Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
О порядке перевода (трансформации) пастбищ в земли населенных пунктов. С учетом изменений от 13 августа 2021 г.
Консультация составлена юристом Союза МСУ Венерой БОЛТОБАЕВОЙ.
Порядок трансформации земель регулируется Земельным кодексом КР, законами Кыргызской Республики «О переводе (трансформации) земельных участков» от 15 июля 2013 г. № 145, и «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий» и Положением «О порядке перевода (трансформации) земельных участков из одной категории в другую или из одного вида угодий в другой».
Согласно пункту 12 статьи 20 Земельного кодекса КР и статье 6 Закона КР «О переводе (трансформации) земельных участков», перевод пастбищ, являющихся одним из видов сельскохозяйственных угодий категории земель сельскохозяйственного назначения, в другие категории земель отнесен к компетенции Правительства Кыргызской Республики.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона КР «О переводе (трансформации) земельных участков», перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае, связанном с образованием и расширением территории населенных пунктов на основании градостроительной документации и Программы по обеспечению граждан Кыргызской Республики земельными участками, утвержденной органом местного самоуправления.
В случае перевода пастбищ в категории несельскохозяйственных земель, собственник земельного участка или землепользователь обязан уплатить суммы стоимости возмещения потерь сельскохозяйственного производства и упущенной выгоды по нормативам, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики. Важно отметить, что на данный случай не распространяется действие подписанного 13 августа 2021 года Президентом Кыргызской Республики Садыром ЖАПАРОВЫМ закона, который отменил эту норму в отношении орошаемых земель пашни. Проще говоря, потери при трансформации орошаемых земель пашни не компенсируются, при трансформации пастбищ – компенсируются.
Окончательное решение о переводе (трансформации) земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель принимает Кабинет Министров Кыргызской Республики. Но процесс рассмотрения вопроса по трансформации земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель начинается на уровне органов местного самоуправления.
Орган местного самоуправления обращается в районную комиссию с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую. Районная комиссия в течение десяти рабочих дней представляет в местную государственную администрацию (акимиат) заключение о возможности или невозможности перевода земельного участка. К данному заключению прилагаются согласованный в установленном порядке генеральный план застройки участка или разработанные на его основе градостроительная документация и технико-экономическое обоснование.
В случае положительного заключения районной комиссии, ГУ «Кадастр» также формирует и направляет материалы, включая свое решение и пояснительную записку, в соответствующую местную государственную администрацию района, которая затем выносит соответствующее решение о согласии на перевод земельного участка и направляет все материалы, включая землеустроительное дело, на рассмотрение государственной администрации области. Землеустроительное дело состоит из следующих документов:
- заявление;
- согласованный в установленном порядке генеральный план застройки участка или разработанная на его основе градостроительная документация (копия) и технико-экономическое обоснование (если проводится трансформация земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов);
- расчеты потерь сельскохозяйственного производства;
- экспликация земель по видам угодий в разрезе каждого собственника и землепользователя;
- план земельного участка с указанием границ и масштаба;
- заключение районной комиссии;
- при расширении территорий населенных пунктов и образовании нового населенного пункта – копия Программы по обеспечению граждан Кыргызской Республики земельными участками, утвержденная органом местного самоуправления;
- пояснительная записка.
Областная государственная администрация выносит соответствующее решение о даче согласия на перевод земельного участка в другую категорию и направляет все материалы на рассмотрение Кабинету Министров КР.
Кабинет Министров КР направляет землеустроительные документы о переводе земельного участка в ГУ «Кадастр». ГУ «Кадастр», в случае соответствия материалов требованиям законодательства, по поручению Государственного агентства по земельным ресурсам готовит проект постановления Кабинета Министров КР о переводе (трансформации) земель из одной категории в другую и проводит его согласование с министерствами и ведомствами, после чего направляет на рассмотрение Кабинета Министров КР.
Кабинет Министров КР принимает окончательное решение о переводе земель в другую категорию и в течение десяти дней направляет в филиал ГУ «Кадастр», который завершает процесс, внося изменения в земельно-учетную документацию (Земельный кадастр) в течение семи рабочих дней, и уведомляет орган МСУ о переводе (трансформации) земель из одной категории в другую.
ВАЖНО ПОМНИТЬ: Согласно пункту 1 статьи 6 Закона КР «О переводе (трансформации) земельных участков», перевод культурных пастбищ, пастбищ коренного улучшения в другие виды угодий или в другие категории земель осуществляется на основе решения Правительства. Согласно статье 7 Закона КР «О переводе (трансформации) земельных участков», перевод остальных видов пастбищ в другие виды или в другие категории земель, кроме трансформации под строительство индивидуального жилья, осуществляет государственная администрация района с согласия органов местного самоуправления, мэрии города республиканского или областного значения.
Алгоритм действий перевода (трансформации) пастбищ в земли населенных пунктов
Похожие материалы:
-
№11 (157) / 2024-12-09 Обучение будущих женщин-депутатов местных кенешей: результаты и перспективы поддержки Проекта УУМУ
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!