Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Новости ИПР
Воздействие и вклад Института политики развития в устойчивое развитие Кыргызской Республики в 2020 году. Резюме отчета
Институт политики развития подготовил Отчет о воздействии и вкладе в устойчивое развитие страны в 2020 году. Это первый опыт организации в разработке подобного рода отчетов, но институт считает важным поделиться результатами своей работы с широким кругом заинтересованных лиц.
Годовой отчет отражает результаты воздействия и вклада Общественного объединения «Институт политики развития» (далее – ИПР) в устойчивое развитие Кыргызской Республики, полученные в результате деятельности ИПР в рамках различных проектов, финансируемых за счет внешних и внутренних источников. Отчет отражает позицию и мнения ИПР, которые могут не совпадать с позицией и мнением внешних партнеров, предоставляющих финансирование для реализации конкретных проектов. Отчет основан на программных отчетах о результатах конкретных проектов, но не включает их полностью. С отдельными отчетами о результатах конкретных проектов можно ознакомиться на сайте ИПР по адресу: www.dpi.kg. В отчет включаются результатов проектов, в отношении которых ИПР является единственным или ведущим исполнителем. Допускается включение результатов проектов, в которых ИПР не является лидирующим исполнителем, если в достижении результата есть особая или лидирующая роль ИПР (о чем делается соответствующая сноска).
Отчет подготовлен председателем правления ИПР Н. Н. ДОБРЕЦОВОЙ, рассмотрен членами правления ИПР Б. БЕКИЕВЫМ и С. ГРАДВАЛЬ, а также рассмотрен и одобрен Наблюдательным советом ИПР. Отчет опубликован на сайте ИПР: www.dpi.kg.
В 2020 году ИПР продолжает использовать комплексный подход, основанный на принципах: разграничения функций и полномочий между органами управления; верховенства интересов граждан; инклюзивности и учета интересов меньшинства; гендерного баланса; принципа «не навреди» (DNH-принцип). Во все проекты включается комплекс работ, направленный одновременно: на усиление внутренних связей между органами управления и гражданами, усиление потенциала органов управления; усиление внешних связей сообществ и групп граждан с государством и внешним миром; планирование, основанное на законодательстве и данных; применение инновационных методов управления и методов, ведущих к устойчивым изменениям. ИПР сотрудничает примерно с 250 муниципалитетами КР во всех регионах по разным проектам. Имеет трехсторонний меморандум с ГАМСУМО и Союзом МСУ, что позволяет обеспечивать быстрые и эффективные коммуникации со всеми органами МСУ. Основные уроки, извлеченные ИПР: не создавать параллельных структур, ослабляющих систему управления; предоставлять финансовую помощь через бюджет, чтобы тренировать органы управления в управлении инвестициями и нести ответственность за результат; учить органы управления теснее работать с гражданами; развивать горизонтальные связи между сообществами и органами управления; вести организованный диалог с государством на национальном уровне.
Важным достижением ИПР считает возвращение в 2020 году органов МСУ в расчет Индекса доверия населения. Это стало результатом работы ИПР в рамках взаимодействия с государственными органами по Национальному плану действия «Открытое правительство». Результаты расчета Индекса в 2020 году показали, что борьба имела смысл, поскольку органы МСУ пользуются наивысшим уровнем доверия в сравнении с другими органами управления.
Диаграмма 1. Оценка органов управления населением КР (данные НКС КР, II полугодие 2020 г.)Другим существенным достижением ИПР в 2020 году стало сотрудничество с Союзом МСУ и создание Портала лучшей практики МСУ. Совместно с ГАМСУМО и Союзом МСУ принято совместное решение о создании Академии местного управления в Центральной Азии. Данная организация создаст новые, более широкие возможности для кооперации и эффективного оперирования как на местном, так и на региональном рынке оказания образовательных и консультационных услуг. Портал лучшей практики МСУ, как онлайн-инструмент взаимодействия с органами МСУ и местными сообществами, оказался как нельзя более своевременным. Портал и Академия выходят за рамки стандартной проектной деятельности, эти структуры задают новый формат устойчивости и сотрудничества между ключевыми участниками всех процессов, связанных с развитием МСУ в Кыргызстане и в соседних странах. Академия также должна стать важным элементом ведомственной (горизонтальной) системы повышения квалификации муниципальных служащих и создать условия Союзу МСУ для более эффективного исполнения им своей представительской функции.
В 2020 году ИПР пилотировал внедрение в процесс разработки программ социально-экономического развития на уровне местного самоуправления Динамической регрессионной модели социально-экономического планирования (Модель)[1], основанной на статистических данных, которая оценивает воздействие различных факторов (рост населения, инвестиции, фонды и т.п.) на качество жизни, рост производства и потребления на территории, изменение доходной базы местных бюджетов и доходов населения. Такой подход – это инновация для Кыргызской Республики, где ранее не применялись обоснованные экономические прогнозы на местном уровне. Модель позволяет строить различные сценарии, учитывает результаты отдельных проектов, включая дополнительный чистый доход. Также Модель позволяет закладывать показатели экологической устойчивости.
В 2020 году органы МСУ столкнулись с ситуацией, когда они не могли выполнить требования Бюджетного кодекса Кыргызской Республики о проведении общественных слушаний по проекту местных бюджетов. Эпидемиологическая обстановка и связанные с ней ограничения не позволяли собирать граждан на собрания в традиционной форме. Под воздействием пандемии только около 10% органов МСУ подтвердили, что провели общественные слушания по проекту бюджета на 2021 год. В 2020 году ИПР начал работу над усовершенствованием Гражданского бюджета-онлайн с тем, чтобы каждый орган МСУ мог дать больше важных сведений о расходах местного бюджета, чтобы жители могли понять – на какой именно улице, к примеру, будут проводить ремонт уличного освещения. Более того, приложение предлагается модернизировать, чтобы предложить органам МСУ использовать его в качестве альтернативы общественным слушаниям по проектам бюджетов.
Большая адвокационная работа была проведена силами ИПР в сотрудничестве с Союзом МСУ для защиты местных бюджетов в условиях секвестирования государственного бюджета, вызванного пандемией COVID-19. В целом сокращение доходов местных бюджетов в результате секвестра республиканского бюджета оказалось не таким существенным, как предлагало Правительство КР. Это заслуга Союза МСУ, ИПР и депутатов ЖК КР, которые защитили органы МСУ. Но в целом, уровень финансовой децентрализации остается низким, в бюджетном выражении политика развития регионов не реализуется. Но чем ниже доходы местных бюджетов, тем больше недовольных работой местного самоуправления. Поэтому недофинансирование местных бюджетов опасно для власти, для социальной стабильности.
Большие усилия ИПР сосредоточил в направлении работы с уязвимыми группами в местных сообществах: женщинами, детьми и молодежью. Помимо прямой помощи в разгар эпидемии и полного локдауна, ИПР сумел внедрить несколько новых форматов взаимодействия этих групп с органами МСУ: консультативные советы по делам молодежи, молодежные группы мониторинга и оценки, поддержка местных инициатив из местного бюджета, Гражданский бюджет-онлайн (продолжение работы).
На национальном уровне усилия ИПР были сосредоточены в сфере гармонизации законодательства по МСУ в рамках работы над проектом Кодекса о местном самоуправлении.
Относительной неудачей на национальном уровне следует считать попытки взаимодействия с Министерством финансов КР. Многократные обращения, встречи с высшими руководителями, включая министров, озвученные решения о создании совета по межбюджетным отношениям внутри министерства так и не привели ни к каким результатам. Даже попытка получать дезагрерированные данные об исполнении местных бюджетов, в отличие от прошлых лет, успехом не увенчалась. Другой проблемной сферой стало относительное неудачное исполнение государственными органами Государственной программы повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, в разработке и продвижении которой ИПР принимал активное участие. Результаты программы оказались разовыми, на уровне кампаний и информирования, а ключевыми участниками стали не уполномоченные государственные органы, а банки и другие финансово-кредитные учреждения. ИПР же убежден, что от «кампанейщины» необходимо перейти к системному решению вопроса с участием государства и в рамках системы образования, а не в рамках системы финансово-кредитных учреждений, которые не стремятся не только и не столько к повышению финансовой грамотности населения, сколько к формированию своей клиентской базы.
2020 год стал испытанием для ИПР так же, как и для всего мира. Пандемия COVID-19 повлияла на графики и форматы работы сотрудников и проектов, заставила изменить тактику и стратегию работы в условиях ограничений. Дополнительным вызовом для организации стали резкие колебания валютных курсов, что не могло не отразиться на бюджетах проектов, поскольку большинство из них имеют бивалютное выражение и управление. Тем не менее уроки работы в сложных эпидемиологических условиях привели и к некоторым позитивным результатам. Так, проектные команды ИПР стали больше работать с целевыми аудиториями в онлайн-формате, что позволило экономить время и ресурсы. В целом ИПР удалось избежать увольнений, сокращения объемов работы и вознаграждений персонала, хотя в течение апреля-июля 2020 года все сотрудники были переведены на удаленный режим работы. Также ситуация не повлекла за собой сокращение или прекращение уже действующих контрактов с финансирующими организациями.
В 2020 году ИПР предпринял значительные усилия для повышения качества управления, заказав для этих целей специальную экспертизу по организационному развитию. Данный заказ для ИПР выполнила грузинская компания «CTC», победившая по результатам международного тендера. Софинансирование для реализации заказа предоставило Посольство Швейцарии в Кыргызской Республике. Ключевыми направлениями работы стали: совершенствование управления кадрами, финансовый менеджмент, улучшение структуры управления и подотчетности (создание Наблюдательного совета).
В 2021 году органы МСУ столкнутся с угрозой сокращения самостоятельности в условиях централизации власти, и основной задачей ИПР станет поддержка и совместная с Союзом МСУ защита интересов органов МСУ для сохранения ключевых условий для работы местного самоуправления в Кыргызстане. Второе ключевое направление работы – развитие Портала лучшей практики МСУ, объединенного с журналом «Муниципалитет», и создание Академии местного управления в Центральной Азии. Более детально цели развития и деятельности ИПР на 2021 год представлены ниже.
_____________
[1] Разработана при участии ИПР по заказу Всемирного банка. Прошла пробацию на примере Кок-Жарского АА Ошской области
Похожие материалы:
-
№12 (134) / 2022-12-28 Муниципалитеты поддерживают семейные ценности в рамках 16-дневной кампании против гендерного насилия
-
№12 (134) / 2022-12-28 По запросу мэрии Бишкека Институт политики развития провел обучение специалистов мэрии по вопросам организации местных услуг
-
№12 (134) / 2022-12-28 Проект Закона Кыргызской Республики «Об основах организации предоставления публичных услуг» прошел публичное обсуждение
-
№12 (134) / 2022-12-28 Айыл окмоту Чуйской и Таласской областей получат малые гранты для реализации проектов по улучшению местных услуг
-
№11 (133) / 2022-11-29 Форум аймаков – платформа для конструктивного диалога на национальном уровне!
-
№11 (133) / 2022-11-29 Состоялось заседание Наблюдательного Совета проекта «Улучшение услуг на местном уровне»
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 Проект USAID “Успешный аймак 2” оказал содействие целевым муниципалитетам в разработке коммуникационных планов
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 Представитель ИПР вошел в состав межведомственной рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства