проведены общественные слушания, в которых приняли участие 2444 жителя.
- 15 разработанных стратегий местного развития были утверждены соответствующими айылными кенешами.
- 11 проектных предложений на конкурсной основе получили финансирование на сумму 5 997 967 сомов. Общая сумма проектных предложений составила 12 399 995 сомов (без учета дополнительных вкладов и спонсорской помощи заинтересованных сторон).
Целевая группа проекта (пилотные муниципалитеты и население)
Всего проект охватил 59 сел, более 19 000 домохозяйств, в которых проживает более 87 тысяч человек. Пилотными муниципалитетами проекта стали:
в Ошской области
- в Кара-Кульджинском районе:айылные аймаки (АА) Кашка-Жол, Кара-Кочкор,Кара-Гуз;
- в Алайском районе:АА Булолу, Корул, Кабылан-Кол;
- в Чон-Алайском районе:АА Чон-Алай, Кашка-Суу;в Нарынской области
- в Нарынском районе:АА Чет-Нура, Он-Арча, Орток;
- в Ат-Башынском районе:АА Ат-Башы, Ак-Талаа, Ак-Моюн, Кара-Коюн.
Похожие материалы:
-
№2 (112) / 2021-03-03 Планирование социально-экономического развития на основе показателей вместо копирования предыдущих планов
-
№2 (112) / 2021-03-03 Что такое «Местное инклюзивное экономическое развитие»?
-
№12 (25) / 2013-12-30 Беловодский аймак: новая стратегия ставит социальные задачи
-
№12 (25) / 2013-12-30 Стратегия развития города Бишкек: город и горожане
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Липенские рыбоводы
-
№8 (21) / 2013-08-30 Дорога партнерства и надежды
-
№8 (21) / 2013-08-30 Во имя процветания Сулюкты: диалог муниципалитета и местных горнодобывающих компаний
-
№9(10) / 2012-10-08 Газета “Аймак”: региональные СМИ должны заняться местными экономическими новостями