Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Новости ИПР
Парки для всех! В Бишкеке состоялся Форум Жашыл Upgrade-2021
Подготовлено с использованием материалов с сайта: https://soros.kg/
В День Земли, 22 апреля 2021 года, НКО и общественность Бишкека собрались на форум с участием представителей мэрии и городского кенеша, чтобы обсудить: есть ли будущее у зеленых насаждений в Бишкеке, и какое будущее грозит столице, если не принять срочных мер для спасения «зеленых легких» города. Вопрос социально-экологического неравенства был поднят во время Ежегодного городского форума Жашыл Upgrade-2021 c темой «Парки для всех!». Мероприятие организовано ОФ «Инициатива Арча» в партнерстве с ОО «МувГрин» при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». Институт политики развития подготовил свои предложения об участии горожан в защите зеленых насаждений.
В скором будущем город Бишкек может остаться без зелени. Большинство территорий, предусмотренных для зеленых зон, застраивается, а дороги расширяются для удобства машин и их владельцев. Поэтому зимой горожане задыхаются от смога, а летом мучаются от пыльного воздуха и палящего солнца. По словам экспертов ОФ «Инициатива Арча», за шесть лет горожане уже потеряли 40% территорий, предназначенных для озеленения. Исследования ОФ «Инициатива Арча» за 2020 год показывают, что бишкекчане, проживающие на 63% территории столицы, не имеют доступа к озелененным зонам в пешей доступности (менее 500 метров), это влечет за собой отсутствие возможности проводить время в условиях безопасной окружающей среды, что в результате формирует социально-экологическое неравенство в Бишкеке.
Презентации спикеров охватили различные темы, включая доступность зеленых зон в Бишкеке, экономическую выгоду зеленых насаждений, санитарно-защитную роль зеленых зон, доступность зеленых территорий для горожан с инвалидностью, механизмы гражданского участия по вопросам озеленения, возможности горожан в создании парков, а также нормы озеленения. В условиях городской среды зеленые территории обеспечивают горожан конституционным правом на благоприятную окружающую среду, понижая температуру, увлажняя воздух и создавая воздушные потоки, очищая воздух от загрязнителей, снижая шумовое загрязнение. По словам Дмитрия ВЕТОШКИНА, исполнительного директора ОФ «Инициатива Арча», через несколько недель мы снова начнем задыхаться от пыли, тогда как зеленые насаждения должны защищать людей от пыли и шумового загрязнения. Как говорит Дмитрий, деревья также создают воздушные потоки, проветривая наш город. Он также отметил важность парков во время пандемии коронавируса: «60% территории Бишкека лишены зеленых насаждений. Во время карантина только парки были наиболее безопасным пространством для горожан. Мы не должны ездить на общественном транспорте до парков, парки должны быть в каждом районе, чтобы можно было дойти до них за пару минут. Наши дети перестали гулять на улице и играть во дворе, они сидят дома; мы перестали ходить пешком и добираемся до самой двери на машине, такси и так далее. Потому что зеленых зон стало меньше». По его словам, в городе ирригационная система не работает, все зеленые территории получают воду только с помощью атмосферных осадков.
Шамиль ИБРАГИМОВ, исполнительный директор Фонда «Сорос-Кыргызстан», поднял тему экономической выгоды зеленых насаждений: «Лица, принимающие решения, воспринимают город с точки зрения бизнеса и экономической выгоды. И парки для них не являются выгодным вложением. Но деревья снижают нагрузку на систему здравоохранения, спасая горожан от развития различных заболеваний. Зеленые зоны снижают уровень агрессии и преступности. Деревья – самый дешевый способ решить проблему ментальной агрессии. Озеленение имеет очень мощный экономический потенциал».
По словам Дмитрия ПЕРЕЯСЛАВСКОГО, координатора образовательных программ ОФ «Инициатива Арча», в плане Бишкек-главархитектуры очень много зеленых зон, а на самом деле большая часть этих территорий была отдана под строительство различных объектов, включая заправки. Дмитрий предложил не делить город на городские районы и жилмассивы, а воспринимать все зоны как общегородские: «Это вопрос социально-экологического неравенства, каждый горожанин имеет право на зеленые зоны в шаговой доступности».
На форуме также выступил Алексей КРАВЦОВ, эпидемиолог, кандидат медицинских наук, подняв тему влияния зеленых зон на снижение уровня стресса: «Зеленые зоны благотворно влияют на наше психосоматическое состояние. В городской среде мы больше испытываем стресс, даже от светового загрязнения. Стресс приводит к снижению уровня сопротивляемости организма, и мы начинаем болеть».
Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления ИПР, предложила активистам, представителям НКО и неравнодушным горожанам обратиться к существующим возможностям участия граждан в местном самоуправлении, установленным законодательством, чтобы более результативно подойти к вопросу защиты зеленых насаждений. «Чтобы добиться лучших результатов, в работе с органами МСУ надо прибегать к установленным в законодательстве требованиям, уже описанным механизмам. ИПР предлагает набор связанных действий и мер, реализации которых можно ожидать от мэрии и кенеша с большой долей вероятности, поскольку это не «вдруг» рожденные предложения, а установленные законом формы взаимодействия органов МСУ с гражданами.
Можно разработать и принять устав Бишкека с разделом по паркам и озеленению, включив в него правила поведения как местного сообщества, так и требования к органам МСУ.
Полезно было бы создать при городском кенеше группу совместного мониторинга и оценки по вопросам озеленения (например, мониторинг соблюдения общений застройщиков и подрядчиков строительных работ в отношении озеленения новых объектов). Очень важно, чтобы именно городской кенеш стал официальным заказчиком результатов этого совместного мониторинга, заслушивал отчеты группы и принимал по ним соответствующие решения. Эта группа могла бы, например, создать «черный список» застройщиков и подрядчиков, которые уничтожают зеленые насаждения без восстановления. И даже если кенеш не найдет в своих полномочиях возможности наказать их – сам по себе факт внесения в «черный список» будет работать сам по себе, так как силу общественного порицания никто не отменял.
Бишкеку следует внедрить механизм финансирования местной инициативы из местного бюджета – провести среди групп населения конкурс проектов по озеленению. Можно даже выбрать для этого отдельные районы и территории города, такие, где вопрос отсутствия зеленых насаждений стоит особенно остро, например, некоторые новостройки.
Следующим шагом может стать внедрение инициативного (партисипаторного) бюджета (хотя этой формы пока нет в законодательстве, она давно «напрашивается» к внедрению, особенно в городах). Эта форма позволяет муниципалитету устроить голосование горожан для выбора приоритетных проектов для финансирования. И неизвестно, какой проект победит – замена брусчатки на бульваре или высадка деревьев в сквере.
Самим горожанам необходимо больше знать о своих правах и активнее пользоваться ими. Например, настойчиво запрашивать у мэрии гражданский бюджет и общественные слушания по бюджету с тем, чтобы внести в городской бюджет предложения по озеленению.
Существует также невостребованный пока в Бишкеке механизм нормотворческой инициативы, который позволяет гражданам внести проекты местных нормативных правовых актов, обеспечивающих «зеленое» будущее Бишкеку».
Какие деревья необходимы городу?
Способные создавать благоприятные условия для городской среды: развивать широкие кроны и иметь максимальный листовой индекс. Такие растения испаряют большое количество влаги, охлаждают воздух и создают максимальную площадь тени. За счет листьев (преимущественно шершавых и липких) они способны удерживать пыль и очищать воздух от выхлопных газов.
Приспособленные к городской среде: способные переносить временное пересыхание почвы, слишком сильное ее увлажнение, устойчивые к пыли, выхлопным газам, палящему солнцу, бедным почвам.
Долговечные и устойчивые к ветровым и снежным нагрузкам: быть относительно долговечными, обеспечивать долговременное использование элемента городского ландшафта. Благодаря биологическим особенностям и надлежащему уходу, такие деревья способны обеспечивать экологическую безопасность города долгие годы.
Какие саженцы нужны?
Крупномеры[1] из Европы | Крупномеры из Кыргызстана |
Долго адаптируются | Быстро идут в рост |
Создают компактную крону | Создают раскидистую крону |
Не изучены в нашем климате | Адаптированы более 80 лет |
Не развивают местный рынок | Развивают местный рынок |
Дорогие. Наносят удар по городскому бюджету | Относительно дешевые |
[1] Крупномеры – взрослые деревья (от трёх до пятнадцати метров в высоту), используемые для посадок с хозяйственной и декоративной целью. Растения с развитой кроной считаются крупномерами, даже если их высота ниже указанной минимальной отметки. Википедия.
Похожие материалы:
-
№12 (134) / 2022-12-28 Муниципалитеты поддерживают семейные ценности в рамках 16-дневной кампании против гендерного насилия
-
№12 (134) / 2022-12-28 По запросу мэрии Бишкека Институт политики развития провел обучение специалистов мэрии по вопросам организации местных услуг
-
№12 (134) / 2022-12-28 Проект Закона Кыргызской Республики «Об основах организации предоставления публичных услуг» прошел публичное обсуждение
-
№12 (134) / 2022-12-28 Айыл окмоту Чуйской и Таласской областей получат малые гранты для реализации проектов по улучшению местных услуг
-
№11 (133) / 2022-11-29 Форум аймаков – платформа для конструктивного диалога на национальном уровне!
-
№11 (133) / 2022-11-29 Состоялось заседание Наблюдательного Совета проекта «Улучшение услуг на местном уровне»
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 Проект USAID “Успешный аймак 2” оказал содействие целевым муниципалитетам в разработке коммуникационных планов
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 Представитель ИПР вошел в состав межведомственной рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства