Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Стратегии местного развития
Стратегия развития города Бишкек: город и горожане
В конце 2013 г. на общественное обсуждение вынесен документ, определяющий стратегические приоритеты социально-экономического развития г. Бишкека на период 2014-2018 гг.«Город и горожане» (далее: Стратегия). В настоящее время Стратегия размещена на популярных в республике сайтах, в том числе и на сайте Бишкекского городского кенеша. Перед обсуждением на сессии городского кенеша проект Стратегии планируется обсудить на общественных слушаниях.
Стратегия развития Бишкека на период 2014-2018 г.г.
Проблемы устаревшего подхода к стратегиям
В нашей стране довольно часто принимаются программные документы, декларирующие необходимость реформирования той или иной сферы. Что же касается программ развития муниципалитетов,то, как правило, такого рода документы в большей степени направлены на совершенствование деятельности самих органов МСУ (чаще исполнительных – мэрий и айыл окмоту), муниципальных предприятий и учреждений, на выполнение ими функциональных обязанностей без привязки к выполнению запросов населения. Проще говоря,стратегии пишутся органами МСУ самими для себя и для правительства, а население стоит в сторонке.
Такая ситуация обусловлена Законом «О местном самоуправлении», где заложена норма о том,что полномочие по разработке документов развития возлагается на исполнительные органы МСУ в лице мэрии и айыл окмоту, а местные кенеши обсуждают и принимают решение по представленному документу. Поэтому в документы закладываются мероприятия, которые чаще всего направлены на улучшение текущей ситуации в органах управления муниципалитетом. В случае со Стратегией Бишкека ситуация принципиально иная.
Стратегия не города, но горожан!
Новый состав депутатов Бишкекского городского кенеша, изучив результаты предыдущих стратегий развития Бишкека «Любимый город» и «Обновленная столица», пришел к выводу, что необходимо принципиально изменить подходы к формированию программного документа. Во-первых, Стратегия должна разрабатываться на основе видения будущего города самими жителями Бишкека, а также при их непосредственном участии. Во-вторых, опыт реализации предыдущих программных документов показал, что существующая система управления и бюджетная политика не обеспечат дальнейшее развитие города. Таким образом, новая Стратегия требует инновационного и инклюзивного (партнерского с населением) подхода к ее формированию,при наличии политической воли самих органов местной власти. В этих условиях именно Бишкекский городской кенеш взял на себя инициативу и ответственность за формирование нового программного документа развития столицы Кыргызской Республики.
Распоряжением председателя городского кенеша была сформирована рабочая группа в составе депутатов – представителей всех фракций городского кенеша и группы экспертов, в том числе из Института политики развития, Института гуманитарного проектирования, Американского университета в Центральной Азии. Несмотря на отсутствие финансирования (донорская поддержка со стороны Агентства США по международному развитию была оказана рабочей группе только на самом начальном этапе проекта), во многом опираясь на энтузиазм членов рабочей группы и бескорыстную помощь партнеров, удалось обеспечить широкое участие граждан в формировании Стратегии. Было проведено более 20 фокус-групп с горожанами, лидерами ТСЖ, квартальных комитетов, представителями бизнеса, молодежи, учреждений здравоохранения, образования и др. На отдельных этапах формирования Стратегии дополнительно проводились «круглые столы» по обсуждению проекта документа, состоялась также общегородская конференция, на которой документ был презентован,были получены рекомендации и пожелания по его совершенствованию. Несмотря на то, что инициатором разработки Стратегии явился Бишкекский городской кенеш, во всех этапах разработки документа активное участие принимали сотрудники мэрии и особенно Агентство развития города.
Приоритеты стратегии горожан
1. Город и горожане
Будут созданы условия для реализации инициатив активных групп граждан по их участию в развитии города. Приняты нормативные документы,которые позволят повысить уровень прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления. На уровне локальных территорий (ТСЖ, квартал, микрорайон) будут приняты собственные программы развития. Будет получена возможность финансовой поддержки инициатив горожан. Особое значение будет уделяться интеграции новых жителей Бишкека в городскую культуру.
2. Конкурентоспособная, устойчивая экономика города
Основа экономики города – это малый и средний бизнес, который в большей степени специализируется на предоставлении услуг и развитии досуга. Создание условий для развития бизнеса будет основываться на формировании открытых площадок для диалога власти и бизнеса, деятельности общественных бизнес-ассоциаций. Необходимо реализовать комплексный подход к повышению инвестиционной привлекательности города.
3. Качество городской среды
Повышение комфортности жизни горожан через новые подходы по восстановлению статуса «зеленого города», инновационные подходы к градостроительству, открытые и понятные правила застройки.
Сквозное направление Стратегии – реформирование городского управления и новая бюджетная политика
Система управления приблизит местные органы власти к населению. Будет предоставлено горожанам право самостоятельно определять форму управления. Полномочия и функции городских органов управления будут привязаны к потребностям горожан.
В основе реформирования муниципальных органов – разграничение полномочий между го-сударственными органами и органами местного самоуправления г. Бишкека. Обновленные функции и полномочия потребуют коренного изменения системы муниципального управления в ключевых сферах жизнедеятельности – здравоохранении,образовании, социальной защите. Соответственно новым полномочиям будут сформированы новые расходные обязательства, при этом приоритетом станет финансирование вопросов местного значения – ремонт дорог, озеленение, освещение, коммунальная инфраструктура и т.д. Главным результатом новой бюджетной политики станет повышение финансовой самостоятельности городского бюджета, возможность ежегодно наращивать финансирование мероприятий по решению вопросов местного значения. Новые правила формирования бюджета г. Бишкека позволят только в период 2014-2018 гг.направить в бюджет развития дополнительно 1,5-2 млрд. сомов. Бюджет города Бишкека станет менее зависим от республиканского, что расширит возможности города на развитие, одновременно повышая ответственность органов местного самоуправления перед горожанами.
Полный текст Стратегии размещен на сайте Бишкекского городского кенеша по ссылке:http://www.gorkenesh.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=1010&catid=20&lang=ru
Похожие материалы:
-
№2 (112) / 2021-03-03 Планирование социально-экономического развития на основе показателей вместо копирования предыдущих планов
-
№2 (112) / 2021-03-03 Что такое «Местное инклюзивное экономическое развитие»?
-
№12 (25) / 2014-02-05 Стратегия развития муниципалитета – это стержень, вокруг которого объединяются люди и ресурсы – примеры горных и отдаленных айылных аймаков Кыргызстана
-
№12 (25) / 2013-12-30 Беловодский аймак: новая стратегия ставит социальные задачи
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Липенские рыбоводы
-
№8 (21) / 2013-08-30 Дорога партнерства и надежды
-
№8 (21) / 2013-08-30 Во имя процветания Сулюкты: диалог муниципалитета и местных горнодобывающих компаний
-
№9(10) / 2012-10-08 Газета “Аймак”: региональные СМИ должны заняться местными экономическими новостями